Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:05, курсовая работа
В настоящее время Российское государство переживает период структурной перестройки всех сфер общественной жизни. Предпринимается попытка построить правовое демократическое общество. Естественным элементом этого процесса является переход от плановой, административно-командной экономической системы к рыночной; и, как закономерный результат этого – появление множества разнообразных типов рыночных структур. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и так далее.
Лидерство в ценах очень распространено на Западе, а в наши дни его можно наблюдать и в России, например, в автомобилестроении. Российская автомобильная промышленность - классический пример олигополии. Самостоятельных производителей автомашин в стране вообще немного (около десятка), а крупных фирм, оказывающих заметное влияние на рынок, и того меньше. Так, в производстве легковых автомобилей их всего три -АвтоВАЗ, ГАЗ и АЗЛК.
В 1991-1992 гг. лидером в ценах на легковые машины постоянно выступал крупнейший производитель - АвтоВАЗ. А АЗЛК и ГАЗ следовали за ним. Это было время гиперинфляции, когда дорожало все. Решающее значение имела скорость повышения цен. И АвтоВАЗ задал весьма быстрый темп. Экономические возможности для этого были. С началом социального расслоения чуть ли не первой покупкой богатых людей стал именно автомобиль. К тому же много машин покупали и новые частные фирмы, где мобильность - главный залог успеха.
Лидерство АвтоВАЗа в ценах
фактически сводилась к их
максимально быстрому
ВАЗ-2109 стал заметно дороже «Волги» и почти в три раза дороже «Москвича». В результате у АвтоВАЗа возникли первые проблемы со сбытом. Урок не прошел даром: в том же 1993 г. темп роста цен на «Жигули» резко упал22.
Главным фактором последующих лет стала постепенная потеря международной конкурентоспособности российских автомобилей. Сначала «Жигули» вынуждены были оставить иностранные рынки. Затем, несмотря на защитные таможенные пошлины, иномарки стали теснить их и в России.
Новый поворот ситуации обусловила девальвация рубля. Она сделала иномарки недоступно дорогими и открыла путь для повышения цен на отечественный машины. Испуганный недавними трудностями сбыта АвтоВАЗ на этот раз отказался выполнять роль лидера их увеличения. Ее взял на себя АЗЛК, сумевший к тому времени заметно улучшить качество выпускаемых им машин. Таким образом, в отрасли вновь восстановилась система лидерства в ценах.
Заключение
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Многообразие рыночных структур охватывается четырьмя теоретическими моделями:
l) совершенно конкурентный рынок;
2) монополия;
3) монополистическая конкуренция;
4) олигополия.
В течение многих десятилетий советского периода экономика нашей страны носила закрытый характер, не существовало конкуренции ни между отечественными производителями, ни с зарубежными. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок во многих отраслях советской экономики.
Челноки,
фотоателье, парикмахерские; продавцы,
предлагающие одни и те же марки
сигарет или жевательных
Таким образом, близкие к совершенной конкуренции условия существуют во многих секторах экономики, где преобладает новый частный бизнес.
Совершенно иная картина наблюдается в отраслях, где преобладают приватизированные предприятия. Эти отрасли экономики, как правило, в высокой степени монополизированы.
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.
Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.
Проблема в том, что в сегодняшних условиях он трудноосуществим. Из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов.
Особую проблему представляют собой естественные монополии. То и дело в российской прессе появляются сообщения о веерных отключениях электроэнергии, неплатежах, конфликтах между монополистами и потребителями. Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства.
Неэффективность монополистической конкуренции – очевидная вещь, однако простых методов экономической политики государства, направленной на улучшение результатов монополистической конкуренции не существует.
Список использованной литературы
1 Костина Г. Искушение низким качеством. Эксперт. 2010.
2 Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства. - Российский экономический журнал, 2010.
3 Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства. - Российский экономический журнал, 2010.
4 Авдашева С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России 2009.
5 Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - 4-е изд., испр. и доп. - М. «ГНОМ-ПРЕСС», 2010.
6 Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - 4-е изд., испр. и доп. - М. «ГНОМ-ПРЕСС», 2010.
7 Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - 4-е изд., испр. и доп. - М. «ГНОМ-ПРЕСС», 2010.
8 Костина Г. Искушение низким качеством. Эксперт 2010.
9 Костина Г. Искушение низким качеством. Эксперт. 2010.
10 Костина Г. Пришло время русских липосом. Эксперт. 2009.
11 Кривошеев В. Чем больше больных, тем богаче страна? Бизнес . 2009.
12 Костина Г. Пришло время русских липосом. Эксперт. 2009.
13 Костина Г. Пришло время русских липосом. Эксперт. 2009.
14 Кривошеев В. Чем больше больных, тем богаче страна? Бизнес. 2009.
15 Костина Г. Пришло время русских липосом. Эксперт. 2009.
16 Кривошеев В. Чем больше больных, тем богаче страна? Бизнес. 2009.
17 Кривошеев В. Чем больше больных, тем богаче страна? Бизнес. 2011.
18 Кривошеев В. Чем больше больных, тем богаче страна? Бизнес. 2011.
19 Хорошавина Н. Побочный эффект. Эксперт. 2010.
20 Хорошавина Н. Побочный эффект. Эксперт. 2010.
21 Хорошавина Н. Температура кристаллизации. Эксперт . 2010.
22 Хорошавина Н. Температура кристаллизации. Эксперт . 2010.
Информация о работе Типы рыночных структур в экономике современной России