Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:18, доклад
Для снижения темпов инфляции в 2006 году существенно ужесточалась тарифная политика на продукцию естественных монополий: темп прироста цен на газ снижен до 11% против 23% в 2005 году, рост тарифов на электроэнергию для конечных потребителей и грузовых тарифов на железнодорожные перевозки установлен ниже целевого уровня инфляции (7,5%). Рост тарифов на услуги, оказываемые естественными монополиями для населения, был также более умеренным, чем в 2005 году. Вклад данного фактора в инфляцию может снизится примерно на 0,5 процентных пункта по сравнению с 2005 годом.
Способы снижения темпов инфляции в России
Для снижения темпов инфляции в 2006 году существенно ужесточалась тарифная политика на продукцию естественных монополий: темп прироста цен на газ снижен до 11% против 23% в 2005 году, рост тарифов на электроэнергию для конечных потребителей и грузовых тарифов на железнодорожные перевозки установлен ниже целевого уровня инфляции (7,5%). Рост тарифов на услуги, оказываемые естественными монополиями для населения, был также более умеренным, чем в 2005 году. Вклад данного фактора в инфляцию может снизится примерно на 0,5 процентных пункта по сравнению с 2005 годом.
Динамика потребительских
цен в 2006 годом будет в большей
степени, чем в прошлом определяться
факторами денежного
В условиях сложившегося дисбаланса
спроса и предложения на потребительском
рынке, повышение темпов роста социальных
расходов бюджета по сравнению с
уровнем, предусмотренным перспективным
финансовым планом, неизбежно будет
усиливать рост цен. В настоящее
время номинальный прирост
В соответствии с планом мер
по снижению темпов роста потребительских
цен (поручения Правительства
· Сдерживание роста цен
на горюче-смазочные
Предусмотрено сохранение на
2006 год уровня ставок акцизов на
моторные топлива и масла, действующих
в 2005 году. Принят Федеральный закон
№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных или
· Повышения уровня конкуренции на продовольственных рынках.
Проведение мероприятий в регионах по увеличению предложения продукции местного производства путем развития местных продовольственных рынков и ярмарок, а также обеспечение равного доступа на них для всех производителей в целях снижения монополизации рынков, устранение межрегиональных барьеров. Для исполнение этого пункта Минсельхозом России совместно с субъектами РФ проведет выездные ярмарки и выставки. Развитие механизма закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия для нужд предприятий всех уровней бюджетной сферы. Для реализации данного направления необходима разработка нормативных актов в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», которым предусматривается возможность проведения совместных биржевых или аукционных торгов части закупок сельхозпродукции.
· Сдерживания роста цен (тарифов) на продукцию естественных монополий, в том числе для населения.
Снижение издержек субъектов естественных монополий на основе анализа их финансовых планов и инвестиционных программ. Рост регулируемых на федеральном уровне тарифов естественных монополий в 2006 году не должен превышать предельных параметров, одобренных Правительством Российской Федерации (протокол от 18.08.2005г. N33): на газ - 11%, в электроэнергетике -7,5%, грузовые железнодорожные перевозки - 7,5%.
· Ограничения роста регулируемых
тарифов в сфере жилищно-
Разработка регламента процесса
установления тарифов на услуги организаций
жилищно-коммунального
Для ограничения темпов роста
тарифов на жилищно-коммунальные услуги
Правительством Российской Федерации
принято решение об установлении
предельных уровней роста тарифов
на услуги организаций жилищно-
Подготовлены изменения
и дополнения в Федеральный закон
№ 210-ФЗ «Об основах регулирования
тарифов организаций
Меры для обеспечения финансовой устойчивости в 2006 году:
· Правительству Российской
Федерации необходимо не допустить
роста социальных расходов выше, чем
предусмотрено в проекте
· Субъектам бюджетного планирования обеспечить равномерное расходование средств федерального бюджета в течение года.
· По мнению Минфина России
и Банка России, в целях снижения
притока валюты необходимо ограничить
внешние заимствования
· Минэкономразвития России, Минфину России и другим федеральным ведомствам подготовить план по реализации комплекса мер, направленных на ускорение экономического роста и увеличение экспорта, подготовленных всоответствии с Поручениями Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 года № МФ-П13-4598 и 6 октября 2005 г. № МФ-П13-5093.
Для стимулирования спроса на
деньги и создание условий для
расширения частных инвестиций в
финансовые инструменты Банк России,
ФСФР России, Минфин России и Минэкономразвития
России разрабатывают комплекс мер
по развитию финансовых институтов и
инструментов, обеспечивающих инвестирование
средств населения в
1. В целях повышения
доверия населения к
2. Кредитным организациям
следует предоставить право
В целях повышения надежности банковской системы необходимо ускорить подготовку федерального закона «О регистрации уведомления и залоге и иных обременениях движимого имущества» и закона «О потребительском кредитовании».
Для развития розничной инфраструктуры финансовых рынков целесообразно осуществить выпуск в обращение государственных ценных бумаг для населения, а также рассмотреть вопрос стимулирования создания фондовых магазинов.
В целях повышения доверия
к институтам коллективного инвестирования
создать компенсационные
3. С целью расширения
финансовых инструментов, являющихся
привлекательными объектами
4. Разработать и реализовать
программу повышения
Еще один долгосрочный метод борьбы с инфляцией - ускорение реформирования естественных монополий, сокращение в них роста зарплат, снижение издержек. И хотя этот комплекс мер не скажется на инфляции 2006 года, но зато в полную силу проявит себя позже.
В Минфине считают, что на реализацию мер, направленных на взятие под контроль уровня инфляции потребуется около трех лет. После этого можно будет стабильно удерживать установленный уровень инфляции.
Цели денежно-кредитной политики Банка России за последнее десятилетие прошли в своем развитии эволюционный путь, отраженный в таблице 3.
Таблица 3. Эволюция
главных макроэкономических
Год
Цели денежно-кредитной политики
1992
Сохранение управляемости
в народном хозяйстве, поддержание
ликвидности предприятий и
1993
Сокращение инфляции и ограничение темпов спада в экономике
1994
Снижение инфляции, создание
условий для стабилизации производства
и осуществление
1995
Снижение инфляции в среднем на 4% в месяц в течение года, соответствие динамики предложения денег (увеличения агрегата М2) задаче проведения антиинфляционного экономического курса
1996
Снижение уровня инфляции и укрепление курса национальной валюты при ограничении дефицита бюджета на уровне 4% ВВП
1997
Двукратное снижение инфляции, прекращение экономического спада, достижение финансовой стабилизации и поддержание стабильности национальной валюты
1998
Снижение инфляции до 5-8% в целом за год, поддержание стабильности национальной валюты, ВВП на уровне 100-102% от предыдущего года
1999
Ограничение роста цен (сокращение до 30% годовых) и поддержание их на уровне, позволяющем предотвратить значительное падение производства (сокращение объема ВВП на 3%) и занятости
2000
Снижение инфляции (18%) при сохранении и возможном ускорении темпов роста ВВП (1,5%). При этом создаются условия для снижения безработицы и роста реальных доходов населения
2001
Закрепление и развитие тенденций
устойчивого роста экономики (рост
ВВП на уровне 4%), последовательное
повышение уровня жизни населения,
снижение инфляции (12-14% в год), развитие
институциональной
2002
Главной задачей для Банка России в среднесрочной перспективе остается плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. Денежно-кредитная политика на 2002 г., как и 2001 г., формируется и будет проводиться на основе двух базовых принципов. Первый - это продолжение применения элементов метода целевой инфляции. Второй - использование денежного агрегата М2 в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики
2003
Снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне с целью снижения макроэкономических рисков, расширения внутреннего кредита, концентрации в стране капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста. На ближайшие три года ставится задача снизить инфляцию до уровня ниже 8%. На 2003 г. цель по инфляции определена Банком России в интервале 9-12%
2004
Главной целью единой государственной
денежно-кредитной политики является
устойчивое снижение инфляции и поддержание
ее на низком уровне. В соответствии
с прогнозом социально-
2005
Банк России, исходя из предварительныхрасчетов состояния платежного баланса страны, проекта федерального бюджета на 2005 год и других факторов, воздействующих на инфляцию,считает возможным принять в качестве цели денежно кредитной политики на 2005 год ограничение прироста потребительских цен в пределах 7,5-8,5%
2006
Банк России, исходя из предварительных расчетов состояния платежного баланса страны, проекта федерального бюджета на 2006 год и других факторов, воздействующих на инфляцию, считает возможным принять в качестве цели денежно-кредитной политики на 2006 год ограничение прироста потребительских цен в пределах 7-8,5%
Начиная с 1993 г., то есть со времени
принятия Конституции РФ, главная
цель ежегодно объявлялась как снижение
темпов инфляции и обеспечение стабильности
национальной денежной единицы, являющейся
оборотной стороной стабильности цен.
Формулировка основной цели денежно-кредитной
политики страны лишь как защиты и
обеспечения устойчивости рубля, снижения
инфляции является несколько некорректной
и неполной. Данные цели являются лишь
составными частями стратегической
цели, которую должна преследовать
денежно-кредитная политика страны.
Кроме того, в процессе достижения
подобных целей остаются невостребованными
возможности Банка России в сфере
регулирования экономики
С учетом изложенного генеральной
целью денежно-кредитной
Имея представленную формулировку генеральной цели денежно-кредитной политики, можно выделить следующие направления (цели второго уровня в «дереве целей» денежно-кредитной политики):