Тенденции глобализации мировой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 06:02, курсовая работа

Краткое описание

Мировая экономика является одной из основ функционирования современного общества. Она является одним из условий позволяющих сплачивать на материальной основе различные нации и народы. Мировая экономика представляет собой систему разнообразных хозяйственных, научно-технических, производственных, валютно-финансовых и кредитно-денежных связей экономик различных стран, основанную на международном разделении труда.
Значение мировой экономики неуклонно растет. И потребители, и производители каждой страны все яснее ощущают свою причастность к мировому хозяйству, о чем убедительно свидетельствуют статистические данные последних лет.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Глобализация, основные её причины и тенденции……………………………...6
2. Взаимодействие всемирного хозяйства и национальных экономик
(международное разделение труда)………………………………………………..12
3. Новые тенденции в развитии мировой экономики (транснациональные корпорации)………………………………………………………………………...20
4. Глобальные проблемы и их причины…………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………….37
Список литературы…………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

Тенденции глобализации мировой экономики.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Третий год подряд в рейтинге лидирует Сингапур. В этом году его ближайшим соседом стал Гонконг, который занял второе место благодаря тесным экономическим и личным контактам с другими странами. В этом году эксперты добавили в список десять новых экономик, и Гонконг сразу стал среди новичков лидером. В A.T. Kearney РБК daily заявили, что Гонконгу сильно помогли его связи с Китаем, в частности туристические, а также по линии прямого зарубежного инвестирования и торговли.

Вторым ярким дебютантом стала Иордания, занявшая по степени  глобализации девятое место. Эта страна, по оценкам консалтинговой фирмы, принимала настолько широкое участие в миротворческих программах ООН, что заслужила быстрый вход в десятку лидеров. Эстония значится под номером десять, причем особо отмечается, что ее экономика уже во многом опирается на торговлю и инвестиции. Войти в десятку ей помогла «открытость туристам и путешествующим бизнесменам». По оценке уровня экономических связей Эстония получила наивысшую оценку после Гонконга и Сингапура, которые в этой категории следуют именно в таком порядке.

США в этом году вылетели из тройки призеров и оказались на седьмом месте с прошлогоднего  третьего. В A.T. Kearney отмечают, что, несмотря на рост торговых операций, страна по уровню экономических связей занимает второе с конца место, опередив лишь Алжир. Только большое количество «технических» контактов (Интернет, телефонная связь) не дало США выйти за пределы десятки стран-лидеров. Другой мировой экономический лидер — Китай — занял 66-е место, потеряв с прошлого года 15 позиций. Эксперты считают, что отчасти виной тому снижение объемов торговых отношений с зарубежными партнерами и смена приоритетов с внешних рынков на внутренние. Китай сейчас растет не за счет экспорта, а стремится развиваться через внутреннее потребление. Россия по сравнению с Китаем находится на четыре позиции выше, занимая в рейтинге глобализации 62-е место — с 2006 года она тоже потеряла 15 позиций. В A.T. Kearney поспешили успокоить РБК daily, сказав, что столь весомый сдвиг вниз «связан с появлением десяти новых участников рейтинга».

Авторы исследования пришли к выводу, что глобализация нужнее небольшим государствам с маленькими внутренними рынками и ограниченными природными ресурсами, чем крупным странам. «Семь из десяти стран-лидеров имеют население менее 8 млн человек, а территория восьми из них меньше американского штата Индиана, — сказали РБК daily в A.T. Kearney. — Но внешнеторговый оборот как процент от ВВП у таких стран, как Ирландия или Сингапур, вдвое больше, чем у таких тяжеловесов, как Китай и Индия». При этом отмечается, что чем выше уровень глобализации, тем шире интернет-соединения с внешним миром. Одновременно в наименее глобализированных странах замечен очень высокий темп роста городов /11/.

 

       

№ в 2007г.

Страна

№ в 2006г.

1

Сингапур

1

2

Гонконг

н. д.

3

Нидерланды

7

4

Швейцария

2

5

Ирландия

4

6

Дания

5

7

США

3

8

Канада

6

9

Иордания

н. д.

10

Эстония

н. д.


     
       
       
       
       
       
       
       

 

 

2. Взаимодействие всемирного  хозяйства и национальных экономик (международное разделение труда)

Новый импульс  в своем развитии межгосударственная экономическая интеграция получила в конце 80-х - начале 90-х годов, когда в мировой интеграционный процесс начали вливаться многие, ранее относительно изолированные от него страны, в том числе развивающиеся. Одновременно повышался и уровень международных экономических интеграционных процессов: углубилось разделение труда, увеличилось число международных организаций и союзов, международные экономические связи стали более управляемыми и стабильными. Результатом происходящих процессов явилось сначала формирование, а затем и развитие нового этапа международной экономической интеграции - создание всемирного хозяйства.

Всемирное хозяйство  представляет взаимосвязанные между  собой экономики практически  всех цивилизованных стран мира. Экономической основой всемирного хозяйства служит объективная целесообразность, обусловленная стремлением всех государств к росту экономической эффективности, достигнутому за счет международного разделения труда, и вызванными этим ростом национальной специализацией и международной интеграцией.

Постоянное  стремление к углублению разделения труда и доведение его до международного уровня служило ранее главной причиной становления и развития международной торговли и мирового рынка. Однако, в отличие от мирового рынка, который и сейчас является важнейшей составляющей частью международного сотрудничества, всемирное хозяйство представляет собой более емкое явление. Это особая форма реализации международных экономических взаимосвязей между хозяйственными субъектами большинства стран мира, нацеленная на достижение большей эффективности в экономической деятельности за счет углубления разделения труда и свободного перемещения в мировом пространстве товаров, рабочей силы, технологий и капитала.

Создание  всемирного хозяйства не означает автоматического включения в него всех национальных экономик. Среди множества факторов, влияющих на вхождение и уровень интегрирования каждой страны в систему мирового хозяйства, важнейшими являются два фактора. Во-первых, эффект, или экономическая, а, может быть, и политическая выгода для стран-участниц мирового интеграционного процесса; при этом главным критерием должен быть национальный интерес - не только текущий, но и связанный с отдаленным будущим. Решение вопроса об участии каждой конкретной страны в тех или иных формах международных экономических связей всегда представляет сложность, ибо требует всестороннего учета последствий и результатов такого акта. Это важно не только для национальной экономики отдельной страны, но и для мирового экономического сообщества в целом. Во-вторых, участие в мировой экономической интеграции для любой страны становится возможным при условии определенной адаптации национального хозяйства и правовой базы государства к унифицированным нормам и требованиям всемирного хозяйства /6, с. 243/.

Главными  условиями участия в международных  экономических союзах и других международных организациях в настоящее время являются: политическая стабильность в стране, отсутствие резких колебаний в состоянии национальной экономики и, наконец, открытость экономики.

За выполнением  каждого из этих условий наблюдают  специальные международные организации, руководствуясь общепринятыми в  мировой практике нормами и правилами. Для характеристики макроэкономического состояния национальной экономики по единым критериям используется международная система национальных счетов (СНС).

Ускорение развития международных экономических интеграционных процессов требует все более открытой экономики, что подразумевает:

- прозрачность,    т.е.    свободный    доступ    к    национальным макроэкономическим сведениям;

- экономическую свободу внутри страны;

- участие  страны  и  ее  экономических  субъектов  в  мировом интеграционном процессе.

Предпосылками открытости экономики является экономическая свобода - соблюдение в стране трех основных принципов: свободы индивидуального выбора, свободы частного обмена и гарантии частной собственности. В зависимости от этого мировое сообщество получает возможность определять не только состояние и возможности экономики той или иной страны, но и установить степень благоприятных условий для создания в ней иностранных и смешанных предприятий, целесообразность размещения кредитов в данной стране и др.

Лидерами рейтинга открытости экономики являются экономически развитые и «новые» промышленно развитые страны, в том числе Гонконг, Сингапур, Ирландия, Австралия, США и др. Показатели этих стран по 100-бальной шкале в 2007 г. Находятся в интервале от 80.60% до 90.30%. На значение этого показателя влияют 10 факторов: свобода предпринимательства, торговли, денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, инвестирования, финансовой сферы, рынка труда, размер правительства, уровень защиты имущественных прав, свобода от коррупции. Россия в прошлом году здесь пока заняла 134 место из 157 возможных (49,9%), и она продолжает относиться к группе стран с недостаточно открытой экономикой /11/.

Экономическая открытость государства должна иметь определенные пределы, выход за которые способен принести негативный результат. Она не должна выходить за рамки глобальных интересов страны. Поэтому, кроме комплексной оценки открытости, в экономической практике используется также показатель экономической уязвимости национальной экономики в отношении мировых экономических потрясений /4, с. 127/.

Рейтинг стран, определенный только по этому показателю открытости, существенно отличается от общего рейтинга экономической свободы. На первом месте здесь небольшие, хотя и экономически развитые страны, такие, как Малайзия, Филиппины, Новая Зеландия. Доля экспорта этих стран составляет 70-80% от объема их ВВП. В то же время в крупных странах с развитой экономикой эта доля заметно ниже (например, в Японии 11%, в США 10%).

Каждое современное  государство, проводя политику открытой экономики, одновременно стремится в определенной степени ограничить международное вмешательство в свою экономическую деятельность, оставляя за наднациональными экономическими органами лишь функции контроля за рекомендациями. Практически все страны, даже те, экономика которых признана наиболее открытой, не отказываются от политики жесткого протекционизма. Так, страны с развитой экономикой строго ограничивают вывоз новейших образцов техники и передовых технологий, ограничивают эмиграцию из страны ученых и специалистов, следят за соотношением между своим экспортом и импортом. Развивающиеся страны, как правило, строго лимитируют вывоз имеющегося у них стратегического сырья, ограничивают вывоз валюты, драгоценных металлов и других ценностей.

Создание  и развитие всемирного хозяйства есть сложный и противоречивый процесс. На разных этапах существования и развития мировой экономики роль и формы участия отдельных стран в данном процессе неоднозначны. Это зависит от комплекса обстоятельств, в том числе от степени экономический развитости страны и масштабности ее национальной экономики. Кроме того, к важнейшим факторам такого рода относятся экономическая политика, осуществляемая в данной стране в определенный период, и действующие условия, или «правила игры», во всемирных экономических организациях.

В создании и  развитии мирового хозяйства заинтересованы в первую очередь экономически развитые страны. Для них участие в мировом экономическом процессе означает естественный переход к более высокой стадии разделения труда и специализации производства. Поэтому международная экономическая интеграция для развитых стран всегда является дополнительным средством для экономического роста.

Именно экономически развитые страны внесли наибольший вклад  в создание современного хозяйства  с действующим в нем особым порядком. Смысл такого порядка определен в основном неолиберальной моделью экономического развития. Основные черты этой модели состоят в том, что главным регулятором международных взаимосвязей должен быть рыночный механизм. Одновременно делается упор на переориентацию национальных экономик с развития национально-хозяйственного комплекса на создание узкоспециализированной экономики, сокращение функций государства по управлению экономическими процессами и передачу этих функций международным учреждениям.

Несомненно, что в условиях организации мирового хозяйства по неолиберальной модели экономически развитые страны получают существенные преимущества, поскольку именно они играют ведущие роли в международных экономических организациях (в МВФ, во Всемирном банке и т.д.) и получают наибольшие преференции на стихийных мировых рынках.

В отличие  от развитых стран вхождение в  мировое хозяйство развивающихся стран является более сложным и противоречивым процессом.

Вместе с  тем процессы интеграции и создания мирового хозяйства носят объективный характер. Они неизбежны и не зависят от того, какая модель экономического развития в конкретном случае реализуется. Поэтому ни навязанная миру Западом модель, ни более значимые преимущества от участия в мировом хозяйстве развитых стран не могут означать, что для развивающихся стран участие в мировом интеграционном процессе противопоказано и имеет только отрицательный смысл. Практика доказывает,   что   вхождение   развивающихся   государств   в   единый

Информация о работе Тенденции глобализации мировой экономики