Стоимостные показатели благосостояния нации и индекс человеческого развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 16:28, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время экономисты все чаще и чаще стали уделять внимания таким вопросам, как благосостояние нации и уровень жизни населения, так как качество жизни в разных странах и даже в регионах страны разное. Конечной целью функционирования национальной экономики становится создание условий для нормальной жизнедеятельности человека или достижения того или иного уровня жизни.
Уровень жизни определяется степенью развития самих потребностей людей, а так же количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Основные показатели оценки благосостояния нации….................. 5
1.1 Определение и показатели измерения благосостояния……………… 5
1.2 Проблемы измерения показателей благосостояния…………………. 8
1.3 Доходы населения как фактор благосостояния нации…………………………………………………………………………… 15
ГЛАВА 2. Индекс развития человеческого потенциала в России………….. 17
2.1. Понятие индекс развития человеческого потенциала………………… 17
2.2. Роль ИРЧП в концепции Развития человека…………………………... 20
2.3. Методика расчета………………………………………………………... 22
2.4. Расчет ИРЧП для населения России……………………………………. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 28
Список литературы……………………………………………………………. 30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 93.32 Кб (Скачать)

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны.

Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.

Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Базовый показатель долголетия - средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР). Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году.

Образованность рассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения - доля грамотных в возрасте 15 лет и старше - служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития. Уровень грамотности относится к реальному населению и является показателем состояния образования, в значительной степени зависящим от грамотности в течение предыдущих 10-20 лет. Для индустриальных стран с рыночной экономикой уровень грамотности априори устанавливается равным 99 %. Учитывая тенденции повышения образовательного уровня и необходимость более адекватного отражения различий между индустриальными странами, образованность стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населения и совокупной долей учащихся. Последний показатель рассчитывается как отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях обучения (начальной, средней (средней специальной) высшей, послеуниверситетской) вне зависимости от их возраста к общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет.

Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования, включая «ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества».

Идеальный показатель уровня жизни должен был бы учитывать многочисленные факторы: личный доход; распределение доходов между слоями общества; ранее накопленная собственность; доступ к земельным ресурсам и кредитам; развитость инфраструктуры и механизм доступа к общественным фондам потребления (здравоохранению, образованию, транспорту, коммунальным услугами и др.), индивидуальный стиль жизни; размер и структуру семьи; блага, производимые в домашнем хозяйстве; природно-климатические и экологические условия в месте проживания.

Таким образом, величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития. Вне зависимости от уровня экономического развития (будь это индустриальные или развивающиеся страны) к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития - те, в которых 0,5 < ИРЧП < 0,8; к странам с низким уровнем человеческого развития - те, в которых ИРЧП < 0,5. Помимо ранжирования и разделения стран на группы, вычисление ИРЧП и индексов отдельных измерений позволяет оценить соответствие сложившейся ситуации неким ориентирам, выраженным оптимальными значениями показателей человеческого развития, и ее изменение с течением времени. Сравнение индексов долголетия, образованности и уровня жизни дает возможность, при прочих равных условиях, уточнить приоритетность соответствующих программ человеческого развития. Индексы измерений человеческого развития могут быть использованы для определения желательных масштабов финансирования программ человеческого развития на национальном и региональном уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Роль ИРЧП в концепции Развития человека

 

Легче измерить доходы государства, нежели развитие человека. И многие экономисты будут доказывать, что национальный доход представляет собой хороший показатель человеческого благополучия. Хотя между первым и вторым явно существует тесная связь, так как экономический рост является важным средством развития человека, второе не зависит лишь от экономического роста и уровня национального дохода. Оно также зависит от того, как используются эти ресурсы - на вооружение или производство продуктов питания, строительство дворцов или обеспечение чистой водой. А результаты деятельности людей, такие как демократическое участие, в процессе принятия решений и равные права мужчин и женщин, не зависят от доходов. По этим причинам Доклад представляет большой перечень показателей по важным результатам деятельности человека, достигнутым в странах мира.

Несмотря на то, что этот перечень показателей служит основанием для оценки прогресса в развитии человека во многих его измерениях, политики также нуждаются в обобщенном показателе оценки прогресса, особенно в таком, который больше фокусируется на благосостоянии человека, нежели на его доходах. С этой целью Доклады о развитии человека с самого начала публиковали индекс развития человеческого потенциала. Этот показатель дает общее представление о некоторых основных измерениях развития человека.

Хотя ИРЧП представляет собой полезную точку отсчета, важно помнить, что концепция развития человека шире и сложнее, чем это способны отразить любые совокупные измерения, даже если они подкрепляются другими показателями. ИРЧП не является всеохватывающим параметром. Он не включает важные аспекты развития человека, прежде всего возможность участвовать в принятии решений, влияющих на чью-либо жизнь и пользоваться уважением других членов сообщества. Человек может быть богатым, здоровым и образованным, но отсутствие этой возможности препятствует его развитию. Недоучет этого измерения развития человека в ИРЧП стал очевиден со времени первых Докладов о развитии человека и способствовал разработке в 1991 г. индекса человеческой свободы и в 1992 г. индекса политической свободы. Ни один из параметров не просуществовал и года с момента их введения, что послужило свидетельством сложности подобного количественного измерения таких комплексных аспектов развития человека.

ИРЧП четко проводит различие между доходами и человеческим благополучием. Путем измерения средних достижений в здравоохранении, образовании и доходах ИРЧП может дать более полную картину состояния развития страны, чем только измерение уровня доходов. Боливия с ее гораздо более низким уровнем ВВП на душу населения, чем Гватемала, достигла более высокого ИРЧП, так как делала больше для того, чтобы использовать этот показатель для развития человека. Танзания, одна из беднейших стран в мире, имеет ИРЧП, сравнимый с Гвинеей, страной, почти в четыре раза богаче. И наоборот, страны с тем же уровнем доходов имеют большие различия в ИРЧП у Вьетнама примерно такой же уровень доходов, что и у Пакистана, но ИРЧП гораздо выше, из-за более высокого уровня продолжительности жизни и грамотности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методика расчета

 

ИРЧП состоит из трех равнозначных компонентов:

дохода, определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США; образования, определяемого показателями грамотности и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет; долголетия, определяемого через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).

Для каждого из частных индексов установлены фиксированные минимальные и максимальные значения показателя:

продолжительность предстоящей жизни при рождении 25 и 85 лет; грамотность взрослого населения: 0% и 100%; совокупная доля учащихся среди детей и молодежи: 0% и 100%; реальный ВВП (ВРП) на душу населения (ППС): 100 и 40000 долл.

Частные индексы рассчитываются по следующей формуле (формула 2):

 

 

Ii=   (2)

Хi – это фактическое значение показателя;

 Xi min – минимальное значение показателя;

 Xi max – максимальное значение показателя.

Индекс продолжительности жизни определяется по формуле (формула 3):

Ie= (3)

При расчете индекса ВВП в исходную формулу подставляются не сами значения, а их логарифмы (формула 4):

 

IВВП= (4)

где XВВП – величина реального ВВП на душу населения в долл. США по паритету покупательной способности.

Индекс достигнутого уровня образования (образованности) определяется по формуле (формула 5):

 

Iобр= (5)

где Iграм – индекс грамотности взрослого населения;

Iуч – индекс совокупной доли учащихся;

2/3, 1/3 – весовые коэффициенты.

Индексы грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся определяются по формулам ( формула 6, 7):

 

Iграм= (6)

Iуч=   (7)

гдеXграм – фактическая грамотность взрослого населения;

Xуч – фактическая совокупная доля учащихся.

ИРЧП представляет собой среднее арифметическое индекса продолжительности жизни Ie, индекса достигнутого уровня образования Iобр и индекса ВВП IВВП:13 (формула 8):

 

ИРЧП= (8)

ИРЧП может принимать значения от 0 до 1.

Считается, что регионы (страны) с индексом развития человеческого потенциала:

ниже 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития,

0,5 – 0,8 – средний уровень,

0,8 и больше – высокий уровень развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Расчет ИРЧП для населения России

 

Попробуем рассчитать ИРЧП для населения России. Некоторые фактические значения показателей, такие как, величина реального ВВП на душу населения, фактическая грамотность взрослого населения, средняя продолжительность жизни и т.д., можно взять в статистических справочниках.

Для расчета ИРЧП необходимо рассчитать следующие индексы:

    • индекс продолжительности жизни;
    • индекс ВВП;
    • индекс образованности взрослого населения.

 

Исходные данные приведены в приложении 4.

 

2005 г.

2013 г.

Индекс продолжительности жизни

0,685

0,773

Индекс грамотности

0,993

0,998

Индекс совокупной доли учащихся

0,266

0,235

Индекс ВВП

0,761

0,729

Индекс ИРЧП

0,7322

0,7485




 

    1. Индекс продолжительности жизни.

 

Ie2005=

 

Ie2013=

 

start="2"

 Индекс достигнутого уровня образования (образованности).

Для вычисления индекса образованности нужно получить еще два дополнительных индекса:

 индекс грамотности и индекс  совокупной доли учащихся.

Индекс грамотности составляет:

 

Iграм 2005=

 

Iграм 2013=

Индекс совокупной доли учащихся:

 

Iуч2005=

 

 

Iуч2013=

 

Таким образом, индекс образованности равен:

 

Iобр2005=

 

Iобр2013=

    1. Индекс ВВП

 

IВВП2005=

 

IВВП2013=

 

 

Индекс развития человеческого потенциала. Он представляет собой среднее арифметическое этих трех индексов. И составляет для России:

 

ИРЧП2005=

 

ИРЧП2013=

 

Как было указано выше, считается, что страны с индексом развития человеческого потенциала:

  • ниже 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития,
  • 0,5 – 0,8 – средний уровень,
  • 0,8 и больше – высокий уровень развития.

Таким образом, Россия имеет средний уровень развития человеческого потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Независимо от уровня социально-экономического развития общества, проблемы изучения уровня жизни населения, благосостояния нации являются актуальными для всех стран.

 

Для того чтобы полностью охарактеризовать благосостояние населения, необходим комплексный подход к изучению проблемы уровня общественного развития, поскольку отдельно взятые экономические и демографические показатели, отражающие в большей степени количественную или качественную сторону одного из аспектов развития общества, не способны нарисовать общую картину. Государство должно не просто следить за дифференциацией доходов, а исследовать жизнь населения на более глубоком уровне. Необходимо взглянуть на качество жизни граждан.

 

Комплексный показатель, характеризующий состояние экономических и социальных условий, был разработан специалистами программы развития ООН (ПРООН) для наблюдения за социальным прогрессом отдельных стран и человечества в целом. Это индекс развития человеческого потенциала (ИЧПР), или индекс человеческого развития, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования. Он дает оценку степени оптимальности развития общества. ИЧПР является составным индексом, представляющим собой среднюю арифметическую из трех наиболее наглядных индикаторов уровня жизни - индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекса уровня образования (комбинированный показатель, определяемый как индекс грамотности среди взрослого населения и индекса совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений), индекса реального ВВП на душу населения, рассчитываемого в долларах США по паритету покупательной способности валют. Индекс может принимать значения в пределах от 0 до 1, при том, чем ближе величина индекса к 1, тем выше развитие человеческого потенциала и тем условия жизни данной страны ближе к неким общепризнанным критериям благополучия отдельного человека и всей нации.

Информация о работе Стоимостные показатели благосостояния нации и индекс человеческого развития