Спрос и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:34, реферат

Краткое описание

Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос — это спрос конкретного покупателя на конкретный товар, причем на данном рынке. Совокупный спрос — это общий объем спроса на товары и услуги в какой-либо стране.
Также различают первичный и вторичный спрос. Первичный спрос — это спрос на продукт или услуги определенной категории товаров в целом. Например, это может быть спрос на кофе или спрос на страховые услуги. Вторичный (или избирательный) спрос — это спрос на товары определенной марки или фирмы и на услуги определенного вида.

Файлы: 1 файл

Спрос и предложение.docx

— 24.70 Кб (Скачать)

Конечно, в данном случае это допущение условно — точки  соприкосновения трансформируются в точки противостояния, если ставится вопрос не просто о стоимости в  целом, а о ее составных частях и источниках их образования. Поэтому, не рассматривая вопросы эксплуатации, сотрудничества или партнерства всех владельцев факторов производства, в рамках выявления самой субстанции стоимости ее содержание представляет собой материали-юцию разноплановых, но тем не менее относительно однородных мтрат. Последние, однако, не следует сводить к издержкам производства, так как при выходе на поверхностный уровень экономических отношений — уровень цен обнаружим заколдованный круг взаимообусловленности: издержки производства определяют цену товаров, а цена последних — издержки производства. Поэтому здесь следует ограничиться лишь субстанцией стоимости. О цене речь пойдет ниже. 
Что касается теории полезности (в том числе предельной) и теории спроса и предложения, то здесь отчетливо прослеживается взгляд не со стороны производства (во что обошлось производство тех или иных товаров), а со стороны их обращения, т.е. сферы реализации, в которой сталкиваются покупатели и продавцы. Согласно теории полезности хозяйственные субъекты «высказывают суждение» о ценности тех или иных приобретаемых благ. Из субъективных равнодействующих опенок продавцов и покупателей вытекает меновая ценность, лежащая в основе рыночных цен. 
Дальнейшее развитие данной теории на основе использования математического аппарата маржиналистской концепции предельных величин (полезности, доходности, издержек, производительности) позволит выявить, что сами субъективные оценки благ, получившие некоторую социальную объективацию у Дж.Кларка в виде предельного класса покупателя, предопределяются наличием цен и величиной дохода потребителя. Ярким подтверждением этого служат кривые безразличия, когда и комбинация благ, и предпочтения покупателей жестко предопределены ценой и доходом. Опять возникает заколдованный круг на явленческом уровне: цена определяется суждением покупателей о ценности блага, его предельной полезностью, а полезность, суждение зависит от цены и величины дохода, который в свою очередь зависит от собственности на соответствующий фактор. 
С точки зрения теории спроса и предложения вообще устраняется какая-либо видимость субстанционализированного обоснован ния цены. Соотношение спроса и предложения на рынке на тот или иной товар предопределяет его цену. Как правило, эта цена являет-ся равновесной ценой, т.е. ценой, при которой спрос равен пред-ложению. Но здесь снова возникает заколдованный круг: спрос и предложение предопределяют цену, а уровень цен в свою очередь — спрос и предложение, как в случае с издержками производства на уровне рыночных цен (это опять-таки общность, родство). 
Однако цена устанавливается и при отсутствии равновесия между спросом и предложением. Она тоже цена, одна из множества цен, но что их предопределяет, остается тайной. Проблему экономического содержания легко обойти с помощью инструментария функции. При функциональном подходе вопрос о содержательной стороне экономической категории снимается, так как, поочередно меняя местами функцию и аргумент (зависимую и независимую переменные), можно обойтись без выяснения сущностного содер жания изучаемых экономических процессов и явлений. 
Итак, выделив сущностные, субстанциональные и явленческие направления экономической теории, ограничивающие исследование видимой частью хозяйственной действительности, перейдем к рассмотрению важнейших моментов их взаимодополнения на уровне реальных экономических отношений хозяйственных субъ-ектов в процессе обмена. Обратимся прежде всего к трудовой тео-рии стоимости как наиболее последовательной концепции, пыта-ющейся проанализировать и разграничить сущностные и явленчес-кие моменты в создании блага и акте его купли-продажи. При этом каждый раз будем обращаться к другим концепциям с целью поис-ка общих точек соприкосновения с ними.


Информация о работе Спрос и предложение