Сущность, формы и показатели концентрации производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

Под рыночной концентрацией (концентрацией продавцов или покупателей) понимается плотность размещения рыночных структур и совокупность разных удельных весов агентов рынка по объему предложения и спроса. Малое число фирм на рынке, а значит, и их малая плотность свидетельствует о высоком уровне концентрации продавцов. В предельном случае плотность равна единице, т.е. соответствует монопольному рынку. При заданном числе фирм на рынке, чем больше они отличаются друг от друга по объему реализации товара, тем выше уровень концентрации продавцов на рынке.

Файлы: 1 файл

контрольная по экон отрасли.docx

— 35.78 Кб (Скачать)

На не больших специализированных предприятиях может быть сосредоточено  и уникальное, мелкосерийное производство.

Для промышленности российской Федерации  характерна высокая степень концентрации производства, поскольку в прошлом  осуществлялась ориентация на создание крупных предприятий.

Основной объем производства промышленной продукции в настоящие время  сосредоточен на крупных предприятиях. Около 2% промышленных предприятий (с  численностью занятых свыше 5 тыс. человек) выпускают более 40% всего объема продукции, при производстве которой  получено свыше половины всей прибыли  в промышленности.

Концентрация производства привела  к тому, что в России на одном  предприятии сосредоточен весь выпуск троллейбусов, картофелеуборочных комбайнов, мотороллеров, отдельных видов каучуков, катионных красителей, кинофотопленки и целого ряда других видов продукции.

Для многих отраслей промышленности характерна олигополия – сосредоточение выпуска значительной части однородной продукции на двух – четырех крупнейших предприятиях.

Разновидность олигополии – двухсторонняя  монополия, когда на рынке продукции  один продавец и один покупатель.

Такая ситуация сложилась в выпуске  двигателей для грузовых автомобилей, которые производит Заволжский моторный завод, а единственным их потребителем является ПО «ГАЗ». Магистральные электровозы, производимые только Новочеркасским электровозостроительным заводом, полностью закупаются МПС России.

В целях ограничения и ликвидации монополизма в промышленности в 1989г. было принято решение о развитии в стране малых предприятий, в  июле 1991года обнародовано Постановление  Совета Министров  РСФСР « О  мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Таким  образом, одним из основных направлений  подготовки  к переходу к рыночной экономике становится стимулирования развития в промышленности России и  других отраслей хозяйствования малого бизнеса, рождающегося на передовом опыте отечественной и зарубежной практике.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Планирование концентрации производства и определение оптимальных размеров предприятий.

 

Планирование процессов концентрации, управление этими процессами на научной  основе и выбор оптимальных размеров предприятий занимает важное место  в системе планирования промышленного  производства.

Планирование концентрации требует  детального изучение факторов, определяющих уровень концентрации, а значит, и размер предприятий.

Одни факторы действуют во всех отраслях промышленности, другие –  в пределах отдельных отраслей или  групп родственных отраслей.

К общим (народнохозяйственным) факторам относятся: научно – технический  прогресс, уровень специализации  и комбинирования, а также состояние  развития транспортного и дорожного  хозяйства.

Эти факторы обязательно учитываются  при планировании и управлении процессами концентрации в каждой отрасли промышленности. Для некоторых отраслей промышленности решающие значение имеют специфические (отраслевые) факторы. Так, в полезных ископаемых, условия их залегания  и т.д. В отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, важен  такой фактор, как плотность сырья, т.е. выпуск товарной продукции сельского  хозяйства на 100 га земельных угодий.

Как общие, так и специфические  факторы действуют в тесной взаимосвязи, и при определение оптимального размера предприятий учитывается  влияние той или иной совокупности факторов.

Наряду с этим при экономическом  обосновании оптимальных размеров промышленных предприятий должны  приниматься во внимание следующие  условия:

а) общественная потребность в данном виде промышленной продукции;

б) обеспечение выполнения требований научно – технического прогресса;

в) повышения эффективности капитальных  вложений;

г) наиболее полное использование  всех имеющихся ресурсов, снижение себестоимости продукции и повышение  рентабельности производства;

д) организационные и экономические  границы эффективного хозяйственного управления предприятиями.

В промышленности разработана классификация  отраслей, исходя из их технико –  экономических особенностей, определяющих рациональные размеры предприятий  в каждой данной отрасли.

Все отрасли объединены в следующие  группы:

отрасли добывающей промышленности, в которых оптимальный размер предприятий определяется количеством  и качеством полезных ископаемых месторождений и экономически целесообразным сроком их эксплуатации, обеспечивающим к моменту окончания извлечения ископаемых полную амортизацию горных выработок;

монопродуктовые отрасли обрабатывающей промышленности, изготовляющие относительно однообразную, простую продукцию. В  этих отраслях ( прежде всего черная и цветная металлургия) оптимальные  размеры предприятий определяются, главным образом, единичной мощностью и производительностью современных агрегатов и уровнем комбинирования, обеспечивающими высокий экономический эффект;

отрасли обрабатывающей промышленности( машиностроение, обувная, швейная, деревообрабатывающая и др.), в которых оптимальный  размер предприятий определяется путем  установления целесообразного набора цехов и производств для каждого  типа промышленных предприятий, обеспечивая  при этом наиболее полное и эффективное  использование системы машины или  потоков и возможностей специализации  производства;

отрасли, перерабатывающие первичное  сельскохозяйственное и малотранспортабельное сырье. Здесь оптимальные размеры предприятий устанавливаются  с учетом плотности сырьевой базы, зоны потребления готовой продукции, среднего радиуса перевозки грузов.

Оптимальные размеры предприятия  не абсолютные по своей природе, а  поэтому не могут устанавливаться  вне времени и вне района размещения, так как они различны для разных периодов экономических районов.

Следовательно, под оптимальными размерами  предприятий в промышленности понимаются такие, которые обеспечивают выполнение заданий плана по выпуску продукции  и приросту производственных мощностей  с минимумом приведенных затрат  и максимально возможной народохозяйственной  эффективностью.

Научно обоснованное определение  оптимальных размеров промышленных предприятий – это не только экономическая, но и сложная математическая задача. Для изучения закономерностей и  измерения влияния на концентрацию производства определяющих ее факторов, а также характерна их взаимосвязей с основными показателями хозяйственной деятельности – производительностью труда, себестоимости, рентабельностью и другими, необходимо применение математических методов и современной электронно – вычислительной техники.

Те же, кому не удалось достичь  необходимых масштабов, оказались  в незавидном положении производителей с высокими издержками, обреченных на существование на грани разорения  и, в конечном счете – банкротства.

Однако сегодня те американские  компании, которые все еще стремятся преуспеть в конкурентной борьбе за счет экономики на концентрации производства, не столько выигрывают, сколько теряют. В современных условиях такой подход изначально ведет к снижению не только гибкости, но и эффективности производства: оказывается, что сегодня даже по производительности труда крупнейшие предприятия утратили свои былые преимущества. По данным исследовательской организации «Хей эссошиэйтс», производительность труда у работников предприятий и организаций с численностью занятых менее 500 человек, по меньшей мере, на 50% выше, чем там, где число занятых перевалило за 4,5 тыс. человек.

Кроме этого предприниматели помнят: небольшой размер предприятий означает меньший объем инвестиций и, следовательно, меньший финансовый риск. Что касается чисто управленческой стороны проблемы, то американские исследователи отмечают, что по их наблюдениям, предприятия с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и слабо реагируют на возникающие проблемы.

Поэтому ряд американских компаний в 60-е годы пошел на разукрупнение  своих отделений и предприятий  с целью существенного уменьшения размеров первичных производственных звеньев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Заключение

 

Под рыночной концентрацией (концентрацией  продавцов или покупателей) понимается плотность размещения рыночных структур и совокупность разных удельных весов  агентов рынка по объему предложения  и спроса. Малое число фирм на рынке, а значит, и их малая плотность  свидетельствует о высоком уровне концентрации продавцов. В предельном случае плотность равна единице, т.е. соответствует монопольному рынку. При заданном числе фирм на рынке, чем больше они отличаются друг от друга по объему реализации товара, тем выше уровень концентрации продавцов  на рынке.

Аналогичные зависимости характерны и для оценки концентрации на рынке  покупателей. Чем меньше покупателей  на рынке, тем выше уровень их концентрации. В предельном случае плотность покупателей  равна единице, т.е. соответствует  рынку монопсонии. При заданном числе  покупателей, чем больше они отличаются по объему спроса, тем выше концентрация покупателей на рынке.

Методы анализа эволюции структуры (с позиции концентрации) для рынка  и производства отличаются. В первом случае основное внимание уделяется  конкуренции и наличию потенциальной  возможности захвата рынка. Во втором измеряется либо распределение субъектов  производства по размеру, либо по географическому  признаку.

Обобщая изложенное в данном реферате, нетрудно прийти к выводу, что концентрация производства подвержена влиянию совокупности множества факторов. Их число и  соотношение, применительно к условиям конкретного времени и места, может быть различным. Факторы концентрации производства относятся к числу  динамичных. Изменение их состава  и характера происходит в связи  с изменением факторов. Их число  и соотношения зависят от особенностей экономической системы общества и характерна общественного строя  в целом, поступательного развития научно – технического прогресса, экономико  – географических условий конкретной территории и многих других.

Все больший удельный вес в экономике  большинства стран начинает приобретать  сфера нематериального производства, или, как ее иногда называют, сфера  услуг. Она с полным правом должна входить в общественное производство, поскольку обществу важно производить  не только средства для жизни, но и  осуществлять производства самой жизни во всех ее формах. Вот почему в составе общественного производства все более значимыми становится такие его сферы, как здравоохранение, образование, информационное образование, и другие. Объекты, представляющие название и другие сферы общественного производства, также подлежат концентрации в географическом пространстве со всеми присущими этому процессу закономерностями.

 

 

 

 

                                              Список литературы

1.Авдашева С. Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. М.: Магистр, 1999.- 311 с.

2.Альбеков А.У,Согомонян С.А Экономика коммерческого предприятия. Серия»Учебники,учебные пособия». – Ростов-на-Дону:Феникс,2008.

3. Бурлюкина Е.В., Васильченко Н.Г. Экономика отрасли: Учеб. пособие. Пенза: Изд-во Пенз. Гос. технол. Акад., 2004.-376с.

4.Белоусова Е.А.,Валевич Р.П.,Давыдова Г.А.,и др.Экономика предприятия торговли – Мн.:БГЭУ,2006.

5.Байнев В.Ф.Экономика предприятия и организация производства:Учеб.пособие. – Мн.:БГУ,2006.

6. Бедрина Е.Б., Мокроносов А.Г. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. 110с.

7. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: учеб. в 2т. / под общ. ред. В.М.Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 2002.

8.Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Изд. «Проспект», 2006.

9.Горфинкель В.Я.,Швандар В.А. Экономика предприятия, ред. – ЮНИТИ, 2007.

10. Карлик А.Е., Добрин Г.Н., Белов А.М. Экономика организации (предприятия). Практикум, - Инфра – М, 2003.

11. Мокроносов А.Г. Экономика отрасли: Учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. тех.ун-т, 2002.89с.

12. Экономика отрасли. /Под ред. А.С.Пелиха. Ростов на Дону: Феникс, 2003.

13.Поздняков В.Я., Казанов С.В. Экономика отрасли: Уч. пособие М.: ИНФРА-М, 2008, 309с.

 

 

 

 


Информация о работе Сущность, формы и показатели концентрации производства