Теория спроса и предложения и её практическое значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:50, курсовая работа

Краткое описание

Проблема изучения и измерения эластичности имеет существенный научный, а самое главное и практический, интерес для экономики в настоящее время. В данной работе мы ставим целью подробное рассмотрение основ теории спроса и предложения, а также методов измерения эластичности, для чего необходимо решить следующие задачи исследования:
рассмотрение теоретических основ понятий спроса, предложения и эластичности;
обозначение методов измерения эластичности
разбор практического примера оценки эластичности в практике предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3-4
1. Спрос и предложение на рынке…………………………………………… 5-12
1.1 Понятие спроса……………………………………………………………… 5-7
1.2 Понятие предложения……………………………………………………… 7-10
1.3 Взаимодействие спроса и предложения…………………………………. 10-12
2. Практическая значимость спроса и предложения……………………… 13-18
2.1 Эластичность спроса и предложения……………………………………...13-15
2.2 Методы изучения эластичности спроса и предложения…………………15-18
3. Применение теории эластичности как раздела общей теории спроса и предложения……………………………………………………………………19-21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………22-23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

Курсовая Ербол.docx

— 150.97 Кб (Скачать)

Также как и в случае с кривой спроса у кривой предложения  возможны как сдвиги, так и движение точки вдоль кривой. Движение вдоль  кривой предложения – реакция  продавцов на изменение цены блага  при прочих равных условиях; отражает изменение объема блага, которое  производители желают и могут  продать (рис. 5).

Из рисунка мы видим, что  имеет место перемещение от одной  точки (А) кривой предложения к другой точке этой кривой (В). Таким образом, движение вдоль кривой предложения  означает, что происходит изменение  величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется.

 

Рис. 5. Движение вдоль кривой предложения

 

Сдвиг кривой предложения  выражает реакцию производителей на

вариацию неценовых факторов, влекущих изменение величины предложения (даже его характера). Данный процесс  иллюстрируется сдвигом все кривой предложения. При этом смещение вправо характеризует увеличение предложения, сдвиг влево – его сокращение (рис. 6).

Итак, если подвергаются изменениям неценовые факторы, то это влечет сдвиг кривой предложения. Когда  же происходит изменение величины предложения  как реакция на изменение цены данного товара, то имеет место  движение вдоль кривой предложения.

 

Рис. 6. Сдвиг кривой предложения

1.3 Взаимодействие спроса  и предложения

В предыдущих разделах обсуждались отдельно кривая спроса и кривая предложения, отражающие соответственно платежеспособные потребности  покупателей в определенном количестве товара в зависимости от его цены и готовность продавцов поставить  определенное количество товара в зависимости  от цены. При этом в рассуждениях намеренно не затрагивалось влияние  покупателей на продавцов и продавцов  на покупателей, и кривые спроса и  предложения построены исходя из предположений, что весь товар, который  покупатель готов купить, существует на рынке, а весь поставленный на рынок  поставщиком товар будет куплен. В действительности, естественно, покупатели и продавцы вместе формируют рынок, и нет смысла говорить об оптимальности  удовлетворения потребностей покупателя, если он не купит всё, что запланировал, и о максимальности прибыли поставщика, если он не сумеет продать, скажем, половину того количества товара, которое рассчитывал  продать.

 Планы  покупателей вполне могут не  совпадать с планами поставщиков,  и этот факт может быть наглядно  продемонстрирован путем отражения  кривой спроса и кривой предложения  для одного и того же товара, рынка и внешних факторов, в  одних осях.

Из этого  графика видно, что лишь при цене на исследуемый товар P=P0 планы как покупателей, так и продавцов оправдаются полностью: покупатели запланированным оптимальным образом удовлетворят свои потребности, а поставщики получат запланированную оптимальную прибыль. Если же на рынке в данный момент существует цена P1< P0, то это 

 

 


                               профицит

 

                                       

 

 

                          дефицит

 

 

 

Рис. 7. Взаимодействие спроса и предложения

 

означает, что  покупатели готовы купить товара в  объеме Q3 (точка B на графике), тогда как продавцам выгодно поставить товара лишь в количестве Q2<Q3 (точка A на графике) – таким образом, при такой цене часть спроса останется непокрытой предложением, то есть возникнет ситуация избыточного спроса (т.е. дефицита данного товара на рынке в количестве Q3-Q2). Соответственно, если на рынке в данный момент существует цена P2>P0, то это означает, что покупатели готовы купить товара в объеме Q1 (точка C на графике), тогда как продавцам выгодно поставить товара лишь в количестве Q4>Q1 (точка D на графике) – таким образом, при такой цене часть предложения останется непокрытой спросом, то есть возникнет ситуация избыточного предложения (т.е. профицита, излишка данного товара на рынке в количестве Q4-Q1).

На любую  из ситуаций дефицита и профицита, когда  ожидания соответственно покупателей  и продавцов относительно степени  удовлетворения своих потребностей не оправдались, и те и другие будут  действовать исходя из соображений  максимально полного удовлетворения своих интересов. Фактически к перечню  уже обсуждавшихся факторов, влияющих на действия покупателей и поставщиков добавляется еще по одному фактору, существенному для оптимизации их выбора, но этот дополнительный фактор (а именно: фактически имеющийся объем предложения – для действий покупателя и фактически имеющийся объем спроса – для действий поставщика) сам зависит от цены на товар.

Для выяснения  действий неудовлетворенных покупателей  при дефиците исследуемого товара и  неудовлетворенных поставщиков  при его профиците предположим, что в отношении прочих товаров  ожидания покупателей и продавцов  полностью оправдались.

В случае дефицита не оправдываются ожидания покупателей, то есть условие оптимальности  набора потребленных товаров для  некоторого конкретного покупателя не выполняется. В такой ситуации этот покупатель вынужден перераспределить имеющиеся у него средства между  желаемыми товарами в иной пропорции, учитывающей значение предложения на данный товар. Одни покупатели могут полностью отказаться от удовлетворения потребности, связанной с недополученным товаром, но логично предположить, что среди покупателей будут такие, для кого получение данного товара в доступном при дефиците слишком малом количестве является принципиально неприемлемым. Такие покупатели перераспределят свои средства в пользу данного товара, обеспечивая появление спроса на него по более высокой цене. Ясно, что поставщику в этом случае выгодно, ориентируясь на таких покупателей, произвести дополнительное количество данного товара, поскольку возросшая цена предполагает возможность получения поставщиком дополнительной прибыли за счет роста объема производства (переход на более высокую рабочую точку на кривой предложения).

В случае профицита часть товара остается вовсе непроданной поставщиками, тогда как потребители удовлетворили  потребности в соответствии со своими оптимальными предпочтениями. Чтобы  возместить хотя бы часть затрат, фактически произведенных в ходе производства излишка товара, поставщик вынужден продавать излишки по более низкой цене (при меньшей цене величина спроса больше) и сокращать объем  поставок (меньшая цена требует меньшего объема поставок для оптимальной  прибыльности). Таким образом, в ситуации профицита существует тенденция  к снижению поставщиками цен и  сокращению ими объема производства, что автоматически влечет за собой  увеличение величины спроса на эти  более дешевые товары (более низкая рабочая точка на кривой спроса).

Таким образом, при несоответствии объема спроса объему предложения при первоначально  заданной цене товара, поиск оптимального для себя выхода продавцами и покупателями приводит к изменению цены на данный товар в сторону некоторой  равновесной цены, при которой  спрос и предложение равны.

Ясно, что  выбираемый покупателями и поставщиками новый уровень цены при дефиците или профиците товара на рынке  не обязательно находится между  значениями P1 и P0 для дефицита и между значениями P0 и P2 для профицита: новый уровень цены может “перелететь” через равновесную цену, и в зависимости от ситуации вполне возможны как затухающие, так и постоянные или даже нарастающие колебания цен на данный товар, однако всегда вокруг равновесной цены.

 

 

 

2 Практическое значение  спроса и предложения

2.1 Эластичность спроса и предложения

 

Перейдем, наконец, к главному, интересующему нас в данном исследовании, показателю. В общем говоря, эластичность – степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной. Исторически понятие эластичности было введено в экономическую терминологию А. Маршаллом (Великобритания). В дальнейшем его идеи в данной области были развиты главным образом его соотечественником Дж. Хиксом и американцем П. Самуэльсоном. Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.

Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности. Коэффициент эластичности – это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения  другой переменной.7 Математически эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

В экономической науке  выделяют следующие виды эластичности:8

  • эластичность спроса по цене;
  • эластичность предложения по цене
  • точечная эластичность спроса
  • перекрестная эластичность спроса по цене
  • дуговая эластичность спроса
  • эластичность спроса по доходу;
  • эластичность соотношения цен и заработной платы;
  • эластичность прямой линии
  • эластичность технического замещения.

Основной, рассматриваемой  на практике категорией, как правило, выступает эластичность спроса по цене ( ). Она имеет следующие формы:

  • эластичный спрос ( > 1). Величина спроса изменяется в большей степени в ответ на изменение цены. К примеру, рост цены на 2% вызывает снижение величины спроса на 10%;
  • неэластичный спрос ( < 1). Величина спроса изменяется в меньшей степени в ответ на изменение цены. Допустим, рост цены на 1% приводит к снижению спроса лишь на 0,5%;
  • единичная эластичность спроса ( =1). Имеет место, если на каждый процент изменения цены количество спроса изменяется также на 1%;
  • совершенно эластичный спрос ( = ∞). Здесь величина спроса изменяется бесконечно при незначительно малом изменении цены. В данном случае кривая спроса горизонтальна;
  • совершенно неэластичный спрос ( = 0). Величина спроса никак не изменяется при вариации цены. График кривой такого спроса представляет собой вертикальную.

В общем говоря, деление эластичности на указанные формы является достаточно условным, так как разные блага имеют разный коэффициент эластичности. Например, основные продукты питания обладают низкой эластичностью спроса по цене. А вот предметы роскоши напротив – имеют более высокую эластичность по цене. При этом важно отметить также, что эластичность может изменяться в зависимости от фактора времени, от конкретной группы населения, от наличия товаров-заменителей и т.д.

Также неверно отождествлять  эластичность и наклон кривой спроса, ибо данные понятия являются различными. Отличия между ними можно проиллюстрировать  на эластичности прямой линии спроса (рис. 8).

На рис. 8 заметно, что прямая линия спроса в каждой точке имеет  одинаковый наклон. Однако выше середины линии спрос эластичный, а вот  ниже – неэластичный. В точке, расположенной  посередине, наблюдается единичная  эластичность спроса. Об эластичности спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной линии.

 

Рис. 8. Эластичность и наклон – разные понятия

 

Обозначим формы эластичности другой категории – предложения:

  • эластичное предложение (объем предложения изменяется на больший процент, чем цена). Данная форма характерна для долгосрочного периода;
  • неэластичное предложение (объем предложения изменяется на меньший процент, чем цена). Такая форма характерна для краткосрочного периода;
  • абсолютно эластичное предложение (аналогично абсолютно эластичному спросу). Характерно для долгосрочного периода, и кривая предложения строго горизонтальна;
  • абсолютно неэластичное предложение. Присуще текущему периоду, и кривая предложения строго вертикальна.

Наравне с эластичностью  спроса и предложения в отдельности  существует и перекрестная эластичность. Она может быть:

  • положительная, характерна для товаров-субститутов;
  • отрицательная, присуща товарам-дополнителям;
  • нулевая, свойственна товарам, не относящимся ни к заменителям, ни к доплонителям.

В микроэкономическом анализе  показатель эластичности может быть использован для:9

  • определения ценовой политики предприятия;
  • анализа поведения потребителя;
  • прогнозирование изменений в расходах потребителей и в доходах производителей вследствие изменения цены товаров
  • определение стратегиикомпаний, максимизирующих свою прибыль;
  • разработка структуры налогообложения;
  • выработка мероприятий государственного регулирования экономики, в особенности политики занятости населения.

Итак, мы рассмотрели основные теоретические  вопросы касательно категорий спроса и предложения, а также охарактеризовали интересующее нас понятие эластичности. Далее мы обратимся к методам  непосредственного определения  показателя эластичности, используемым на практике.

2.2 Методы изучения эластичности спроса и предложения

 

На практике вопросами изучения эластичности спроса и предложения занимается отдел  маркетинга. В общем, для определения  искомых показателей могут применяться  методы:10

1. Обработка  и анализ статистической информации  о продаже одинаковых товаров  в разные моменты времени на  разных рынках и по различным  ценам. Для реализации данного  подхода хорошая база данных, приведенная к одинаковым условиям, влияющим на ценовую эластичность. А именно: данные о рыночных  сегментах, типах потребителей, местах  продажи товаров и т.д. Помимо  этого, на покупательную способность  потребителей, их отношение к  вариации цены влияют различные  факторы внешней среды (например, уровень инфляции, валютный курс, регулярность получения дохода  потребителем, деятельность компаний-конкурентов). Использование приемов математической  статистики дает возможность  частично нейтрализовать данные  проблемы, особенно если ставится  задача определения краткосрочной  эластичности спроса.

Информация о работе Теория спроса и предложения и её практическое значение