Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:29, контрольная работа
Цель контрольной работы заключается в изучении факторов производства, под которыми понимаются вещи и услуги, обеспечивающие производственный процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- выявить сущность и определить роль в современной рыночной экономики факторов производства;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ПОЛОЖЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКАХ РАЗНЫХ РЕСУРСОВ…………………………………………………………….4
1.1 Особенности рынков ресурсов
1.2 Виды рынков ресурсов
РАЗДЕЛ 2. СПРОС НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА……………………...11
2.1 Особенности спроса на факторы производства
2.2 Изменение спроса фирмы на фактор производства. Эластичность спроса на ресурс
2.3 Рыночный спрос на ресурс
РАЗДЕЛ 3. ПРАВИЛО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ……………………19
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………………..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..22
В связи с тем, что все факторы производства, с одной стороны, являются взаимозаменяемыми, а с другой – взаимодополняемыми, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы.
Рынок труда – это сфера взаимоотношений покупателей и продавцов трудовых услуг. Как и любой рынок ресурсов, он формируется за счет взаимодействия спроса и предложения. Рынок труда имеет свои особенности. Спрос на труд считается вторичным, производным от первичного спроса на готовые продукты, и особенно на потребительские товары. Основным фактором, формирующим спрос на труд, является потребность производства в людских ресурсах. Закон спроса на труд: чем меньше заработная плата, тем больше величина спроса на труд. Зарплата рассматривается как факторный доход и предстает как цена труда. В широком смысле зарплата – это все вознаграждения, получаемые работником (все виды доходов), в узком смысле зарплата – это ставка зарплаты, т. е. цена, выплачиваемая за единицу труда в течение определенного интервала времени. Номинальная заработная плата (W), реальная заработная плата (W/P) – это то, что мы реально можем купить на эту сумму денег.
Предложение труда – количество труда, которое может быть предложено производству (фирмам) по определенной цене – заработной плате и в определенное время. Закон предложения: чем больше заработная плата, тем больше величина предложения труда. Субъекты спроса на рынке труда – фирмы и государства, а субъекты предложения – домашние хозяйства.
Для рынка труда в условиях совершенной конкуренции характерно:
– взаимодействие на рынке стольких продавцов и покупателей, что никто не может повлиять на ставку зарплаты;
–наличие одинакового уровня квалификации у всех рабочих;
– мобильность рабочих, т. е. нет преград для перехода с одного места работы на другое.
Равновесная ставка заработной платы и равновесный уровень занятости данного вида труда определяется на пересечении кривых спроса и предложения труда (рис. 1).
Рис. 1. Равновесие на совершенно конкурентном рынке
Здесь DL отражает предложение продукта в денежном выражении в данной отрасли; SL показывает предложение труда в альтернативных отраслях. В точке Е MRPL=MRC, т.е. W1 – оптимальный уровень зарплат, а N – оптимальное предложение труда.
Эффект замещения (рис.2) наблюдается до точки I: при росте зарплаты рабочие отказываются от свободного времени для увеличения заработка. Эффект дохода после точки I: рабочие при высокой зарплате больше ценят свободное время. отражает общее количество рабочего времени которое согласна отработать какая-либо категория рабочих при данной величине заработной платы.
Рис.2. Эффект дохода и замещения
Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции характеризуется:
- воздействием предпринимателей на спрос на труд, а, следовательно, и на ставку заработной платы;
- влиянием профсоюзов на предложение труда, а значит, и на ставку заработной платы.
Следовательно, рынок труда может быть монополизирован как со стороны спроса (модель монопсонии – как правило, одна фирма – работодатель), так и со стороны предложения труда (модель с профсоюзом).
Для рабочих монопсония на рынке труда оборачивается потерей рабочих мест и снижением заработной платы, т. е. они получают ставку зарплаты меньшую, чем их предельный продукт в денежном выражении. Монопсонист сокращает занятость для того, чтобы снизить ставку заработной платы аналогично тому, как монополист на рынке благ сокращает производство с целью повышения цены на свой продукт.
Главной экономической задачей профсоюзов является повышение ставки зарплаты. Основными способами достижения данной цели являются: стимулирование спроса на труд (путем изменения неценовых факторов); ограничение предложения труда; организация давления на предприятия и государство.
2.2 Изменение спроса фирмы на фактор производства. Эластичность спроса на ресурс
Спрос на труд
Наклон кривой рыночного спроса на труд прямо пропорционален ценовой эластичности спроса на конечное благо, который данный труд производит.
Ценовая эластичность спроса на труд отражает ценовую эластичность спроса на товар. Эластичность спроса относительно труда (EDw) показывает относительное изменение объема спроса на труд под влиянием изменения ставки заработной платы на 1%:
EDw = (ΔQ/Qd)/(ΔW/W), (1)
где ΔQ/Qd - относительное изменение спроса на труд;
ΔW/W- относительное изменение ставки заработной платы.
или EDW = %Qd/%W, (2)
где %Qd - изменение спроса на труд в процентах;
%W - изменение ставки заработной платы в процентах.
Смысл и сущность эластичности спроса на труд: на сколько процентов изменится рыночный спрос на труд, если ставка заработной платы изменится на 1%.
Виды спроса на труд по эластичности
EDw = 0. Совершенно неэластичный спрос на труд - труд узьких срециалистов, уникальных единичных профессий;
EDw < 1. Неэластичный спрос на труд - при изменении заработной платы на 1% спрос на труд изменяется менее, чем на 1% (труд виноделов, труд государственных служащих);
EDw = 1. Единичная эластичность на труд. При изменении заработной платы на 1% спрос на труд изменяется тоже на 1% (труд инженеров, строителей);
EDw > 1. Эластичный спрос на труд. При изменении цены на 1% спрос на труд изменяется более, чем на 1% (труд обслуживающего персонала);
EDw = ∞. Совершенно эластичный спрос на труд.
Эластичность спроса на труд (относительно изменений заработной платы) тем больше, чем:
- выше ценовая эластичность спроса на конечное благо, которое данный труд создает;
- легче замещается труд на другие факторы производства;
- выше эластичность предложения прочих факторов;
- выше доля заработной платы в общих издержках;
- длиннее временной период.
Эластичность рыночного предложения труда
Эластичность предложения труда (ESw) показывает относительное изменение предложения труда под влиянием изменения ставки заработной пдаты на 1%:
ESW = (ΔQ/Qs)/(ΔW/W), (3)
где ΔQ/Qs - относительное изменение предложения труда;
ΔW/W- относительное изменение ставки заработной платы или
ESW = %Qs/%W;
%Qs - изменение предложения труда в процентах;
%W - изменение ставки заработной пдаты в процентах.
Смысл и сущность эластичности предложения труда: на сколько процентов изменится предложения труда, если ставка заработной платы изменится на 1%.
Виды предложения труда по эластичности.
ESW ≤ 1.Неэластичное предложение - звезды эстрады, знаменитые спортсмены;
ESW = 1. Единичная эластичность. При изменении заработной платы на 1% предложение изменяется тоже на 1% (труд рядовых профессий);
ESW > 1. Эластичное предложение. При изменении заработной платы на 1% предложение изменяется более, чем на 1% (низко- среднеквалифицированный труд);
Эластичность рыночной кривой предложения (мобильность труда) определенного вида труда зависит от следующих факторов: сложности и издержек смены занятости; времени.[6]
2.3 Рыночный спрос на ресурс
В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара.
Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время отдел маркетинга, непосредственно занимающийся вопросами сбыта и реализации продукции.
Спрос на ресурсы является производным (зависимым) от спроса на продукцию, изготовляемую с применением данных ресурсов. Иначе говоря, последние удовлетворяют потребности не прямо, а через готовую продукцию. Отсюда следует, что изменение спроса на ресурсы также является величиной зависимой — прежде всего от изменения спроса на готовую продукцию. На движение спроса на ресурсы влияет также производительность труда: если она растет, их требуется больше. Каждая дополнительная единица ресурсов дает приращение продуктов — предельный продукт (в денежном выражении — предельный доход). В то же время дополнительные ресурсы вызывают увеличение издержек фирмы — предельных издержек. Но фирмы стремятся уменьшить издержки производства. Поэтому они будут увеличивать ресурсы до тех пор, пока предельный доход от их прироста не сравняется с предельными издержками на них. Если предельный доход больше предельных издержек, спрос на данные ресурсы растет, в противоположной ситуации — уменьшается. Наконец, изменение спроса на данные ресурсы зависит от динамики изменения спроса по другим ресурсам, то есть от изменения цены на замещающие ресурсы (например, труд заменяется капиталом) и на дополнительные (например, ресурсы на изготовление пленки и программного обеспечения являются дополнительными по отношению к тем, что идут соответственно на изготовление камеры и ЭВМ).
При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов. Первый — эффект замещения, связанный с тем, что замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (замещение труда капиталом ведет к падению спроса на труд и увеличению спроса на капитал). Второй — эффект объема производства; он выражается в увеличении издержек на капитал, вызывающем падение объема производства и, соответственно, сокращение спроса на ресурсы (на капитал). Эффект замещения и эффект объема производства противоположны по направленности. Поэтому на практике спрос на замещающий ресурс зависит от соотношения этих двух эффектов: если эффект замещения больше эффекта объема производства, спрос на замещающий ресурс возрастает, и наоборот. Если в производство вводится дополнительный ресурс, изменение в его цене влияет на изменение спроса на основной ресурс в противоположном направлении.
РАЗДЕЛ 3. ПРАВИЛО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ
Все экономические ресурсы, факторы производства, обладают одним общим свойством: они имеются в ограниченном количестве. Эта ограниченность относительна и означает, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Ограничены разнообразные пахотные земли, и полезные ископаемые, и капитальные товары, и рабочая сила (рабочее время). Вследствие ограниченности ресурсов объем производства ограничен. Общественное производство не способно произвести весь объем товаров и услуг, который общество хотело бы получить. Ограниченность ресурсов относительна и потому, что исторически определенный уровень научно-технического прогресса (НТП) определяет границы использования того или иного ресурса, например глубину переработки нефти.
Поскольку наши потребности безграничны, а наши ресурсы ограничены, мы не в состоянии удовлетворить все потребности. Приходится решать, какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться.
Обществу приходится выбирать – производить пушки или масло или производить и пушки, и масло в определенной пропорции. При этом возникает проблема рационального ведения общественного хозяйства. Эта проблема выбора всегда была и будет. Проблема эффективности – основная проблема экономической теории, которая исследует пути наилучшего использования или применения ограниченных ресурсов с тем, чтобы достичь наибольшего или максимально возможного удовлетворения безграничных потребностей общества (цель производства). Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц ограниченных ресурсов, которые применяются в процессе производствами получаемым в результате этого процесса количеством какого-либо продукта, т.е. охватывает проблему «затраты-выпуск». Большее количество продуктов, получаемых от данного объема затрат, означает повышение эффективности. Меньший объем продукта от данного количества затрат указывает на снижение эффективности.
Любое общество, каждый экономический агент стремятся эффективно использовать ресурсы. Они стараются получить максимальное количество товаров и услуг, произведенных из ограниченных ресурсов. Чтобы добиться этой цели, общество должно полностью использовать (полностью занять) свои ресурсы и таким образом обеспечить получение наиболее возможного объема производства. Полная занятость обеспечивается использованием всех пригодных для этого ресурсов. Экономика должна обеспечить работой всех желающих и способных трудиться, использовать все пахотные земли, все факторы производства. Поскольку использоваться должны только пригодные для этого ресурсы, следует иметь в виду те ограничения, которые накладывают общественная практика и обычаи на признание ресурсов пригодными для применения: законодательство или обычаи могут определять возрастные границы применения труда молодежи и престарелых; для сохранения плодородия земель их необходимо выводить из оборота (оставлять под паром). Наиболее возможный объем производства обеспечивается эффективным распределением ресурсов по отдельным направлениям, с тем чтобы они вносили наибольший вклад.
ВЫВОД
Можно сделать следующие заключения по исследованию спроса и предложения на факторы производства.
В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый (факторный) доход:
Информация о работе Спрос на ресурсы, правило использования ресурсов