Способы снижения инфляции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:18, доклад

Краткое описание

Для снижения темпов инфляции в 2006 году существенно ужесточалась тарифная политика на продукцию естественных монополий: темп прироста цен на газ снижен до 11% против 23% в 2005 году, рост тарифов на электроэнергию для конечных потребителей и грузовых тарифов на железнодорожные перевозки установлен ниже целевого уровня инфляции (7,5%). Рост тарифов на услуги, оказываемые естественными монополиями для населения, был также более умеренным, чем в 2005 году. Вклад данного фактора в инфляцию может снизится примерно на 0,5 процентных пункта по сравнению с 2005 годом.

Файлы: 1 файл

18Способы снижения темпов инфляции в России.docx

— 22.71 Кб (Скачать)

Способы снижения темпов инфляции в России

Для снижения темпов инфляции в 2006 году существенно ужесточалась тарифная политика на продукцию естественных монополий: темп прироста цен на газ снижен до 11% против 23% в 2005 году, рост тарифов на электроэнергию для конечных потребителей и грузовых тарифов на железнодорожные перевозки установлен ниже целевого уровня инфляции (7,5%). Рост тарифов на услуги, оказываемые естественными монополиями для населения, был также более умеренным, чем в 2005 году. Вклад данного фактора в инфляцию может снизится примерно на 0,5 процентных пункта по сравнению с 2005 годом.

Динамика потребительских  цен в 2006 годом будет в большей  степени, чем в прошлом определяться факторами денежного предложения  и роста доходов населения. Вклад  немонетарных факторов понизится с 37% от роста цен в 2005 году до 32%.

В условиях сложившегося дисбаланса спроса и предложения на потребительском  рынке, повышение темпов роста социальных расходов бюджета по сравнению с  уровнем, предусмотренным перспективным  финансовым планом, неизбежно будет  усиливать рост цен. В настоящее  время номинальный прирост доходов  населения в 2,5-3 раза опережает прирост  предложения потребительских товаров (а предложение отечественных  товаров в 9-10 раз). Этот дисбаланс  приводит к тому, что даже при  рекордном профиците бюджета и росте стабилизационного фонда резко понизить инфляцию не удается.

В соответствии с планом мер  по снижению темпов роста потребительских  цен (поручения Правительства Российской Федерации от 15 июня 2005 г. № МФ-П13-29 пр (п.2) и от 30 июня 2005 г. № МФ-П13-3187) выработаны следующие краткосрочные антиинфляционные меры:

· Сдерживание роста цен  на горюче-смазочные нефтепродукты, в том числе за счет снижения налоговой  нагрузки и ослабления ее зависимости  от динамики мировых цен: уточнение  порядка установления ставок налога на добычу полезных ископаемых. Минэкономразвития России совместно с Минпроэнерго России рассматриваются варианты изменения формулы и шкалы исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Предусмотрено сохранение на 2006 год уровня ставок акцизов на моторные топлива и масла, действующих  в 2005 году. Принят Федеральный закон  № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных или муниципальных  нужд». В соответствии с законом  будет осуществлена организация  биржевой торговли нефтепродуктами  с внедрением механизма обязательности совершения сделок на бирже для отдельных  потребителей, таких как Минобороны России, МВД России, РАО «ЕЭС России», а также закупок для государственных  и муниципальных нужд.

· Повышения уровня конкуренции  на продовольственных рынках.

Проведение мероприятий  в регионах по увеличению предложения  продукции местного производства путем  развития местных продовольственных  рынков и ярмарок, а также обеспечение  равного доступа на них для  всех производителей в целях снижения монополизации рынков, устранение межрегиональных  барьеров. Для исполнение этого пункта Минсельхозом России совместно с субъектами РФ проведет выездные ярмарки и выставки. Развитие механизма закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия для нужд предприятий всех уровней бюджетной сферы. Для реализации данного направления необходима разработка нормативных актов в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», которым предусматривается возможность проведения совместных биржевых или аукционных торгов части закупок сельхозпродукции.

· Сдерживания роста цен (тарифов) на продукцию естественных монополий, в том числе для  населения.

Снижение издержек субъектов  естественных монополий на основе анализа  их финансовых планов и инвестиционных программ. Рост регулируемых на федеральном  уровне тарифов естественных монополий  в 2006 году не должен превышать предельных параметров, одобренных Правительством Российской Федерации (протокол от 18.08.2005г. N33): на газ - 11%, в электроэнергетике -7,5%, грузовые железнодорожные перевозки - 7,5%.

· Ограничения роста регулируемых тарифов в сфере жилищно-коммунального  хозяйства.

Разработка регламента процесса установления тарифов на услуги организаций  жилищно-коммунального хозяйства  и порядка определения предельных параметров повышения регулируемых тарифов на услуги ЖКХ для населения.

Для ограничения темпов роста  тарифов на жилищно-коммунальные услуги Правительством Российской Федерации  принято решение об установлении предельных уровней роста тарифов  на услуги организаций жилищно-коммунального  хозяйства не выше 15-20% в 2006 году.

Подготовлены изменения  и дополнения в Федеральный закон  № 210-ФЗ «Об основах регулирования  тарифов организаций коммунального  хозяйства» от 30.12.2004г., регламентирующего  данный процесс. Законодательством  будет определен перечень коммунальных услуг, на которые будут устанавливаться  предельные тарифы и в 2006 году предполагается определить основные принципы ценообразования  на них. Одновременно будет усилен контроль за затратами предприятий ЖКХ и определением нормативов потребления (предоставления) коммунальных услуг. Дополнительным фактором сдерживания роста тарифов ЖКХ может стать принятие законопроекта «О финансовом оздоровлении предприятий и организаций ЖКХ.

Меры для обеспечения  финансовой устойчивости в 2006 году:

· Правительству Российской Федерации необходимо не допустить  роста социальных расходов выше, чем  предусмотрено в проекте бюджета  на 2006 год и перспективном финансовом плане.

· Субъектам бюджетного планирования обеспечить равномерное расходование средств федерального бюджета в  течение года.

· По мнению Минфина России и Банка России, в целях снижения притока валюты необходимо ограничить внешние заимствования государственных  компаний и предприятий со значительной долей государства, стимулировать  замещение их внутренними заимствованиями.

· Минэкономразвития России, Минфину России и другим федеральным  ведомствам подготовить план по реализации комплекса мер, направленных на ускорение  экономического роста и увеличение экспорта, подготовленных всоответствии с Поручениями Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года № МФ-П13-4598 и 6 октября 2005 г. № МФ-П13-5093.

Для стимулирования спроса на деньги и создание условий для  расширения частных инвестиций в  финансовые инструменты Банк России, ФСФР России, Минфин России и Минэкономразвития  России разрабатывают комплекс мер  по развитию финансовых институтов и  инструментов, обеспечивающих инвестирование средств населения в государственные  и корпоративные ценные бумаги (в  т.ч. акции компаний с государственным  участием):

1. В целях повышения  доверия населения к банковской  системе необходимо повысить  сумму страхового возмещения  по вкладам граждан с 100 до 200 тыс. руб.

2. Кредитным организациям  следует предоставить право определять  в договоре банковского вклада  различные условия досрочного  возврата вклада.

В целях повышения надежности банковской системы необходимо ускорить подготовку федерального закона «О регистрации  уведомления и залоге и иных обременениях движимого имущества» и закона «О потребительском кредитовании».

Для развития розничной инфраструктуры финансовых рынков целесообразно осуществить  выпуск в обращение государственных  ценных бумаг для населения, а  также рассмотреть вопрос стимулирования создания фондовых магазинов.

В целях повышения доверия  к институтам коллективного инвестирования создать компенсационные механизмы, направленные на защиту прав неквалифицированных  инвесторов.

3. С целью расширения  финансовых инструментов, являющихся  привлекательными объектами инвестирования, осуществить приватизацию пакетов  крупных государственных компаний  с размещением акций среди  широкого круга инвесторов.

4. Разработать и реализовать  программу повышения информированности  населения о возможностях инвестирования  в различные финансовые активы  через посредничество частных  институтов коллективного инвестирования.

Еще один долгосрочный метод  борьбы с инфляцией - ускорение реформирования естественных монополий, сокращение в  них роста зарплат, снижение издержек. И хотя этот комплекс мер не скажется на инфляции 2006 года, но зато в полную силу проявит себя позже.

В Минфине считают, что  на реализацию мер, направленных на взятие под контроль уровня инфляции потребуется  около трех лет. После этого можно  будет стабильно удерживать установленный  уровень инфляции.

 

Цели денежно-кредитной  политики Банка России за последнее  десятилетие прошли в своем развитии эволюционный путь, отраженный в таблице 3.

 

 Таблица 3. Эволюция  главных макроэкономических целей  денежно-кредитной политики России  в 1992-2006 гг.

 

Год 

Цели денежно-кредитной  политики 

 

1992 

Сохранение управляемости  в народном хозяйстве, поддержание  ликвидности предприятий и противодействие  инфляционному давлению 

 

1993 

Сокращение инфляции и  ограничение темпов спада в экономике 

 

1994 

Снижение инфляции, создание условий для стабилизации производства и осуществление институциональных  и структурных изменений 

 

1995 

Снижение инфляции в среднем  на 4% в месяц в течение года, соответствие динамики предложения  денег (увеличения агрегата М2) задаче проведения антиинфляционного экономического курса 

 

1996 

Снижение уровня инфляции и укрепление курса национальной валюты при ограничении дефицита бюджета на уровне 4% ВВП 

 

1997 

Двукратное снижение инфляции, прекращение экономического спада, достижение финансовой стабилизации и  поддержание стабильности национальной валюты 

 

1998 

Снижение инфляции до 5-8% в  целом за год, поддержание стабильности национальной валюты, ВВП на уровне 100-102% от предыдущего года 

 

1999 

Ограничение роста цен (сокращение до 30% годовых) и поддержание их на уровне, позволяющем предотвратить  значительное падение производства (сокращение объема ВВП на 3%) и занятости 

 

2000 

Снижение инфляции (18%) при  сохранении и возможном ускорении  темпов роста ВВП (1,5%). При этом создаются  условия для снижения безработицы  и роста реальных доходов населения 

 

2001 

Закрепление и развитие тенденций  устойчивого роста экономики (рост ВВП на уровне 4%), последовательное повышение уровня жизни населения, снижение инфляции (12-14% в год), развитие институциональной инфраструктуры рыночной экономики 

 

2002 

Главной задачей для Банка  России в среднесрочной перспективе  остается плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий  год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся  инфляция предшествующего года. Денежно-кредитная  политика на 2002 г., как и 2001 г., формируется  и будет проводиться на основе двух базовых принципов. Первый - это  продолжение применения элементов  метода целевой инфляции. Второй - использование  денежного агрегата М2 в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики 

 

2003 

Снижение инфляции и поддержание  ее на низком уровне с целью снижения макроэкономических рисков, расширения внутреннего кредита, концентрации в стране капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста. На ближайшие три года ставится задача снизить инфляцию до уровня ниже 8%. На 2003 г. цель по инфляции определена Банком России в интервале 9-12% 

 

2004 

Главной целью единой государственной  денежно-кредитной политики является устойчивое снижение инфляции и поддержание  ее на низком уровне. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ на 2004 г. и сценарными условиями  социально-экономического развития РФ на период до 2006 г., согласованными с  Банком России, предполагается снизить  темпы инфляции до 8-10% в 2004 г., 6,5-8,5% в 2005 г., 5,5-7,5% в 2006 г. 

 

2005 

Банк России, исходя из предварительныхрасчетов состояния платежного баланса страны, проекта федерального бюджета на 2005 год и других факторов, воздействующих на инфляцию,считает возможным принять в качестве цели денежно кредитной политики на 2005 год ограничение прироста потребительских цен в пределах 7,5-8,5% 

 

2006 

Банк России, исходя из предварительных  расчетов состояния платежного баланса  страны, проекта федерального бюджета  на 2006 год и других факторов, воздействующих на инфляцию, считает возможным принять  в качестве цели денежно-кредитной  политики на 2006 год ограничение прироста потребительских цен в пределах 7-8,5%  

 

 

 

Начиная с 1993 г., то есть со времени  принятия Конституции РФ, главная  цель ежегодно объявлялась как снижение темпов инфляции и обеспечение стабильности национальной денежной единицы, являющейся оборотной стороной стабильности цен. Формулировка основной цели денежно-кредитной  политики страны лишь как защиты и  обеспечения устойчивости рубля, снижения инфляции является несколько некорректной и неполной. Данные цели являются лишь составными частями стратегической цели, которую должна преследовать денежно-кредитная политика страны. Кроме того, в процессе достижения подобных целей остаются невостребованными  возможности Банка России в сфере  регулирования экономики страны.

 

С учетом изложенного генеральной  целью денежно-кредитной политики России должно быть обеспечение эффективного и устойчивого развития экономики  страны использованием денежных и кредитных  инструментов.

 

Имея представленную формулировку генеральной цели денежно-кредитной  политики, можно выделить следующие  направления (цели второго уровня в  «дереве целей» денежно-кредитной  политики):

 

Информация о работе Способы снижения инфляции в России