Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:35, курсовая работа
Целью данной работы является классификация и анализ экономических систем и моделей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение "экономической системы";
выделить составные элементы экономической системы;
классифицировать экономические системы;
рассмотреть модели экономических систем развитых стран;
выделить особенности переходного периода российской экономики;
рассмотреть «сценарии» развития отечественной экономики.
Введение...................................................................................................................3
1 Экономическая система как теоретический объект
1.1 Экономическая система: понятие; элементы; факторы, определяющие стабильное развитие…………………………..…………………………………..5
1.2 Классификация экономических систем……………………………………...9
1.3 Эволюция экономических систем и их страновые особенности…………16
2 Общая характеристика российской трансформационной экономики
2.1 Необходимость и механизмы трансформации экономической системы России…………………………………………………………………………….21
2.2 Результаты формирования рыночной экономики в России……………..25
2.3 «Сценарии» развития отечественной экономики………………………..29
Заключение……………………………………………………………………...35
Список использованных источников…………………………………………37
Характерные для России деспотизм и отсутствие демократических традиций порождали неуважение к закону и недоверие к любой власти. Немалую роль играет и упоминавшийся антагонизм между государством и предпринимательскими структурами, ведущий к разрастанию теневой экономики.
На формирование рыночной экономики в России оказывают влияние такие факторы, как склонность немалой части населения к государственному патернализму (значительной роли государства в перераспределении доходов населения) и общественным формам присвоения (бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.). Это ведет к сохранению значительной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и ограничению рыночных факторов в социальной сфере.
Из сказанного следует, что основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. Эти факторы в современных условиях сдерживают функции свободного рынка.
Такая переходная экономика,
представляющая собой шаг вперед
по сравнению с административно-
2.2 Результаты формирования рыночной экономики в России
Позади десятилетний период перехода России на рыночный механизм экономического развития. Для экономических процессов десять лет – это время нормального воспроизводственного цикла, когда происходит адаптация народного хозяйства и отдельных производителей и потребителей к изменяющимся условиям, к обновлению основных средств, технологий, новым требованиям к персоналу, когда утверждается новая структура экономики, отвечающая вызовам наступившего времени. Переходный период по своей природе кардинально отличается от нормального воспроизводственного цикла. Его «аномалия» состоит в том, что это – изменение не внутри устоявшейся системы, а переход от одной к другой системе организации народного хозяйства. Поэтому здесь не может быть воспроизводственного цикла в чистом виде, но вполне могут быть варианты трансформации, среди которых, во-первых, есть такие, которые максимально учитывают особенности национальной экономики и страны в целом, и во-вторых, что связано и с первым обстоятельством, предполагается выбор пути с наименьшими издержками для общества и минимизаций потерь для страны. Подобные рассуждения имеют смысл, когда они находятся в экономическом контексте. Если же в переходный период «правит бал» политическая целесообразность, то главным становится принцип - «любой ценой» сделать события необратимыми. Понятно, что при выдвижении на передний план политических мотивов и целей, оценка самих трансформационных процессов и их результатов в рамках экономических и социальных координат приобретает условный, подчинённый характер. Поэтому с самого начала нельзя не отметить, что движущими факторами российского переходного периода оказались неэкономические факторы. Не случайно при таких обстоятельствах экономическая эффективность принималась во внимание преимущественно только через призму частного интереса лиц, оказавшихся в разной степени организаторами приватизационных и других переходных процессов.
Если сосредоточиться
на экономических результатах
Вместе с тем нельзя закрывать глаза на то, что народ России платит высокую цену за поворот к рынку. До сих пор страна по объёму ВВП не вышла на уровень 1990г., по-прежнему жизненный уровень населения ниже допереходных значений. Упал индекс человеческого развития и застыл показатель качества жизни, что не может не вызывать социальную напряжённость в обществе. Даже в г. Москве, где можно наблюдать максимальное для страны продвижение рыночных реформ, 26% жителей имеют доходы ниже прожиточного минимума, а доходы 10% наиболее богатых граждан в 50 раз выше доходов 10% беднейших слоёв столицы. Подобная социальная дифференциация порождает немало негативных явлений и в экономике, и в обществе в целом.
Накопились диспропорции в развитии различных рынков. Финансовый рынок резко рванул вперёд, в результате финансовый сектор в целом вышел на собственную орбиту развития, оторвавшись от других сегментов экономики. Значительное отставание рынка труда не только не обеспечивает достаточный платёжеспособный спрос, но и тормозит развитие внутреннего рынка вообще. В результате многих причин до сих пор не сформировалось полноценное единое рыночное пространство страны, что приводит к экономической обособленности регионов и росту противоречий между ними. Получается, что страна держится в основном за счёт того потенциала, который был создан до 1991 г. Однако десятилетняя эксплуатация этого потенциала не формирует пока новых заделов, не создаёт структуру национальной экономики, адекватную рыночной модели. В результате даже в общих чертах пока не виден новый воспроизводственный процесс, наличие которого как раз бы свидетельствовало о создании собственной базы для экономического роста на рыночных принципах.
Включение России в полнокровные мирохозяйственные процессы проходит для страны с отрицательной результативностью: при положительном балансе внешней торговли утечка отечественного капитала за рубеж значительно больше, чем иностранные инвестиции в российскую экономику. Такая динамика выгодна мировому хозяйству и конкретным зарубежным партнёрам российских компаний, поскольку они получают энерго- и трудоёмкие сырьевые, энергетические и другие ресурсы, оставляя за собой лидерство в отраслях высокой переработки и технологий. Фактически по-прежнему лишь природные и энергетические ископаемые позволяют России сохранять свою нишу на мировых рынках.
Несмотря на то, что
государство представлено в различных
отраслях через государственную
собственность или через
Одной из ключевых проблем, от которой зависит настройка экономического и социального организма общества, остается перекос во взаимосвязи интересов индивида, бизнеса и общества в сторону наиболее богатых граждан. Оптимальное рыночное развитие не может происходить без гармонизации соотношения существующих интересов и доходов. Именно благодаря этому обстоятельству в передовых странах большинство населения поддерживало и поддерживает рыночные принципы. Но при этом имеет место открытый демократический контроль за использованием государственных и общенациональных ресурсов. Российским гражданам о таком контроле остается только мечтать.
Безусловно, многовековой опыт рыночных отношений свидетельствует о том, что, в конце концов, объективные экономические законы проложат себе дорогу и на российской земле сформируется понимание и поддержка рыночного пути. Однако особенность XXI века заключается и в том, что временной режим изменений очень жёсток и затягивание решения проблем, давно закрытых в передовых странах, создаёт новые трудности в российском обществе.
В настоящее время
уровень благосостояния в России
составляет 23% от уровня жизни в богатых
странах Организации
Сегодня российская экономика ресурсозависима, а ее структура разбалансирована, констатируют эксперты. Иными словами, экономическая стабильность государства обеспечена добычей полезных ископаемых. Доля углеводородов и металлов от общего объема экспорта составляет 70% в долларовом эквиваленте. При этом в нефтедобывающем секторе трудоустроены 2% трудоспособного населения. В долгосрочной перспективе уровень жизни в стране будет во многом зависеть от степени ресурсозависимости и успешности модернизации.
На основе текущего структурного состояния экономики экспертами предложено три сценария развития: оптимистичный — "Россия на пути в ОЭСР"; ресурсный — "Россия — ресурсная держава"; и пессимистичный — "Россия — периферия мира".
Сценарии построены
таким образом, чтобы максимально
наглядно проиллюстрировать
Согласно оптимистичному
сценарию ("Россия на пути в ОЭСР")
экономика страны диверсифицируется.
Доля энергоресурсодобывающих
По оптимистическому сценарию производительность труда в России к 2050 году достигнет 85% от производительности в странах ОЭСР, максимальные темпы роста производительности будут наблюдаться в 2020-2030-ых годах.
Россия должна использовать
имеющийся демографический
Что касается общего благосостояния населения, то к 2050 году уровень жизни вырастет до 60% от уровня стран ОЭСР. Рост уровня жизни мог бы быть выше, если бы не значительное снижение доли трудоспособного населения из-за "демографической ямы" 1990-ых.
Нынешний (на 2010 год) уровень благосостояния развитых стран может быть достигнут Россией уже к 2035 году. Правда, к этому моменту благосостояние самих стран ОЭСР вырастет на 63%.
Второй вариант развития назван экспертами "Россия - ресурсная держава". При таком сценарии структурных сдвигов в экономике не произойдет, и, соответственно, экспорт останется преимущественно ресурсным. Также предполагается, что нефть (по истощении запасов) сменит какой-либо другой ресурс (например, газ).
При таком сценарии на международный уровень будет "иметь выход" только добывающий сектор (и напрямую связанные с ним отрасли). Остальные сектора будут "подтягиваться" к уровню ресурсного сектора, который полностью определит верхнюю планку модернизационного развития.
Надо учесть, что население, занятое в области добычи ресурсов, составляет малую долю от общего населения и не будет увеличиваться. При реализации такого сценария, Россия в целом и через 40 лет не сможет достичь нынешнего уровня благосостояния стран ОЭСР. К 2050 году на достатке граждан серьезно скажется "демографический откат" (выход на пенсию наиболее многочисленного поколения родившихся в 1980-ые годы). Это явление снизит уровень благосостояния с 30% (достигнутых к 2035 году) до 25% от уровня богатых стран ОЭСР в 2050 году. Страна продолжит поставлять ресурсы развитым странам, "в обмен" получая высокотехнологичную продукцию. Тем не менее, данный сценарий требует серьезной модернизации добывающей промышленности и инвестиций, как в разведку ископаемых, так и в исследования синтеза ресурсов — то есть, в фундаментальную и инженерную науку.