Трудовые ресурсы и трудовой потенциал

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 05:51, реферат

Краткое описание

Состояние и развитие общества в значительной степени определяется количеством и составом его населения. Под населением понимается совокупность людей, живущих на определенной территории – в муниципальном образовании района, города, региона, страны.

Файлы: 1 файл

nizova.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

трудовые  ресурсы и трудовой потенциал  
КАК ФАКТОР демографического развития общества

Л. М. Низова

Доцент  Марийского государственного технического университета,  
г. Йошкар-Ола

    1. Трудовые ресурсы  как социально-экономическая  категория

    Состояние и развитие общества в значительной степени определяется количеством и составом его населения. Под населением понимается совокупность людей, живущих на определенной территории – в муниципальном образовании района, города, региона, страны.

    Частью  населения и фактором экономического развития общества являются человеческие ресурсы, но данный термин используется, как правило, за рубежом. В России оперируют категориями «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал общества». Трудовые ресурсы – это одна из форм выражения понятия «человеческие ресурсы».

    Термин  «трудовые ресурсы» впервые применил академик  
С.Г. Струмилин в 20-е годы ХХ столетия. В 1954 году Международная конференция статистиков труда утвердила определение «общие трудовые ресурсы», включившие «собственно трудовые ресурсы» и «военнослужащих».

    Трудовые  ресурсы в сегодняшнем понимании  – это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими и интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага или оказывать услуги.

    Физические  и интеллектуальные возможности населения зависят, как известно, от возраста. В ранний и зрелый период жизни они формируются и умножаются, а к старости утрачиваются.

    С точки зрения отношения к трудовой деятельности все население условно подразделяют на три группы:

    1) дорабочий возраст – это период получения общего профессионального образования;

    2) рабочий;

    3) послерабочий (пенсионный возраст).

    Согласно  сложившейся статистической практике трудовые ресурсы состоят:

    1) из трудоспособных граждан в  трудоспособном возрасте, работающих в экономике страны (в РМЭ – 63,1% на 1 января 2004 г. с учетом итогов переписи 2002 г.);

    2) граждан моложе трудоспособного  возраста (работающие подростки; в РМЭ – 18,5%);

    3) граждан, старше трудоспособного  возраста (работающие пенсионеры; в РМЭ – 18,4%).

    Трудоспособный (рабочий) возраст – это период, в течение которого человек способен трудиться без ущерба для своего здоровья. К трудовым ресурсам из лиц  трудоспособного возраста не относятся  инвалиды I и II группы, а также лица, ушедшие на пенсию на льготных условиях.  
 

Рис. 1. Состав трудовых ресурсов Республики Марий  Эл  
(с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 г.)
 

    С учетом социально-экономических условий  страны и физиологических особенностей мужского и женского организма в каждом государстве устанавливаются законодательными актами возрастные границы трудоспособного (рабочего) возраста. Исторически эти границы менялись по социальным и экономическим мотивам.

    В России трудоспособным возрастом в  настоящее время считается: у мужчин – 16 – 59 лет включительно, у женщин – 16 – 54 года. В период первой пятилетки нижняя граница была 14 лет, а в конце второй и до сих пор – 16 лет. Нижняя граница определяет возраст вступления в трудоспособность, а верхняя – возраст выхода на пенсию. Россия является единственной или одной из немногих стран мира, где самая низкая верхняя граница для женщин, где для отдельных категорий работников пенсионный возраст сокращается на 5 – 10 лет (с вредными условиями труда); это связано, прежде всего, с уровнем жизни и с ее средней продолжительностью.

    Расчет  численности трудовых ресурсов производят тремя методами.

    1. Демографический метод:  

     ,                                   (1) 

где S – численность трудовых ресурсов;

   ST – численность населения в трудоспособном возрасте;

   SИ – инвалиды I и II группы;

   SРП – число работающих подростков;

   SП – число работающих пенсионеров. 

    2. Экономический метод:  

     ,                              (2) 

где SЗ – фактически занятое население, включая занятых в личном, подсобном и сельском хозяйстве;

    SДХ – занятые в домашнем хозяйстве;

    SУ – учащиеся с отрывом от производства (старше 16 лет);

    SБ – численность безработных;

    SНЗ – остальные незанятые лица в трудоспособном возрасте. 

    Однако  по этим методам результаты не могут  совпадать из-за маятниковой миграции. 

    3. Определение численности трудовых  ресурсов универсальным методом с учетом маятниковой миграции: 

,                                  (3) 

где – трудовые ресурсы региона (муниципального образования города, региона);

     – численность трудоспособного  населения в трудоспособном  возрасте;

     – число работающих подростков;

     – число работающих лиц  пенсионного возраста;

     – число лиц, прибывших  на работу в данный регион;

     – число лиц, выбывших  на работу из данного региона  в другие регионы. 

    4. Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста трудовых ресурсов.

    Абсолютный  прирост определяется как разность между численностью трудовых ресурсов на начало и конец рассматриваемого периода (год, квартал).

     ,                                                  (4)

где SТР – абсолютный прирост трудовых ресурсов;

   SО – численность трудовых ресурсов на начало периода;

   SН – численность трудовых ресурсов на конец периода. 

    Темп  роста рассматривается как отношение  абсолютной величины численности трудовых ресурсов в конце данного периода  к их величине в начале периода. Если рассматривается темп за ряд лет, то среднегодовой темп определяется как средняя геометрическая:

                                                (5)

     ,                                            (6)

где ТРС – среднегодовой темп роста;

   n – число лет;

   SH – численность трудовых ресурсов в конце периода;

   SO – численность трудовых ресурсов в начале периода. 

    Темп  прироста можно рассчитать по формуле:

     .                                          (7)

    Трудовые  ресурсы как социально-экономическая  категория могут рассматриваться с четырех позиций:

    – демографической;

    – экономической;

    – социологической;

    – статической.

    Демографический аспект отражает зависимость трудовых ресурсов от воспроизводства населения  и учитывает такие его корректировки (характеристики), как пол, возраст, место жительства и др.

    Экономический аспект выражает экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве.

    Социальный  аспект отражает формирование и использование  трудовых ресурсов внутри исторически  определенной формации и под ее влиянием.

    Статический аспект характеризует трудоспособный (рабочий) возраст населения.

    Структура трудовых ресурсов многогранна, ее можно  поделить на две группы:

    – количественная характеристика;

    – качественная характеристика.

    К количественным характеристикам трудовых ресурсов относят численность, их состав по полу, возрасту, общественным группам, месту жительства, национальности и языку, религии, занятости по отраслям и сферам экономики.

    К качественным – образовательный  уровень трудовых ресурсов, их профессионально-квалификационную структуру и т. д.

    Не  углубляясь в характеристику каждого  показателя, необходимо остановиться лишь на некоторых. При анализе по возрасту особого внимания заслуживают молодежь и работающие пенсионеры, а по полу – работающие женщины. Их положение усугубляется в настоящее время трудностями трудоустройства и конкуренцией на рынке труда. В то же время основную часть предпринимателей, банкиров, менеджеров и других представителей современного бизнеса составляет именно молодежь с ее характерными особенностями – высокой мобильностью, активностью и смелостью.

    Трудовые  ресурсы России всегда отличались сравнительно высоким общеобразовательным и  профессиональным уровнем. Однако эти  позиции начали утрачиваться, особенно в последние годы, что требует нового подхода и отношения к образованию и науке.

    По  мере развития общества быстро меняется распределение трудовых ресурсов между  городом и селом. Трудовые ресурсы  города растут как количественно, так и качественно, они отличаются более высоким общеобразовательным и профессиональным уровнем. На селе же складывается неблагоприятная возрастная структура (молодежь мигрирует в город), здесь растет неполная занятость (сезонность) и излишняя численность работающих.

    Однако  трудовые ресурсы – это не единственное понятие, которое выражает человеческие ресурсы. В странах с развитой рыночной экономикой уже давно (с 1966 года) утвердилось понятие «экономически активное население». В Российской Федерации переход на международную систему квалификации состава населения осуществлен с 1993 года.

    Экономически  активное население – это совокупность работающих и безработных (или, точнее, активно ищущих работу). Это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.

    Некоторые авторы считают, что понятие «трудовые ресурсы» вообще утратило свое значение, а понятие ЭАН отождествляют с понятием «рабочая сила». Однако составные части (структура) трудовых ресурсов говорят о другом.

    Из  схемы видно, что трудовые ресурсы  – более широкое, обобщающее понятие, оно характеризует именно имеющиеся ресурсы труда, в него входят как ЭАН, так и военнослужащие, а также лица, занятые учебой с отрывом от производства, не занятые трудом и не ищущие работу.  

    Трудовые  ресурсы Республики Марий Эл 

 

Рис. 2. Составные  части трудовых ресурсов Республики Марий Эл  
(с учетом переписи населения 2002 г.)
 

    Экономически  неактивное население – это то население, которое не входит в состав рабочей силы. К нему относятся  следующие категории:

    а) учащиеся, студенты, аспиранты, докторанты очных форм обучения;

    б) лица, получающие различные виды пенсии;

    в) лица, занятые ведением домашнего  хозяйства, уходом за детьми и больными;

Информация о работе Трудовые ресурсы и трудовой потенциал