Теневая экономика: ее формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

цель исследования это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.
Необходимо найти решение следующих задач, для достижения указанной цели:
· определить понятие теневой экономики и формы ее проявления;
· выявить особенности формирования и развития теневой экономики в Российской Федерации;
· определить проблемы и методы борьбы с теневой экономикой.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….……..…..3
Глава 1. Понятие теневой экономики и формы ее проявления
1.1 Теневая экономика: основные теоретические понятия……….……..….5
1.2 Теневая экономика и налогообложение на мировом уровне………….15
Глава 2. Особенности формирования и развития теневой экономики в
Российской Федерации
2.1 История развития и причины возникновения теневой экономики
в России……………………………………………………………………….19
2.2 Состояние и роль теневой экономики в современной РФ……………...23
Глава 3. Проблемы и методы борьбы с теневой экономикой
3.1 Проблемы «налогового рая»………………………………….…………..25
3.2 Методы борьбы государства с теневой экономикой……………..……..27
Заключение……………………………………………………………………..…..30
Список использованной литературы……………………………………..……….31

Файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономике.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

       «Налоговый рай», вызывающий искажения  в кредитном и инвестиционном деле, подрывающий налоговые базы других стран и затрудняющий налоговым системам в целом выполнение их социальных функций, трактуется, поэтому как недозволенная и опасная конкуренция.

     Отрицательные последствия существования оффшорных  центров заключаются также в том, что открываются новые возможности для уклонения от уплаты налогов путем перемещения финансовых и других мобильных ресурсов. Такое движение капиталов порождает большие изменения в национальных налоговых базах и структуре налоговых поступлений. Национальные налоговые системы оказываются под нежелательным влиянием внешних факторов, нарушая стабильность мировой финансовой системы, так как влияние «рая» на налоговые системы разных стран различно.

     Поскольку «налоговый рай» поощряет бегство от налоговых и социальных платежей, его дальнейший рост, как и рост теневой деятельности в целом, может подорвать всю систему налогообложения и социального страхования, снизить налоговые поступления в казну, привести к росту бюджетного дефицита, дальнейшему повышению налогов, а, следовательно, к её большему бегству. Далее, подрывается и может оказаться ошибочным выбранное направление экономической национальной политики, которая получает искаженные отправленные ориентиры2. Роль «налогового рая» проявляется и в таких формах, как «мертвые инвестиции» (деньги «в сундуке»), регистрация фиктивных прибылей, сокрытие банковских счетов налогоплательщиков от проверки, отмывание криминальных доходов.

     За  последние несколько лет был  принят ряд соглашений и конвенций  в ОЭСР3 и ЕС4 о взаимной помощи в налоговых проблемах и совместной борьбе с преступлениями в этой области и криминальным теневым сектором. Они предусматривают такие меры, как обмен информацией и ликвидация барьеров её распространения и обмен, что должно способствовать устранению потенциальных конфликтов между национальными налоговыми законами.

     Одна  из причин, которая подстегивает международное  экономическое сообщество к скоординированным действиям против международной коррупции и «налоговых оазисов», заключается в том, что оно оказалось перед выбором – либо вступить в гонку налоговой конкуренции со всеми её разрушительными последствиями, либо объединенными усилиями выработать новые правила игры. Необузданная налоговая конкуренция может оказаться для мира не менее разрушительной, чем ещё не забытые торговые войны.

 

3.2 Методы  борьбы государства с теневой экономикой.

         Борьба с теневым  сектором экономики представляет собой  сложную задачу. Главная цель борьбы с ней, это легализация неофициальной экономики и уменьшения, но лучше полное устранение, криминальной. Так как на развитие теневой экономики влияют многие факторы, то и средства для борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать в себя такие аспекты как, экономические, правовые и социальные. В данное время применяются такие меры как:

  • реформирование налоговой системы, которая способствует выводу части дохода из теневой сферы;
  • ужесточение борьбы с коррупцией;
  • возвращение вывезенных из страны капиталов и прекращение такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;
  • выявляются подпольные производства, и пресекается их деятельность;
  • увеличение контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег.

         Доминируют два подхода к решению проблем "теневой" экономики, во властных государственных структурах, общественных организациях и научных учреждениях.

         Первый подход – это радикально-либеральный, который реализуется с конца 1991 года и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода: критические масштабы "теневой" составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, а с другой - подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса.

         Второй подход – это репрессивный, который возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального общества. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление мер наказания. В качестве можно рассматривать Принятие в России Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта "О государственном контроле над соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" – это одна из попыток реализации репрессивного подхода. Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан и подобным путем, во-первых, выявить доходные действительные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам увеличения "теневой" части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу.

         Итак, в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению "теневой" деятельности в легальную экономику. Следовательно, экономические результаты их принятия могут оказаться во многом противоположными декларируемым. Например: вместо расширения налоговой базы приведет ее к сужению, а вместо подавления криминальных тенденций приведет их к усилению.

         Формируя концептуальную основу линии в отношении "теневой" экономики, следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии государственной собственности и административно - распределительной системе уже исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу угла новой реформационной модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей. И, в-третьих, для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в "теневой" экономике.

         В настоящее время едва ли не единственный источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство- это легализация "теневых" капиталов, направляемых в легальную экономику. Правительство своими действиями само сделало так, что бы предприниматели ушли "в тень" и теперь оно обязано предоставить предпринимателю возможность из нее выйти. Карательные меры к "теневикам" - приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов. Задача, достойная истинных реформаторов – это заставить эти средства работать для общего дела.

         Примерно такое  же положение и с коррупцией: бороться с ней можно единственным способом - уничтожая условия её существования. Силовые меры приводят только к тому, что услуги коррупционеров дорожают и эти расходы, в конечном счёте, ложатся на плечи нижестоящих экономических субъектов.

       Также борьба с коррупцией и меры наказания  указаны в законах. Вот некоторые правонарушения связанные с коррупцией:

       Взяточничество, это понятие  охватывает два преступления: получение взятки (ст. 290 УК) и дачу взятки (ст. 291 УК).

       Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК) относится  к числу преступлений средней тяжести, однако при наличии квалифицирующих обстоятельств, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 285 УК, оно становится тяжким преступлением.

       Незаконное  участие в предпринимательской  деятельности (ст. 289 УК) является типичным коррупционным преступлением должностных лиц.

         С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять специальную программу интеграции на здоровой основе "теневой" и легальной экономики. Необходим, конкретнее, нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.

       Заключение

       Таким образом, теневая экономика - это  явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, является предметом интереса исследователей с 30-х годов XX века.

       Предпочтительным представляется термин «теневая экономика», которым логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами. За редкими исключениями (связанными, например, с функционированием домашнего хозяйства) «теневая» составляющая экономики - это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля.

       В отношении теневой экономики  нужны два вида действий. С одной  стороны, предстоит с ней “бороться”, а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой - вводить “тень” в стандартные размеры посредством легализации. И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей.

       Рассчитывать  на позитивные сдвиги можно лишь при  условии устранения причин, порождающих теневую активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением санкций за занятие теневым бизнесом.

 

         Список  использованной литературы

       1. Экономическая теория: учебник.–2-е изд., под ред. Е. Н. Лобачевой, перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2008.

       2. Бекряшев А.К., Белозеров И.П. «Теневая экономика и экономическая преступность». Проект - Электронный учебник.

       3. Осипенко О.В. «Теневая экономика»: попытка политико-экономического анализа. – Экономические науки // 1989. - №8.

       4. Крылов А.А. «О теневой экономике без эмоций» // Социалистический труд.-1990.-№2.

       5. Исправников В. «Теневой капитал: конфисковать или амнистировать?»- Экономика и жизнь.-1996.-№24.

       6. Головин С.Д., Шохин А.А. «Теневая экономика: за реализм» // Коммунист.-1990.-№1.

       7. Корягина Т.И. «Теневая экономика в СССР: анализ, оценки, прогнозы»//Вопросы экономики.-1990.-№3.

       8. Латов Ю.В. Экономика вне закона. (Очерки по теории и истории теневой экономики). М.: Московский общественный научный фонд, 2001.

       9. Сверж А. «Запасной бюджет России» // ФУА. – 2007. – № 12.

       10. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007.

       11. Новые новости infox.ru: «Теневую экономику закрыли в сейфе»- опубликовано 14 декабря 2009.

       12. Голованов Н. М., Перекислов В. Е. «Теневая экономика и легализация преступных доходов»// С.-П.: Издательство «Питер», 2003.

       13. Жамбалов Д.Б. «Теневая экономика и легализация преступных доходов», Издательство Вост.-Сиб. ин-та МВД РФ, 2005.

       14. Новик С. «Методы оценки теневой экономики» // Банковский вестник. – 2004. – № 10.

       15. Есипов В.М. «Теневая экономика» – М.,  институт МВД России, 2007.

       16. Улыбин К. «Теневая экономика» - М.: Экономика, 2008.

       17. Виноградов В.В. – Экономика России: Учебное пособие. - М.: Юристь 
2001.

       18. Завельский М.Г. «Теневая экономика и трансформационные процессы» // Социс. - 2003.

       19. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. – Теневая экономика: Учебное пособие для вузов (под редакцией Кикотя В.Я., Казиахмедова Г.М.)— М.: Норма, 2006.

       20. Белкина С. «Государственное регулирование сокращения теневого сектора в современной России» // Деловая жизнь. - 2007. - № 5-6.

       21. Лунеев В. «Теневая экономика: криминологический аспект» // Общество и экономика. – 2004.

       22. Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма / / Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 62.

Информация о работе Теневая экономика: ее формы