Становление рыночной экономики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 14:45, реферат

Краткое описание

Рыночная экономика — экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения. Современная экономика, как свидетельствует практика всех без исключения стран мира, предполагает активное участие в ней государства как субъекта рыночных экономических отношений, а также как регулирующего и управляющего органа.

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 487.74 Кб (Скачать)

Определяя предпринимательство как метод хозяйствования, важно учитывать главное условие - самостоятельность и независимость субъекта, а также ответственность за принимаемые им решения, сопровождающиеся риском, стремлением к достижению коммерческого успеха, к увеличению прибыли.

В Гражданском кодексе Российской Федерации предпринимательство характеризуется следующим образом: "Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке". 3

В теории и на практике предприниматели представляются как люди с неограниченной свободой в принятии любых решений, в том числе и хозяйственных. Действительно, предприниматели зачастую без какого-либо постороннего вмешательства сами выбирают сферу приложения средств и сил (способностей), определяют методы решения задач, а так же конкретные пути и средства достижения поставленных целей, полностью отвечая прежде всего своим имуществом за последствия принимаемых решений и совершаемых действий и поступков.

Предприниматели, обладая соответствующими средствами (капиталами), приобретают тем самым определенную экономическую, а, в конечном счете, и политическую власть или возможность влиять на деятельность других людей, т.е. определять цели и характер их поведения и конкретных действий.

Как итог, следует отметить необходимость государства поддержания предпринимательства, в особенности мелкого и среднего бизнеса.

При этом Россия еще не полностью избавилась от монополий. Монополии являются основным тормозом рыночной экономики России. Рыночные отношения могут развиваться только в условиях конкуренции. Монополии препятствуют их развитию. Наличие монополий является результатом того, что Россия еще не завершила длительный этап перехода к рыночной системе.

Анализ экономического развития мирового сообщества не оставляет сомнений в преимуществах рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ МОДЕЛИ  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 
2.1 Анализ текущего состояния рыночной экономики в России 
         Один из главных показателей развития экономики страны – объем ВВП, т. е. величины совокупной рыночной стоимости товаров и услуг, созданных (произведенных) за год во всех отраслях экономики. Он равен сумме объемов потребления, инвестиций, государственных расходов и «чистого» экспорта (т.е. экспорта за вычетом импорта). С другой стороны, ВВП рассчитывается как сумма добавленной стоимости во всех отраслях материального производства (производство товаров) и сферы услуг. 
          По данным на 2010 год, доля экономики России в мировой экономике — 3%.

         Экономика России — 6-я экономика мира по объёму ВВП по ППС (на 2010 год). 
         В структуре экономики России преобладает сектор услуг (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы, связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление, безопасность, образование, здравоохранение, прочие услуги) — более 56,7 % структуры добавленной стоимости в 2010 году (в ВВП — 48,6 %). Кроме того, есть ещё обрабатывающая промышленность (пищевая промышленность, текстильное и швейное производство, производство изделий из кожи, производство обуви, обработка древесины, производство из дерева, целлюлозно-бумажное производство, издательская деятельность, полиграфическая деятельность, производство кокса и нефтепродуктов, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, производство электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования, прочие производства) — 19,1 % структуры добавленной стоимости (16,4 % ВВП), на добычу полезных ископаемых приходится всего 10,4 % структуры добавленной стоимости (9,0 % ВВП). Строительство составляет всего 5,9 % структуры добавленной стоимости (5,1 % ВВП); сельское, лесное хозяйство и рыболовство составляют в сумме 4,5 % структуры добавленной стоимости (4,5 % ВВП России). Наименьшую долю в структуре добавленной стоимости занимает производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 3,1 % (2,7 % ВВП). На чистые налоги на продукты приходится 14,2 % ВВП. 
         Реформы 90-х годов (в частности, максимальная либерализация экономической деятельности, произвольное распределение госсобственности, финансовая стабилизация за счёт жёсткого ограничения совокупного спроса) привели к созданию убогой квазирыночной системы, особенностями которой были «беспрецедентная натурализация хозяйственной деятельности, устойчивое значительное превышение процентной ставкой уровня отдачи капитала в реальном секторе и неизбежная в этих условиях ориентация всей экономики на финансово-торговые спекуляции и растаскивание ранее созданного богатства, хронический фискальный кризис, вызванный возникновением „дурной последовательности“: «дефицит бюджета — сокращение государственных расходов — спад производства и разрастание неплатежей — сокращение налоговых поступлений — дефицит бюджета». 
          Под влиянием гиперинфляции произошла глубокая деформация всех стоимостных пропорций и соотношения цен на продукцию отдельных отраслей, изменившая стоимостные основания финансовой, бюджетной и кредитно-денежной системы. Индекс потребительских цен с 1992 г. по 1995 г. увеличился в 1187 раз, а номинальная зарплата — в 616 раз. Тарифы на грузовые перевозки увеличились за те годы в 9,3 тыс. раз, а индекс цен реализации продукции сельского хозяйства производителями продукции повысился всего в 780 раз, в 4,5 раз меньше, чем в промышленности. Неравновесие доходов и расходов достигло за годы преобразований такого уровня, что механизм неплатежей перестал справляться с его сбалансированием. 
          При переходе к рыночной экономике появился рынок труда, увеличилась безработица. По методологии Международной организации труда (МОТ), на начало 2003 г. безработными были 7,1 % экономически активного населения (без учета скрытой безработицы). Разрыв между минимальными и максимальными уровнями безработицы по регионам составил 36 раз. 
          Универсальный показатель эффективности экономики и управления – качество жизни населения, это -  средняя ожидаемая продолжительность жизни, состояние здоровья,  счастливая семья,  комфортное жилье, уровень доходов, продолжительность рабочего дня и отпуска,  пенсионное обеспечение,  права человека,  уровень преступности и многое другое. 
         В 90-е годы произошло значительное ухудшение здоровья населения и роста смертности. В основе скачкообразного и обвального роста смертности в 90-е годы лежало ухудшение качества жизни большинства населения, связанное с затяжным социально-экономическим кризисом: ростом безработицы, длительными задержками выплаты заработной платы, пенсий, социальных пособий, ухудшением качества питания, снижением доступности социальных услуг, затяжным психологическим стрессом, неуверенностью в своём будущем и будущем детей, ростом криминализации, алкоголизма, наркомании. Главная причина ухудшения демографического воспроизводства состоит   не в инерционности демографических процессов, а в «существенном снижении качества условий и уровня жизни, социальных напряжениях и нестабильности, непреодолимых трудностях адаптации перехода к рынку. 
          В издании ИСЭПН РАН говорилось, что в советское время «уровень преступности был на довольно низком уровне», а рыночные реформы повлекли рост преступности.[3 С. 272] Опросы общественного мнения показывали, что население утрачивало чувство защищённости от преступных посягательств: так, в 1993—1994 годах доля людей, сильно обеспокоенных ростом преступности, выросла до 64-68 %.[3C. 281] Издание констатировало: «В постсоветские времена большинство граждан страны жило с состоянии постоянного беспокойства за свою жизнь, имущество, жизнь родных и близких». При этом специалисты отмечают высокий уровень латентной преступности: реальное число преступлений было гораздо выше официальных данных статистики. Это происходило из-за того, что потерпевшие или свидетели не обращались в милицию, кроме того, милиция сама старалась занижать число преступлений. Реальное число преступлений могло быть выше в два раза. 
         В мировой практике бедными считаются люди, имеющие доход в два и менее доллара в день (иногда четыре и менее доллара с учетом паритета покупательной способности ППС). Рубль в 90-х, мягко говоря, не был устойчивой валютой, поэтому данные Росстата по среднедушевым денежным доходам населения в руб./месяц пересчитаны в долл./день по среднегодовому курсу. 
          Как следует из графика, в начале и в конце 90-х большинство населения страны по международным критериям имело доходы ниже уровня бедности. Если в 1987 - 1988 гг. около 2% населения РСФСР имели доходы менее 4 долларов в день (с учетом ППС), то в 1993 - 1995 гг. – 50%, или около 74 млн. человек. 
          По официальным данным реальная начисленная зарплата только в 2007 году достигла советского уровня 1990 года , а среднемесячная зарплата 20 – 60 долларов в начале и конце 90-х поставила нацию на грань выживания. Да и нынешняя зарплата в 200 – 600 долларов в месяц гораздо меньше заработков в развитых странах, и для многих россиян с трудом покрывает минимальные расходы на проживание . Достаточно сравнить зарплату большинства работающих или пенсионеров со стоимостью жилья, приличной одежды, качественного питания, проезда на транспорте или коммунальных услуг. 
         Проведенный нами анализ, свидетельствует о необходимости основательного пересмотра государственной социальной политики. 
2.2 Выявление проблем и разработка рекомендаций по становлению рыночной экономики в России.

          Стратегическая цель переходного периода в России - это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией.                                     
          Условиями создания такой экономики являются: 
а) преобладание частной собственности;  
б) создание конкурентной среды;  
в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического роста;  
г) эффективная система социальной защиты;  
д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика.  
          Геополитические и исторические особенности формирование современной рыночной экономики в России происходит в условиях взаимопереплетающихся и взаимоотягощающих экономических, политических и социальных кризисов, что затягивает переход к зрелой рыночной системе на десятилетия и усиливает болезненность самих переходных процессов.  
         Характеризуя формирующуюся в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты:  
• огромную роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;  
• неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; • отсутствие автономного от государства гражданского общества:  
• неразрывную связь власти и собственности;  
• слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских тенденциях. 
          Переход к рыночной экономике обусловил необходимость решения кардинальных проблем по формированию принципиально новых производственных отношений. Особое значение на этом пути приобретает проблема становления и развития малого бизнеса как особого сектора рыночной экономики. Мировой опыт показывает, что без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии.        Законодательные акты, принятые по созданию необходимых социально-экономических условий для возрождения, становления и развития малого бизнеса, опираются на осознание обществом его важнейшей роли в стабилизации экономики и вывода России из кризисного состояния. Истоки потребности в малом бизнесе заложены в личностных ценностях, в поисках новых организационных форм деятельности, ориентированных на повышение качества жизни. Именно малый бизнес, как показывает мировой опыт, является наиболее эффективным, составляющим элементом экономической системы, способным обеспечить технологический прорыв и переориентацию производства на качественный прогресс экономического роста. 
          В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. 
         Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. 
          Во всех зарубежных странах с развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно. В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне. В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.  
          Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства. Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. 
          Ещё одну из важнейших проблем малого бизнеса в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, в настоящее время не становятся поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает их конкуренцию с иными предприятиями. 
          В портфелях большинства российских банков займы малому предпринимательству составляют весьма скромную долю. Так, у Оргрэсбанка — 5%, у банка «Авангард» — менее 0,5%. Доля кредитов малому бизнесу заметна лишь у Пробизнесбанка (20%) — редкое исключение. В определенной степени это связано с размером минимальной суммы ссуды, работать с которой банки считают для себя не рентабельным. Так, у Пробизнесбанка эта сумма минимальна — 10 тыс. долл., у БИН-банка и банка «Авангард» — 20 тыс., у Оргрэсбанка — 100 тыс. долл. Известен и случай, когда был выдан самый маленький кредит - 1500 руб. КМБ-банком (российским дочерним банком ЕБРР, созданным специально для кредитования малого и среднего бизнеса). Он был выдан пенсионеру-предпринимателю на приобретение цветных шнурков для продажи их на рынке. 
          Российские банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты под более высокие проценты, чем по крупным кредитам большим предприятиям. Так, в КМБ-банке проценты под кредиты на сумму до 1 тыс. долл. составляют 24% годовых, а до 30 тыс. руб. -36%. Если кредит больше, то проценты составляют уже 15 и 28% годовых. 
         Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса — большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, а низкая капитализация существенно увеличивает риск невозврата кредитов. 
2.3 Организационно-экономическое обоснование сделанных рекомендаций

          Согласно сформированному правительством проекту развития МСБ, до конца 2012 года количество малых компаний должно вырасти в 1,5 раза, а число малых инновационных компаний должно увеличиться в 6 раз, сообщил Директор департамента МЭР. При этом 40% предприятий должно приходиться на неторговый сектор. Примечательно, что тенденция к сокращению малых предприятий в сфере торговли и росту их в сфере услуг и производства наметилась еще в 2005 году. Кроме того, планируется значительное - в 6 раз - сокращение издержек (с 6% до 1%). 
          Директор департамента МЭР подчеркнул, что в ближайшее время государство намерено особо поддерживать инновационные компании. В регионы РФ для этих целей будет направлено порядка 16 млрд рублей. Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере дополнительно выделен 1 млрд рублей. 5 млрд рублей получит Фонд содействия реформированию ЖКХ. В поддержку малых высокотехнологичных предприятий, которые экспортируют свою продукцию, выделено 2 млрд рублей. Предусмотрены также гранты до 5 млн руб. начинающим предпринимателям на покрытие расходов, связанных с внедрением инноваций. Управление венчурными фондами, в том числе и региональными, передается Российской венчурной компании. Совместно с региональными властями она сможет профессионально отбирать те проекты, которые будут востребованы бизнесом и конкретными регионами. 
          Кроме того, одним из приоритетных направлений станет развитие МСБ в сфере социальных услуг, здравоохранении и образовании. Минздравсоцразвития впервые приняло соответствующую целевую программу. В ней содержатся предложения по участию малого бизнеса в сфере высокотехнологичной медицинской помощи и системе ОМС, а также различные поправки в налоговое законодательство. 
         Для того, чтобы облегчить работу малых и средних предприятий, планируется также принять ряд законов и поправок. В частности, планируется сократить перечень лицензируемых видов деятельности и ввести бессрочные лицензии, предоставить предпринимателям право выкупа арендуемых ими помещений, не дожидаясь плановой приватизации, а также сократить перечень платных услуг, необходимых для ведения бизнеса, и уменьшить их стоимость. Развитию МСБ будет способствовать и последовательное осуществление кластерной политики. 
          Для малых предприятий, которые находятся на общей системе налогообложения, планируется увеличить с 3 до 10 млн. размер выручки, которая позволит выплачивать налог на прибыль ежеквартально - это даст им возможность сохранить в своем распоряжении больше оборотных средств.   Предприятия в сфере образования и здравоохранения планируется освободить от налога на прибыль на период до 2020 года. 
В ближайшее время планируется отменить единый налог на вмененный доход. ЕНВД - это не режим налогообложения для малого бизнеса, а определенная форма налогового администрирования, применяющаяся для тех сфер, где сложно осуществить налоговый контроль в рамках общеустановленных процедур. ЕНВД сыграл определенную положительную роль как в легализации доходов, так и в создании гарантированных доходов для бюджетной системы, но в настоящее время эта форма исчерпала свои возможности и дальнейшее ее совершенствование, бесперспективно. Со следующего года установленное количество работников предприятия, дающее возможность применять ЕНВД, будет снижено со 100 до 15 человек.       Кроме того, будет значительно сокращен перечень видов деятельности, где может применяться эта система. Фактически сферой применения ЕНВД останутся лишь розничная торговля и общественное питание.  
Остальные виды деятельности - бытовые услуги, перевозки и т.д., список их будет расширен с 69 (на сегодняшний день) до порядка 90 - будут переведены на патентную систему налогообложения. Право введения этого режима будет предоставлено муниципальным органам власти. Средства от патентов, соответственно, пойдут в муниципальные бюджеты. Обязательное получение патента будет предусмотрено примерно для 20 видов деятельности, в остальных случаях решение будет приниматься по выбору муниципальной власти. Базовая доходность каждого вида деятельности будет установлена специальным кодексом, муниципальные власти смогут по своему усмотрению увеличивать или уменьшать ее в два раза - в зависимости от условий конкретного региона. Годовая стоимость патента составит 6%. У этой формы налогообложения большие перспективы. Сейчас патенты имеют 12 тыс. предпринимателей, общее же количество малых и средних предприятий - порядка 5 млн. Законопроект о развитии патентной системы будет обсуждаться на специальной встрече с предпринимателями, пообещал заместитель директора департамента Минфина РФ. 
         На Всероссийском форуме по малому и среднему бизнесу премьер-министр РФ Владимир Путин рассказал о новом пакете антикризисных мер по поддержке малого и среднего бизнеса. По словам главы правительства, объем выделяемых на эти цели средств будет увеличен с 10 до 23 млрд рублей за счет средств антикризисного фонда. 
          Владимир Путин пояснил, что 3 млрд рублей будут направлены на поддержку малых и средних инновационных компаний. Для поддержки программ содействия малому бизнесу в моногородах выделяется 2 млрд рублей. Целевое назначение 1 млрд рублей – развитие предпринимательства на Северном Кавказе. 
          По итогам 1 квартала 2010 г. в целом по стране по всем рассматриваемым  показателям развития малого предпринимательства, за исключением объема оборота малых предприятий, отмечается негативная динамика. 
          На 1 апреля 2010 г. количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с 1 апреля предыдущего года на 3,5%. Среднесписочная численность занятых на МП за год снизилась на 4,3%, объем инвестиций в основой капитал снизился на 16,8%. На фоне негативной динамики указанных показателей объем оборота малых предприятий в 1 квартале 2010 года оказался на 3,5% выше показателя за аналогичный период прошлого года.  
         Итоги деятельности малых предприятий в 2009 г. в региональном разрезе можно охарактеризовать как разнонаправленные. В 47 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 36 регионе, объемов оборота МП – в 49 регионах; инвестиций в основной капитал на МП – в 38 регионах. 
          В любой стране налоговая система является одним из важнейших инструментов управления государством. Например, оперируя налоговыми льготами, можно стимулировать развитие различных приоритетных сфер, причем это касается не только сугубо экономической стороны вопроса, но и социальных программ. Прогрессивная налоговая шкала позволяет не допускать слишком большого разброса в доходах разных слоев населения, и тем самым способствует появлению многочисленного среднего класса. Известно, что в России действует единая ставка налога на доходы физических лиц, что в свое время обосновывалось необходимостью легализации доходов граждан. Предполагалось, что единая ставка позволит увеличить объем налоговых поступлений в бюджет. Однако статистика показывает, что в России сборы налога на доходы физических лиц составляют сравнительно небольшую долю ВВП. 
          Пожалуй, стоит присмотреться к опыту Великобритании. В Великобритании Inland Revenue (управление внутренними бюджетными поступлениями) занимается сбором подоходных налогов, налогов на капитал и прибыль, а также гербовыми сборами. HM Customs and Excise (управление таможенными пошлинами и акцизами) занимается сбором самых важных косвенных налогов (включая НДС и др.).  
          Органы Местного Самоуправления являются ответственными за сбор местных налогов. Налоги с доходов делятся на подоходные налоги, налоги с корпораций, налог на доход с производства топлива.  
          Подоходный налог взымается по прогрессивной ставке (ставка растет с суммой доходов).  
          Минимальная ставка подоходного налога составляет 20% и начисляется на доход, размер которого составляет до 4300 фунтов стерлингов. 23% начисляется при доходе от 4301 до 27100 фунтов стерлингов и 40% начисляется на доход свыше 27100 фунтов стерлингов.  
         Но правительство Англии намерено снизить минимальную ставку и не намерено поднимать среднюю и высшую ставку. Кроме того, существую разнообразные суммы, которые не облагаются подоходным налогом, и существует целая система льгот для семейных пар, вдов и вдовцов, слепые и граждане после 65 лет.  
         Налоги с корпораций платятся в качестве налога на прибыль в размере 30%. Но также существует сниженная ставка в размере 20%, для небольших предприятий, чьи годовые доходы не превышают 300 тысяч фунтов стерлингов.

          Налог на доход с производства топлива платят фирмы, которые добывают газ и нефть на территории Великобритании и на прилегающем к ней континентальном шельфе. Такие фирмы должны иметь соответствующее разрешение от Министерства торговли и промышленности. Доходы от такого производства облагаются в размере 50%. Однако новые месторождения газа и нефти, разрешения на разработку которых были получены после 16 марта 1993 года, не подлежат начислению этого налога. 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В 2013 ГОДУ

          Российская экономика в 2012 г. находилась под влиянием двух основных факторов. С одной стороны, сохранение кризисных тенденций в глобальной хозяйственной системе обусловило высокую волатильность товарных и финансовых рынков и спровоцировало дискуссии о необходимости в очередной раз готовиться к гипотетической «второй волне глобального кризиса». С другой стороны, окончание электорального периода в России поставило перед экономикой страны трудные задачи, связанные с выполнением взятых в предвыборный период обязательств. В результате неопределенность перспективы развития экономики России в 2013 году существенно возросла, а выход на устойчивые темпы экономического роста стал еще более проблематичным.

         Главными причинами уязвимости российской экономики от внешних факторов, как и в предшествующие годы, являются высокая степень зависимости экспортных доходов от мировых цен на сырье и слабость национального финансового рынка. Доля продукции нефтегазового комплекса в совокупном объеме экспорта в 2011-2012 гг. превысила 65% по сравнению с 61,7% в докризисном 2007 г. Ситуация в финансовой сфере несколько улучшилась по сравнению с докризисным периодом за счет сокращения удельного веса краткосрочных валютных обязательств российских компаний. Однако на состояние фондовых рынков решающее влияние по-прежнему оказывают инвесторы в т.ч. иностранные, ориентированные на реализацию краткосрочных стратегий. В этих условиях временные улучшения мировой конъюнктуры положительно сказываются на состоянии российской экономики и порождают всплески оптимизма, как у рыночных субъектов, так и у лиц, ответственных за проведение экономической политики. Напротив, снижение мировых цен на сырье и падение мировых фондовых рынков крайне болезненно отражается на России, подрывая перспективы роста и налоговую базу бюджета.

 

         Именно такую картину можно было наблюдать в 2012 г. Если в 1 квартале на волне оживления мировых рынков российская экономика продемонстрировала уверенный рост на 4,9%, то во 2 квартале на фоне падения цен на нефть и негативной динамики глобальных финансовых рынков темпы роста ВВП сократились до 4,0%. Во втором полугодии замедление роста продолжилось, причем в 3 квартале 2012 г. темп роста ВВП опустился ниже уровня 3,0% впервые за весь период восстановления после кризисного спада в 2009 г. Основными причинами замедления экономики стали более чем двукратное сокращение темпов роста выпуска в добывающей промышленности и почти двукратное - темпов роста грузооборота транспорта в сочетании с вызванным неблагоприятными погодными условиями неурожаем, сельскохозяйственный сектор в 2012 г. продемонстрировал спад на 2,3%. Напротив, в ряде секторов сохранялись устойчиво высокие темпы роста. 

Информация о работе Становление рыночной экономики в России