Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:56, доклад
На первый взгляд может показаться, что спрос на деньги безграничен, по-
скольку, чем больше денег будет у индивидов, тем больше благ они смогут
приобрести. В данном случае естественное желание иметь как можно
больше благ выдается за безграничность спроса на деньги. Однако при
анализе спроса на деньги нужен иной подход.
Спрос на деньги (спрос на ликвидность) —это потребность в опреде-
ленном запасе денег. Он определяется как количество платежных средств,
которые население и фирмы хотят держать в ликвидной форме, т. е. в фор-
ме наличности и чековых депозитов (кассы). Держание кассы лишает
рыночных агентов возможности иметь доход от других видов имущества
(акции, облигации, недвижимость), а значит, порождает для них соответст-
вующие альтернативные издержки. Почему же люди согласны нести эти
издержки, предъявляя спрос на деньги?
Различают акции ведущих, самых надежных компаний (их часто называют
"голубыми фишками") и акции рисковых фирм (например, "венчурных").
Первые чаще приобретают "инвесторы", вторые —"игроки". При состав-
лении сбалансированного "портфеля" следует приобретать разные виды
финансовых активов и периодически пересматривать их состав: избавлять-
ся от одних и покупать другие.
Общее правило, которого надо придерживаться при составлении и пере-
смотре состава "портфеля", можно сформулировать так:
Продавать тот или иной актив надо тогда, когда его цена (курсовая
стоимость) высока, но можно ожидать скорого ее падения. И наоборот,
покупать лучше в тот момент, когда цена на интересующий нас фи-
нансовый актив упала.
Деньги как средство хранения наиболее предпочтительны при ожида-
нии снижения цен как на реальные, так и на финансовые активы.
Курсовая стоимость ценных бумаг, как уже отмечалось, прямо пропор-
циональна их доходности и обратно пропорциональна банковской про-
центной ставке.
На базе основных подходов к анализу спроса на деньги развивается
множество современных денежных теорий, акцентирующих внимание на
разных сторонах спроса на деньги.
В послевоенный период вклад в развитие теории спроса на деньги вне-
сли представители так называемой Чикагской школы, которые идейно
относятся к неоклассическому направлению. Лидер этой школы М. Фрид-
мен считает, что спрос на деньги зависит как от текущего потока доходов,
так и от общего накопленного богатства. С ростом богатства люди увели-
чивают вложения в разные виды реальных и финансовых активов, в том
числе увеличивают и количество наличных денег. В отличие от кейнсиан-
цев неоклассики считают, что спрос на деньги неэластичен по отношению
к изменениям процентной ставки.
Другим важным уточнением современной теории спроса на деньги, сде-
ланным непосредственно М. Фридменом, является учет в анализе фактора
инфляции (т. е. роста цен), корректирующий реальную доходность активов.
С учетом вышеизложенного функция спроса на деньги в современной
трактовке выглядит так:
г д е —желаемая величина запаса денег (спрос на реальные деньги);
—номинальный текущий доход;
—накопленное богатство;
—процент дохода по акциям;
ih —процентная ставка по облигациям;
id —процентная ставка по депозитам;
я —ожидаемый темп инфляции.
Еще один фактор, влияющий на величину спроса на деньги, по мнению
сторонников одного из направлений классической школы, —ожидания.
Пессимизм населения и предпринимателей относительно будущей эконо-
мической ситуации стимулирует рост спроса на деньги (особенно налич-
ные). И наоборот, при оптимистическом прогнозе возрастет спрос на дру-
гие виды активов, а на деньги упадет.