Валовой внутренний продукт в Республике Беларусь: структура, динамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - определить сущность валового национального продукта, рассмотреть структуру и динамику ВВП в Беларуси.

Оглавление

Реферат
Введение
1. Теоретические основы и характеристики валового внутреннего продукта
1.1 Валовой внутренний продукт в системе национального счетоводства
1.2 Методы измерения валового внутреннего продукта
2. Исследование валового внутреннего продукта в структуре системы национальных счетов Республики Беларусь
2.1 Анализ динамики и структуры валового внутреннего продукта в Республике Беларусь
2.2 Инвестиции как основной фaктoрoв изменения ВВП
3. Определение путей стимулирования роста ВВП в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ВВП (2).docx

— 294.72 Кб (Скачать)

Одним из инвестиционных источников предприятий за счет собственных  средств являются амортизационные  отчисления, которые, как уже упоминалось, из-за сложного финансового положения  хозяйствующих субъектов не используются в полной мере на реконструкцию и  модернизацию производства, а направляются на пополнение оборотных средств  и другие цели.

Задачей в области амортизационной  политики государства является восстановление на предприятиях возможности реальной оценки основных средств с определением их рыночной стоимости и выводом  из хозяйственного оборота неработающих основных фондов, что будет способствовать предотвращению искажения структуры  затрат, доходов, налогооблагаемой базы. Проблемой является существование  амортизации в виде бартера, применяемого при расчетах с покупателями, что сужает возможности предприятий в переоснащении производства.

Для повышения роли амортизационных  отчислений в инвестиционном процессе представляется необходимой реализация следующего комплекса мер:

- сокращение количества  норм амортизационных отчислений;

- введение в практику  отчислений нелинейных методов  ускоренного начисления амортизации;

- либерализация системы  начисления амортизации, согласно  которой предприятие самостоятельно, исходя из своего экономического  положения и конъюнктуры рынка,  определяет методы и параметры  отчислений на воспроизводство  основных средств;

- изменение систем переоценки  основных фондов и индексации  амортизационных отчислений;

- значительное сокращение  сроков службы научного оборудования  и приборов, вычислительной техники,  некоторых видов оргтехники (до 4-5 лет);

- разработка и утверждение  норм амортизационных отчислений  на некоторые новые виды оборудования, машин, подвижного состава.

Другим источником собственных  средств предприятий для финансирования инвестиций в основной капитал выступает  фонд накопления, величина которого зависит  от рентабельности производства.

Для увеличения рентабельности и, следовательно, фонда накопления необходимо:

  • проведение мер по снижению материалоемкости и энергоемкости производимой продукции;
  • обеспечение финансовой стабилизации в экономике, включающей снижение инфляции до 2% в месяц;
  • установление на рыночной основе единого обменного курса белорусского рубля.

Эти меры должны обеспечить повышение  рентабельности выпускаемой продукции, увеличение фонда накопления предприятий  промышленности и увеличение инвестиций.

Требуют тщательной отработки вопросы  ускорения процесса реструктуризации и введения в действие реального  механизма банкротства предприятий, преодоления кризиса неплатежей, разрешения отраслевым министерствам, добровольным объединениям, субъектам  хозяйствования негосударственной  формы собственности концентрировать  временно свободные средства отдельных  предприятий в соответствующих  централизованных фондах, созданных  на добровольной основе для финансирования приоритетных инвестиционных проектов на возвратной основе в пределах начисленной  амортизации.

В дополнение к этим мерам необходима стабильность нормативно-законодательной  базы и расширение платежеспособности внутри страны. При этом желательно от всего объема инвестиций привлекать до 25-30% средств в виде прямых иностранных  инвестиций.

В то же время следует развивать  долгосрочное финансирование инвестиций в промышленность со стороны банковского  сектора. Для достижения этой цели необходимо:

  • повышение рентабельности в промышленности;
  • создание страховых институтов;
  • обеспечение финансовой стабилизации.

Нельзя не затронуть вопрос формирования внебюджетных инновационных фондов, являющихся на данном этапе практически  единственным источником финансирования производственных объектов межотраслевого назначения и отраслевой науки. Поднять  их эффективность могут помочь следующие  меры:

- введение отчетности предприятий  и организаций перед министерствами, другими республиканскими органами  государственного управления о  полученном эффекте от выполнения мероприятий, финансируемых из средств инновационных фондов;

- предоставление права министерствам,  другим республиканским органам  государственного управления в  случае отсутствия ожидаемого  экономического эффекта взыскивать  за счет прибыли с подведомственных  предприятий полученные из инновационного  фонда средства на восстановление  централизованного фонда из их  прибыли.

В качестве одного из направлений  стимулирования развития инвестиционного  процесса в Республике Беларусь является формирование развитого финансового  рынка, что позволит с помощью  механизма «перелива» акционерного капитала из малоэффективных отраслей и производств в более эффективные  рационализировать структуру производства. Кроме того, повышению эффективности  государственных инвестиционных ресурсов будет способствовать активное использование  механизма подрядных торгов.

Для дальнейшего развития инвестиционной деятельности в стране необходимо реальное совершенствование инвестиционного  климата и повышение имиджа страны.  Особенно это важно для привлечения прямых иностранных инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Валовой внутренний продукт  является одним из основных макроэкономических показателей, оценивающих результаты экономической деятельности. Его  динамика используется для оценки общей  эффективности функционирования экономики  и, следовательно, для определения  относительного успеха или несостоятельности  мер экономической политики, проводимой правительством.

ВВП характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.

Значение ВВП в том, что это центральный макроэкономический показатель, применяемый во всем мире для определения темпов развития производства, характеристики структуры народного хозяйства и многих важных макроэкономических пропорций. Он широко используется для сопоставления относительных уровней экономического развития различных стран и регионов мира.

 ВВП может быть определен в любой из фаз воспроизводственного процесса. Исходя из этого, различают три метода измерения ВВП: производственным, распределительным (по доходу) и конечного использования (по расходу). Эти методы отражают процессы производства, распределения и использования национального продукта. В Беларуси основным методом расчета ВВП является производственный.

Анализ ВВП Республики Беларусь показал, что изменение ВВП имеет положительную динамику, начиняя с 1996 г. ВВП устойчиво растет, небольшой спад наблюдался в 2009 г., прирост ВВП составил 0,2%. Это было вызвано действием негативных внешних факторов (мировой экономический кризис). Относительно благоприятная динамика основных макроэкономических показателей во многом объясняется принятыми оперативных мер экономической политики, многие из которых носили директивный характер.

Анализ структуры ВВП показал, что доля в ВВП производства товаров и услуг практически одинакова. Среди отраслей большую долю занимает промышленности, при этом наблюдается рост доли в ВВП строительства и сокращение вклада сельского хозяйства.

Структура ВВП по доходу показала, что ВВП Беларуси на 47 % формируется за счет оплаты труда. В  расходах лидируют расходы домашних хозяйств на конечное потребление.

Положительная динамика наблюдается  в изменении валовых накоплений, при этом расходы на конечное потребление  государственных организаций несколько  сократились. Негативно развивается  динамика чистого экспорта.

Экономическому росту  в Беларуси способствовали внешние  факторы. В начальный период независимости  Беларусь интенсивно работала над перестройкой торговли с Россией. Благодаря соглашениям, заключенным в то время, Беларусь имела возможность сохранить  льготное ценообразование на импорт нефти и газа, которым она пользовалась с советского периода, и закрепить  преимущественный доступ на рынок для  своей продукции. Это предоставило Беларуси возможность получить существенную выручку от реэкспорта нефти и  газа.

Одновременно экономический  рост России стимулировал спрос на более дешевые белорусские товары. Быстрый темп экономического роста  начал несколько снижаться с 2006 года, сократившись с 10 до 8%. Рост цен  на нефть и газ в 2007 году, последовавший  за новым соглашением с Россией  по энергоносителям, явился важным фактором, объясняющим данное снижение темпа, поскольку 97% производства электроэнергии в Беларуси основано на газе, большая  часть которого поставляется Россией. С 2010 г. условия поставок российских энергоносителей в Беларусь существенно  изменились. Россия в 2010 г. беспошлинно  поставит Беларуси только 6,3 млн. тонн нефти для внутреннего потребления.

Вместе с тем рост экономических  показателей позволил в определенной мере стимулировать внутренний потребительский  рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.

Главной целью экономики  Беларуси сегодня является обеспечение сбалансированного и устойчивого роста ВВП, а на его основе социальной стабильности. Осуществление обозначенных мер требует привлечения и использования значительных материальных и финансовых ресурсов. Среди них рост объемов инвестиций является главным условием подъема экономики страны.

Для реализация вышеназванной цели предусматривает: совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; защиту интересов инвесторов; предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования местными природными ресурсами; расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; принятие антимонопольных мер; расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Базылев, Н.И., Базылева, М.Н. Экономическая теория: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: Книжный Дом, 2008. – 608 с.

2.Головачев, А. Экономика Республики Беларусь: проблемы и пути их решения // Директор. – 2009. - №5 – С. 13-17.

3. Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа.—Минск: Нациоальный статистический комитет Республики Беларусь, 2009. —106 с.

4. Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа.—Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2010. —108 с.

5. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах», 2010 (стат. сб.) Национальный статистический комитет РБ — Минск, 2010. – 342 с.

6. Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси: Науч.-метод. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 435 с.

7. Макконеннелл, К.Р., Брю, С.Л./Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. – М.:ИНФРА – М, 2008. - 972 с.

8. Махмутов А.Х. Мировому финансово-экономическому кризису - год: уроки и выводы // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2009. - № 5. - С. 4-13.

9. Национальный статистический комитет Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа: 26.10.2011.

10. Национальный банк Республики Беларусь (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nbrb.by. – Дата доступа: 20.10.2011. .

11. Плотников В.А. Глобальные проблемы социально-экономического развития и нейтрализации рисков экономической безопасности периода экономического кризиса // Экономика и управление. - 2009. - № 3. - С. 12-16.

12. Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: Материалы 4-й международной научной конференции, Минск, 2—3 окт. 2009 г-В 2-х т. НИЭИ МЭ РБ. — Мн.: 2009, т.

13. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы. Мн.: Беларусь, 2006.

14. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 2007. - Гл. 12-13, с. 265-272, 282-286.

15. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 2009. - Гл. 11, c. 176-189, гл.13, с. 209-223.

 

 

 

 

 


Информация о работе Валовой внутренний продукт в Республике Беларусь: структура, динамика