Трансформационный процесс в национальной экономике Республики Беларусь: анализ эффективности системных преобразований

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является выявление сущности трансформационной экономики, направлений и методов государственного регулирования, анализ эффективности системных преобразований в Республике Беларусь.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрыть понятие, закономерности функционирования переходной экономики и трансформационного процесса;
- определить главные задачи переходной экономики;
- рассмотреть модели переходных экономик на примере зарубежных стран;
- рассмотреть особенности смешанных преобразований в Республике Беларусь;
- проанализировать результаты и перспективы рыночных трансформаций в экономике Республике Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Основные варианты и задачи трансформационного процесса ………………..5
стран……………………………………………………………………………….10
2. Особенности смешанных преобразований в Республике Беларусь.............16
3 Результаты и перспективы рыночных трансформаций экономики Республики
Беларусь……………………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………..35
Список использованных источников……………………………………………38

Файлы: 1 файл

Переходная экономика 2010.doc

— 647.50 Кб (Скачать)

Говоря об отраслевой структуре убыточных предприятий, следует отметить довольно низкий их уровень в сельском хозяйстве. Во многом это можно объяснить довольно высоким уровнем государственных дотаций в данной отрасли. По разным оценкам объем субсидирования сельского хозяйства в Беларуси составляет около 3–4% от ВВП, что является одним из главных факторов конкурентоспособности предприятий сельского хозяйства. В результате в кризисный период в сельском хозяйстве удалось сохранить довольно высокие темпы роста. За первое полугодие при спаде в промышленности на 3.6%г/г, производство в сельском хозяйстве выросло на 6.6% г/г. Поэтому в производственной структуре доля сельского хозяйстве в первом полугодии существенно возросла и значительная часть роста объяснялась динамикой данной отрасли. Впоследствии рост сельского хозяйства стал замедляться (до1% г/г в январе-ноябре), что обусловило спад ВВП во 2-м и 3-м кварталах. [5, с. 29]

 

 

Примечание. * с 2004 г. к убыточным организациям относятся те, которые получили чистый убыток.

Источник: [5, с. 28].

 

Рис. 3.1 - Удельный вес убыточных предприятий в экономике РБ.

 

Еще одной отраслью, которая  росла довольно высокими темпами, стало  строительство. Во 2-м квартале 2009 г. данная отрасль продемонстрировала наиболее высокие темпы роста – 15% г/г, а доля добавленной стоимости строительства в ВВП возросла на 1.9 процентного пункта до 11.9% от ВВП. Бурный рост в строительстве объясняется перечнем мер экономической политики, направленных на стимулирование данной отрасли, как в сфере жилищного, так и нежилищного строительства. В мае 2009 г. Мингорисполком согласовал с Беларусбанком новый механизм предоставления льготных кредитов на строительство жилья в столице. Этот механизм существенно расширяет доступ населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий, к льготным кредитам. В июне 2009 г. в соответствии с Указом президента были снижены ставки на льготные кредиты на жилищное строительство для многодетных семей с 3% до 1% годовых. Данные кредиты, предоставляются Беларусбанком, а разница в процентных ставках погашается банку за счет средств бюджета. Эти меры обусловили более широкий доступ населения к кредитным ресурсам. Предоставление кредитных ресурсов способствовало и дополнительному привлечению в экономику инвестиций в жилищное строительство за счет сбережений населения. Кроме того, дополнительные сбережения домашних хозяйств направлялись в жилищное строительство и вследствие снизившихся в долларовом выражении цен на жилье.

Наряду с жилищным строительством, экономические власти способствовали и развитию строительных проектов в производственном секторе, также путем дополнительных преимуществ в получении заемных ресурсов у банков. Таким образом, в условиях кризиса экономические власти стали стимулировать строительную отрасль и инвестиционный спрос посредством приоритетного доступа к кредитным ресурсам.

Среди отраслей промышленности – доля добавленной стоимости  которой составляет около 28% от ВВП – с наибольшими проблемами столкнулись отрасли машиностроения и металлообработки, деревообработки и легкой промышленности (см. табл. 3.2). Это объяснялось масштабным падением внешнего спроса, так как значительная часть производимой данными отраслями продукции поставляется на экспорт, прежде всего, в Россию.

Таблица 3.2 - Вклад отраслей в прирост промышленного производства в РБ

Источник: [5, с. 30]

 

Таким образом, кризис привел к довольно существенным изменениям в отраслевой структуре белорусского ВВП. В течение всего рассматриваемого периода увеличивался удельный вес отраслей, производящих услуги и ориентированных преимущественно на внутренний рынок. Стоит отметить, что для стимулирования роста по экономике в целом, данный процесс дополнительно стимулировался экономическими властями, как посредством фискальных, так и монетарных стимулов. При этом, в случае фискальных стимулов, можно говорить об их умеренном использовании, поскольку следуя договоренностям с МВФ экономические власти пытались поддерживать довольно жесткую фискальную дисциплину. Поэтому в стимулировании темпов экономического роста приоритет отдавался монетарным стимулам, в частности, доступом к кредитным инструментам. Такой подход в реальном секторе экономики обусловливал дополнительную нагрузку на кредитно-финансовый сектор, а также формировал ряд дополнительных вызовов для монетарной политики. Помимо мер, направленных на сглаживание шоков пришедших непосредственно из монетарной сферы, монетарной политике была отведена одновременно и роль инструмента дополнительного отраслевого стимулирования.

Промышленные предприятия, даже те, которые столкнулись с наиболее тяжелыми последствиями кризиса, в первом полугодии по-прежнему сталкивались с весьма жесткими директивными заданиями по темпам роста производства, а также по обеспечению занятости.

Несмотря на это в  ряде отраслей промышленности предприятия пытались сократить издержки, де-факто заморозив номинальную заработную плату, сокращая занятость и уменьшая рабочее время. В частности, в январе-ноябре реальная зарплата в машиностроении и металлообработке снизилась на 8.1% г/г, в деревообработке – на 7.5% г/г. В целом по промышленности реальная заработная плата в указанный период сократилась на 2.0%. В данных отраслях также сократилась занятость и увеличились потери рабочего времени. Однако поскольку внутреннее потребление рассматривается экономическими властями в качестве одного из приоритетов, то динамике данного показателя даже в кризисный период уделялось довольно большое внимание. Де-факто, снижение заработной платы и снижение занятости имело место лишь на предприятиях, где производительность труда снизилась очень существенно и соответствующие меры были практически неизбежны. В целом же по экономике заработная плата продолжала расти, и за январь-октябрь 2009 г. в реальном выражении она возросла на 0.1% г/г, в то время как производительность труда в целом по экономике за данный период снизилась на 1.1% г/г (см. рис. 3.2).

Примечание. Производительность труда рассчитана как ВВП на одного занятого.

Источник [5, с. 32].

Рис. 3.2 - Темпы прироста зарплаты и производительности труда в РБ

 

Такая политика обусловила сохранение роста удельных издержек на рабочую силу у белорусских предприятий. В макромасштабе это выражалось в увеличении доли оплаты труда в ВВП (во 2-м квартале 2009 г. этот показатель вырос на 5 процентных пунктов по сравнению со 2-м кварталом 2008 г., достигнув 51.6% от ВВП). Эту тенденцию можно интерпретировать как ухудшение ценовой конкурентоспособности белорусских производителей. Поскольку снижение внешнего спроса являлось первопричиной кризисных явлений в белорусской экономике, то соображения ценовой конкурентоспособности представляются чрезвычайно важными в кризисный период. Вместе с тем, повышение удельных издержек на рабочую силу способствовало стимулированию потребления домашних хозяйств, что обеспечивало дополнительный внутренний спрос в белорусской экономике. Поскольку приоритет в политике экономических властей был отдан соображениям внутреннего спроса, то и с этой позиции можно говорить о том, что де-факто стратегией экономической политики было замещение сократившегося внешнего спроса внутренним. Во второй половине 2009 г. темпы роста производительности труда и заработной платы стали выравниваться, что свидетельствует о частичном изменении приоритетов экономической политики во втором полугодии 2009 г. [13, с. 14]

Стимулирование опережающего роста заработной платы можно  рассматривать и в контексте выбора между потреблением и инвестициями в национальной экономике. В случае, если предприятия обеспечивают опережающий рост заработной платы, то это объективно снижает их инвестиционные возможности. Однако в 2009 г. такого рода выбора экономические власти пытались избегать. Наряду с опережающим ростом заработной платы относительно производительности труда, экономические власти предоставляли дополнительные фискальные и монетарные стимулы для осуществления инвестиционной деятельности. Аналогично со стимулированием жилищного строительства, инвестиционная деятельность в целом преимущественно стимулировалась посредством расширения доступа к кредитным ресурсам, что обусловило наибольший рост банковских кредитов в структуре источников финансирования инвестиций (см. табл. 3.3).

Таблица 3.3 - Источники финансирования инвестиций в основной капитал в РБ

Примечание. N/A – данные отсутствуют.

Источник [5, с. 34].

 

Таким образом, можно  говорить об имевшей место довольно ярко выраженной политике стимулирования внутреннего спроса для обеспечения благоприятной динамики ВВП. В первом полугодии правительство пыталось стимулировать внутренний спрос как за счет потребления домашних хозяйств, так и за счет инвестиций в основной капитал. Однако во 2-м и 3-м кварталах больший приоритет был отдан стимулированию инвестиционного спроса, а вклад в рост потребления домашних хозяйств стал снижаться вследствие ослабления стимулирования заработной платы (см. табл. 3.4).

 

Таблица 3.4 - Вклад компонентов совокупного спроса в прирост ВВП в РБ

Примечание. НКООДХ –  некоммерческие организации, обслуживающие  домохозяйства. Вклад компонентов  в прирост ВВП – процентных пунктов.

Источник [13, с. 18].

 

Помимо соображений  ценовой конкурентоспособности и необходимости сбалансировать динамику заработной платы и производительности труда, ослабление мер по стимулированию домашних хозяйств можно также объяснить большим внешним дисбалансом. В начальные периоды кризиса (в 3-м и 4-м кварталах 2008 г.) отрицательный вклад чистого экспорта в ВВП существенно увеличивался, и его пытались компенсировать ростом внутреннего спроса. В этот период существенный положительный вклад в экономический рост вносило также накопление запасов материальных оборотных средств (как запасов готовой продукции, так и запасов сырья и комплектующих). В первом полугодии 2009 г. накопление запасов готовой продукции продолжилось, однако за счет снижения запасов промежуточных товаров вклад данного компонента совокупного спроса стал отрицательным. Тем не менее, такая модель, позволяя компенсировать снизившийся внешний спрос внутренним, одновременно и подрывала темпы роста за счет высокого уровня спроса на импорт. Поддержание внешнего дисбаланса в течение долгого периода является довольно затруднительным, поскольку создает дополнительные дисбалансы в кредитно-финансовом секторе, а также обусловливает накопление внешнего долга. Особенно затруднительным оно является в условиях дефицита ликвидности на внешних рынках. Поэтому со второго полугодия 2009 г. ряд компонентов внутреннего спроса стал сокращаться, что было необходимо для снижения спроса на импорт и снижения отрицательного вклада чистого экспорта. В результате внутренний спрос стимулировался преимущественно за счет инвестиций. Правительство сохраняло основные меры по их стимулированию, но при этом и рост инвестиций стал несколько замедляться.

В целом резюмируя  каналы распространения кризиса  и его последствия в белорусской экономике, можно говорить о том, что наиболее важные тенденции были следствием мер, предпринимаемых правительством. Изначальные тенденции, обусловленные воздействием глобальной конъюнктуры, приводили к следующим последствиям:

− существенное ухудшение  результатов хозяйственной деятельности предприятий: снижение рентабельности и рост числа убыточных предприятий;

− замедление роста заработной платы или ее снижение, снижение занятости и рост потерь рабочего времени;

− повышение доли собственных средств населения, направляемых в жилищное строительство;

Ряд дополнительных каналов  протекания кризиса в реальном секторе  можно связать с мерами экономической политики правительства. Эти меры включали в себя:

− сохранение заданий  по темпам роста объемов производства;

− расширение фискальных и монетарных стимулов для отдельных отраслей (строительство и сельское хозяйство – поиск отраслей – «локомотивов роста») и видов экономической активности (жилищное строительство, потребление отечественных товаров и пр.);

− стимулирование роста  доходов население и сохранение директивных показателей по занятости.

Наряду с первоначальными  последствиями кризиса, данные меры способствовали также проявлению ряда дополнительных тенденций в реальном секторе, в частности:

− изменение структуры  национальной экономики и повышение доли отраслей ориентированных на внутренний рынок (строительство, сельское хозяйство). Кроме того, за счет снижения доли добавленной стоимости промышленности, повышается доля отраслей, производящих услуги;

− повышение удельных издержек на рабочую силу, с последующим  замедлением темпа их роста (сбалансированность роста заработной платы и производительности труда);

− замещение внешнего спроса внутренним, что сопровождалось стимулированием роста внешнего дисбаланса. Впоследствии данная стратегия стала применяться не столь активно вследствие большого внешнего дефицита. В результате среди компонентов внутреннего спроса приоритетная роль отдается инвестициям в основной капитал (включая жилищное строительство), а рост других компонентов совокупного спроса замедляется или же они снижаются, что дает возможность снижать спрос на импорт.

Таким образом, в третьей главе можно  сделать следующие выводы. На основе специфики поведения экономических агентов в белорусской экономике можно выделить специфику функционирования рынка товаров и услуг.

Вследствие специфики  реального сектора Беларуси объем  предложения на данном рынке можно  рассматривать как заданный экзогенно. На нем происходит уравновешивание заданного объема предложения с предъявляемым спросом. Внутренний спрос может колебаться за счет шоков со стороны потребления домашних хозяйств, инвестиций предприятий, государственного потребления и потребления НКО.

Внешний спрос может  колебаться под воздействием шоков со стороны мирового или российского рынка. В такой ситуации балансирующими переменными будут выступать: со стороны внутреннего спроса – инвестиции в запасы, со стороны внешнего спроса – импорт, имеющий преимущественно сырьевую структуру.

Информация о работе Трансформационный процесс в национальной экономике Республики Беларусь: анализ эффективности системных преобразований