Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 01:56, доклад
Теория была опубликована в 1909г. Ученый поставил перед собой дачу создать общую "чистую" теорию размещения производства на основе рассмотрения изолированного предприятия. Он ввел в теоретический анализ новые факторы размещения производства в дополнение к транспортным издержкам и ставя более общую оптимизационную задачу: минимизацию общих издержек производства, а не только транспортных.
Билет 36.
Теория пром. штандорта
А. Вебера
Теория была опубликована в 1909г. Ученый поставил перед собой дачу создать общую "чистую" теорию размещения производства на основе рассмотрения изолированного предприятия. Он ввел в теоретический анализ новые факторы размещения производства в дополнение к транспортным издержкам и ставя более общую оптимизационную задачу: минимизацию общих издержек производства, а не только транспортных. А. Вебер создал подробную классификацию факторов размещения по их влиянию, степени общности и проявлениям. Фактором размещения он называет экономическую выгоду, "которая выявляется для хозяйственной деятельности в зависимости от места, где осуществляется эта деятельность. Эта выгода заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного промышленного продукта => изготовление продукта в одном месте с меньшими издержками, чем в другом месте.
А. Вебер анализирует три фактора: транспорт, рабочая сила и агломерация = > выделяются и три основные ориентации в размещении ( транспортная, рабочая, агломерационная)
1) транспортная ориентация
величина транспортных издержек зависит от веса перевозимых грузов и расстояния перевозки. Под влиянием транспортных издержек промышленное предприятие будет притягиваться к тому пункту, в котором с учетом местоположения потребительского центра и источников сырья транспортные издержки минимальны. Этот пункт есть транспортный штандорт (транспортный пункт). Для его нахождения используется весовой (локационный) треугольник В. Лаунхардта. При этом важную роль играют два показателя: материальный индекс и штандортный вес.
ПРИМЕР :для производства 100 т продукта требуется 300 т одного материала и 200 т другого.
Тогда материальный индекс будет равен (300 + 200) : 100 = 5. Штандортный вес составит 300 + 200 + 100 = 600 (т), или 6 в пересчете на 1т готового продукта, т.е. штандортный вес равен материальному индексу плюс единица. Существуют производства, у которых материальный индекс меньше единицы. Исходя из соотношения указанных показателей легко установить, что производства с высоким материальным индексом тяготеют к пунктам производства сырья материалов, а производства с небольшим индексом ? к центру потребления.
2) рабочая ориентация
определяется рабочий пункт, т.е. пункт с наименьшими рабочими издержками. Рабочий пункт будет притягивать производство к себе, в результате чего производство либо останется в транспортном пункте, либо переместится в рабочий пункт.
Для определения
промышленного штандорта с учетом влияния
факторов транспортных издержек + рабочей
силы А. Вебер прибегает к построениям
так называемых изодапан: Приросты
транспортных затрат, обусловленные перемещением
производства из транспортного пункта
в рабочий, увеличиваются с удалением
от транспортного пункта, причем более
или менее равномерно в любом направлении
удаления. Поэтому в каждом направлении
должны существовать пункты, для которых
приросты транспортных затрат (или издержки
отклонения) будут одинаковыми. Линии,
соединяющие эти пункты
одинаковых издержек
отклонения, и называются
изодапанам. изодапана, соединяющая
точки, в которых отклонения транспортных
издержек равны экономии на рабочих издержках,
называется критической изодапаной для
данного рабочего пункта.
Если данный рабочий пункт лежит внутри
своей критической изодапаны, то перемещение
производства из транспортного пункта
в рабочий пункт выгодно, а если вне ее,
то перемещение невыгодно.
3) агломерационная ориентация.
Анализ влияния агломерационных факторов на размещение промышленного предприятия Вебер провел на базе оценки изменений, вызываемых процессами агломерации, в оптимальной схеме размещения производства, полученной на основе транспортной и рабочей ориентаций. Для этого он ввел дополнительное понятие — индекс сбережений.
Проводимый анализ
влияния фактора агломерации
на размещение производства предполагает
отсутствие влияния всех других факторов,
кроме транспортного. Исходя из транспортной
ориентации отыскиваются отклонения производства
транспортных пунктов, обусловленные
действием фактора агломерации. Такие
отклонения целесообразны, если издержки
отклонения перекрываются сбережениями
в агломерационных пунктах. Дни определения
места размещения агломерационного производства
вокруг транспортных пунктов проводятся
изодапаны. Вебер утверждает, что отклонение
изолированных производств от транспортных
пунктов имеет смысл только тогда, когда
все отклоняющиеся производства, не выходя
за пределы своих критических изодапан,
соединятся в каком-то одном месте. Таким
местом является площадь общего сегмента,
образованного пересекающимися критическими
изодапанами, так как только внутри этого
сегмента издержки отклонения для каждого
производства не превышают той выгоды,
которая получается от соединения, т.е.
не превышает агломерационных сбережений.
Рис. 3.4. Транспортные пункты
и
площадь агломерации
производств
Агломерируемые производства должны размещаться в штрихованном сегменте. Выбор точки размещения происходит с учетом транспортного фактора. В более общем случае несколько предприятий образуют не один, а несколько сегментов.
А. Вебер рассматривает различные ситуации при осуществлении агломерации, конкретизируя методику нахождения штандорта. Он предлагает формулы агломерационных эффектов.
А. Веберу первому удалось выработать многофакторную теорию размещения промышленного предприятия, опирающуюся на методы количественного анализа (математическое моделирование). Так же как и его предшественник В. Лаунхардт, А. Вебер не вышел за рамки проблемы размещения отдельного предприятия. Однако его исследования стали мощным стимулом для создания более общих теорий размещения.