Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 23:36, реферат
Актуальность данной темы заключается в том, что теоретические и методологические основы экономической теории и международной экономики в данном вопросе являются базой для практического осуществления государством внешнеторговой деятельности. Знание специфических законов, базовых моделей, общих теорий позволяет обосновать объемы экспорта, место России на мировом рынке, последствия вступления в ВТО и ЕС.
Введение …………………………………………………………………..3- 4
1. Понятие международной торговли……………………………….…...4 - 7
2.Теории международной торговли
2.1. Классическая теория международной торговли…………………....7 - 9
2.2 Теория сравнительных преимуществ………………………….…….10 - 11
2.3. Тeopuя Хекшера - Олина - Самуэльсона…………………………....11
2.4.Теория международной торговли Леонтьева……………………….11- 12
2.5. Теория Майкла Портера……………………………………………..12 - 13
3. Свободная торговля и протекционизм
3.1. Свободная торговля……………………………………….……….....13
3.2. Протекционизм……………………………………………………….13-14
3.3. Сущность экономической интеграции……………………………...14 – 16
4.Международная торговля в Российской Федерации
4.1. Россия в системе международной торговли…………………………….16 - 17
4.2. Общие тенденции экспорта и импорта РФ………………………….17 - 18
4.3. Международные торговые отношения РФ………………………….18
Заключение………………………………………………………………...19
Литература……………………………………………………………........20
Теория абсолютных преимуществ означает, что стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, т.е. имеются абсолютные преимущества. В противоположность меркантилистам А. Смит выступал за свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке, разделяя выдвинутый французской экономической школой физиократов принцип .(Iissez-faire) невмешательства государства в экономику.
Суть теории абсолютного преимущества - если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом.
Естественные преимущества:
· климат;
· территория;
· ресурсы.
Приобретённые преимущества:
· технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.
В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и такое их количество, которое она производит, а относительные цены этих товаров на рынке определяются национальными издержками их производства.
Внутренние цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны в результате особенностей в обеспеченности факторами производства, используемых технологий, квалификации рабочей силы и т. д. Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена на тот же товар в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере. Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, которая может быть обусловлена специализацией производства.
Исходя из теории абсолютного преимущества внешняя торговля всегда остается выгодной для обеих сторон. До тех пор пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т. е. у нее всегда найдется такой товар, производство которого более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных. Выигрыш от продажи продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой альтернативные издержки ниже.
2.2.Теория сравнительных преимуществ
Д. Рикардо
В работе «Начала политической экономии и налогового обложения» Рикардо показал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного (относительного) преимущества.
При анализе направлений развития внешней торговли следует учитывать два обстоятельства:
- во-первых, экономические ресурсы – природные, трудовые и др. – распределены между странами неравномерно;
-
во-вторых, эффективное производство
различных товаров требует
Преимущества, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными, считал Д. Рикардо, поэтому даже страны, имеющие абсолютно более высокие уровни издержек производства, могут выиграть от торгового обмена.
В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество и наименьшую слабость и для которого не абсолютная, а относительная выгода является наибольшей – таков закон сравнительного преимущества Д. Рикардо. По версии Рикардо совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные (вмененные) издержки. Таким образом, относительное преимущество – выгода, основанная на более низких альтернативных (вмененных) издержках в стране-экспортере. Отсюда в результате специализации и торговли выиграют обе страны, участвующие в обмене. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна, и вина в Португалии ниже, чем в Англии.
Впоследствии Д.С.Милль в своем труде «Основания политической экономии» дал пояснения, по какой цене осуществляется обмен. Согласно Миллю, цена обмена устанавливается по законам спроса и предложения на таком уровне, что совокупность экспорта каждой страны позволяет оплачивать совокупность ее импорта – таков закон международной стоимости.
Специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна и в случае отсутствия абсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество.
2.3.Теория Хекшера - Олина - Самуэльсона.
Это теория ученых из Швеции, появившаяся в 30-е годы ХХ века, относится к неоклассическим концепциям международной торговли, так как эти экономисты не придерживались трудовой теории стоимости, считая производительными, наряду с трудом, капитал и землю. Поэтому причина торговли у них – разная обеспеченность факторами производства в странах – участницах международной торговли.
Основные положения их теории сводились к следующему:
-
во-первых, в странах наблюдается
тенденция экспортировать те
товары, для изготовления которых
используются имеющиеся в
-
во-вторых, в международной торговле
прослеживается тенденция
-
в-третьих, экспорт товаров может
быть заменен перемещением
Неоклассическая концепция Хекшера – Олина оказывалась удобной для объяснения причин развития торговли между развитыми и развивающимися странами, когда в обмен на сырьевые товары, поступающие в развитые страны, в развивающиеся ввозились машины и оборудование. Однако не все явления международной торговли укладываются в теорию Хекшера – Олина, так как сегодня центр тяжести международной торговли постепенно смещается к взаимной торговле «подобными» товарами между «подобными» странами.
2.4.Теория международной
Это исследования американского экономиста, подвергшего сомнению положения теории Хекшера – Олина и показывающего, что в послевоенный период экономика США специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, а не капитала. Суть парадокса Леонтьева состояла в том, что доля капиталоёмких товаров в экспорте могла расти, а трудоёмких сокращаться.
Некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из пяти этапов:
- разработка товара;
Компания находит и воплощает в жизнь новую идею товара, в это время объём продаж равен нулю, затраты растут.
- выведение товара на рынок;
Прибыль отсутствует из-за высоких расходов на маркетинговые мероприятия, медленно растет объём продаж.
- зрелость;
Рост объёма продаж замедляется, так как основная масса потребителей уже привлечена. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкуренции.
- упадок.
Спад объёма продаж и сокращение прибыли.
Данная теория вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.
Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности. В основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций). Государственные меры для поддержания конкурентоспособности:
- воздействие правительства на факторные условия;
- воздействие правительства на условия спроса;
- воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли;
- воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм.
Серьезным стимулом к успеху на мировом рынке является достаточная конкуренция на внутреннем рынке. Искусственное доминирование предприятий с помощью государственной поддержки, с точки зрения Портера, – негативное решение, приводящее к растрате и неэффективному использованию ресурсов. Теоретические посылки М.Портера послужили основой для выработки рекомендаций на государственном уровне по повышению конкурентоспособности внешнеторговых товаров в Австралии, Новой Зеландии и США в 90-х годах ХХ века.
3.
3.1.Свободная торговля
Аргументы в пользу свободной торговли известны с давних пор. На современном языке вопрос о свободной торговле сводится к следующему убедительному выводу. Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Структура ресурсов и уровень технологических знаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна может производить определенные товары с разными реальными издержками. Каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на продукты, издержки производства которых в стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет поступать таким образом, мир может в полной степени использовать преимущества географической и человеческой специализации. То есть мир -- и каждая свободно торгующая страна -- может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми они располагают.
3.2.Протекционизм
Существуют четыре вида вмешательства государства в свободную торговлю.
1. Пошлины. Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары; они могут вводиться с целью получения доходов или для защиты.
Фискальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся внутри страны. Ставки фискальных пошлин в основном невелики, и их целью является обеспечение федерального бюджета налоговыми поступлениями.
Протекционистские пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранной конкуренции. Хотя протекционистские пошлины, как правило, недостаточно высоки для прекращения импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннем рынке.
2.
Импортные квоты. С помощью импортных
квот устанавливаются
3.
Нетарифные барьеры. Под нетарифными
барьерами понимается система
лицензирования, создания неоправданных
стандартов качества продукции
и его безопасности или просто
бюрократические запреты в
4.
Добровольные экспортные
Самая простая форма экономической интеграции - зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами -участницами и прежде всего таможенные пошлины.
Другая форма - таможенный союз - предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.
В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.
Более сложной формой является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики.
Но наиболее сложной формой межгосударственной экономической интеграции является экономический (н валютный) союз, совмещающий все вышеуказанные формы с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.
Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон.
Информация о работе Теория и практика международной торговли