Современный финансовый кризис в мире и его перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой явилось тщательное исследование всех негативных тенденций, имевших место в российской экономике, выяснение причин мирового финансового кризиса.
Данная курсовая работа содержит: введение, в которой определена цель и актуальность темы исследования, четыре главы: первая - понятие, сущность и основные причины возникновения кризиса 2008 года; вторая - мировой финансовый кризис; третья - финансовый кризис в России; четвертая - факторы послекризисного роста российской экономики; заключение и список использованных источников и литературы.

Оглавление

Введение
Глава 1 Понятие и сущность кризиса. Причины возникновения кризиса 2008 года.
Понятие и сущность кризиса.
Основные причины современного экономического кризиса.
Воздействие финансового кризиса в России.
Глава 2 Мировой финансовый кризис.
2.1 Причины мирового финансового кризиса.
ГЛАВА 3 Финансовый кризис в России. Факторы послекризисного роста российской экономики.
3.1 Финансовый кризис в России.
3.2 Антикризисные меры.
3.3 Последствия кризиса в России.
Глава 4. Факторы послекризисного роста российской экономики.
4.1 Основные направления роста.
4.2 Восстановление экономики после кризиса.
4.3 Положительные последствия финансового кризиса.
заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КурсоваяРабота_Кризис.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Е. Гайдар считает, что экономика имеет цикличный характер, что "за тучными годами всегда следуют тощие", а благоприятная конъюнктура сменяется неблагоприятной. Кроме того, резкое ускорение роста ВВП на душу населения, начавшееся два века назад, повлекло за собой изменения жизни людей - сократилось число занятых в сельскохозяйственном секторе, выросли продолжительность жизни и уровень доходов. Сейчас мы наблюдаем замедление мирового экономического роста на фоне сильнейшего со времен Великой депрессии кризиса. Нынешняя ситуация, спровоцирована проблемами в секторе субстандартного ипотечного кредитования в США5.

Многие экономисты единодушны во мнении, что современный финансовый кризис - это прямое следствие кризиса ипотечного кредитования в США (доля данного сектора в экономике страны составляет 1.4%). Частные американские банки выдавали ипотечные кредиты в больших количествах. В категорию собственников ипотечного жилья вошли и те американцы, которые были просто не в состоянии регулярно выплачивать проценты по кредитам. В итоге жилье чуть ли не в массовом порядке переходило в собственность банков, а достаточного количества людей, которые бы хотели покупать это жилье, не находилось. Исход подобного положения дел вполне предсказуем - банкротство банков. Данная ситуация возникла из-за того, что фондовый рынок оккупировали игроки-спекулянты, которые занимались куплей-продажей высокодоходных, но при этом высокорискованных инструментов, создавая финансовые пирамиды. В итоге финансовая система США дала сбой - миллиарды и триллионы долларов, которые были задействованы в финансовых операциях повышенного риска, оказались неликвидны. Инвестиционные компании и банки терпят убытки и банкротятся, ухудшая ситуацию и на мировом финансовом рынке. Ведь американская экономика имеет огромное влияние на экономику многих стран мира - филиалы американских корпораций открыты почти во всех странах, американский доллар, ценные бумаги США традиционно выступают в качестве финансового гаранта для других стран, которые с их помощью защищаются от различного рода рисков.

 

Глава 3. Финансовый кризис в России. Факторы послекризисного роста российской экономики

3.1 Финансовый кризис в России

 

 и  - в как часть мирового финансового кризиса стали возможными из-за произошедшей российской экономики в мировую экономику, когда любое событие за рубежом оказывает влияние на стоимость российских и , на , доходы граждан и рост экономики. Мировой финансовый кризис, который набрал обороты в начале осени, впритык приблизился к России. Правительственные доклады и сюжеты центральных телеканалов страны преисполнены оптимизма и пренебрежительной риторики только относительно "небрежной американской финансовой системы". Оценки независимых экономических экспертов более реалистичны. Они предупреждают: до конца 2009 финансовое состояние Россиян может значительно ухудшиться.

По оценкам министра финансов РФ Алексея Кудрина, бороться с последствиями кризиса Россия будет как минимум два года. Из-за кризиса на американском рынке ипотечного кредитования российский рынок продолжил падение: индекс РТС опускался почти на 2,02%, но вскоре падение замедлилось. Индекс ММВБ падал несколько медленнее, в диапазоне 1,6-1%. Кризис уже начинает влиять на заработные платы граждан по всей России. 6. заявил следующее: "Можно не бояться за вклады населения. Можно не бояться за устойчивость всех ведущих банков. Это абсолютно под контролем. Но то, что мировой фондовый рынок еще будет тянуть нас вниз, к этому надо быть готовым. Поэтому мы вошли в долгую полосу. Наши меры должны несколько смягчать вот эти движения..."

Из-за недостатка свободных денег проблемы есть у всех предприятий. С другой стороны, на рынке кадров существует дефицит, следовательно, вероятное сокращение зарплат не затронет квалифицированных специалистов на наиболее востребованных направлениях. Но остальные вполне могут столкнуться с непродолжительными задержками по выплатам заработной платы либо незначительным сокращением окладов.

Планируется массовое сокращение работников. Эксперты подсчитали: каждый второй работодатель планирует уволить в среднем по 10% персонала. А в некоторых банках и в розничных сетях потеряет работу каждый третий-четвертый. Компании увольняют людей, чтобы улучшить финансовое положение, пошатнувшееся из-за кризиса. Под ударом в первую очередь окажутся офисные работники. Они ничего не производят, то есть не формируют прибыли, а зарплаты их, как правило, выше, чем у "производителей". "Евросеть" объявила о сокращении персонала на несколько процентов. Это коснется офиса. Сейчас в компании на четыре продавца приходится один офисный работник, а сокращения приведут к тому, что это соотношение будет один к десяти. Пострадают те отделы, где на сотрудников можно переложить часть обязанностей их коллег. "Рекорд" по количеству сокращенных сотрудников удерживает Магнитогорский металлургический комбинат: здесь собираются оставить без работы 3000 человек. За ним следует ритейловая компания "Патэрсон" - здесь без работы могут остаться 1600 человек. Более двухсот сотрудников потеряют работу на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате, Банке Москвы и в МГТС. Еще столько же покинет штаты медиакомпаний "Амедиа" и РБК.

Но все же массовая безработица  России пока не грозит, хотя сокращения в отдельных секторах экономики  будут значительными. Впрочем, тем кто сохранил свои места радоваться особо тоже не отчего. Им придется приготовиться к заморозке зарплат и снижению реальных доходов примерно на 30%.

 

3.2 Антикризисные меры

 

Первым шагом Правительства  и ЦБ РФ в борьбе с негативными  последствиями мирового финансового  кризиса стало принятие мер для  поддержания стабильности банковской системы и финансового рынка. Среди них:

А) Меры бюджетно-налоговой политики, проводимые Правительством РФ

1) размещение на депозитах коммерческих банков (КБ) временно свободных средств федерального бюджета в сумме до 1,5 трлн. руб. на срок до 3-х месяцев, ставка от 8% годовых7;

2) имущественный взнос РФ в уставный капитал ВЭБа в 2008 году на сумму 75 млрд. рублей, в 2009 году - на сумму 175 млрд. рублей для реализации мер по поддержке финансового рынка;

3) имущественный взнос РФ в уставный капитал АИЖК (Агентство по ипотечному жилищному кредитованию) на сумму 60 млрд. руб. для поддержки рынка ипотечного кредитования;

4) предоставление субординированных кредитов ЦБ (500 млрд. руб.) и Фондом национального благосостояния (450 млрд. руб.) на сумму 950 млрд. руб. без обеспечения сроком до 31 декабря 2019 г. по ставке 8% годовых коммерческим банкам, в том числе Сбербанку (500), ВТБ (200) и Россельхозбанку (25);

5) имущественный взнос РФ в уставной капитал АСВ (Агентство по страхованию вкладов) на сумму 200 млрд. руб. для капитализации банков;

6) размещение на депозитах коммерческих банков средств Госкорпорации ЖКХ (135 млрд. руб.) и Фонда содействия реформированию ЖКХ (143 млрд. руб.).

Б) Меры ДКП, проводимые ЦБ РФ:

1) снижение нормативов обязательных резервов по всем видам до 0,5%. Сумма поддержки: 370 млрд. руб.;

2) повышение ставки рефинансирования (13%) Банка России и процентных ставок по операциям, проводимым ЦБ для снижения уровня оттока капитала из России и сдерживание инфляционных тенденций;

3) предоставление Банком России безналоговых кредитов коммерческим банкам (116 банков) на срок не более шести месяцев. В сумме ЦБ готов предложить банкам до 700 млрд. руб. минимум под 8,5% годовых;

4) изменение порядка предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами, а также пополнение списка ценных бумаг, принимаемых в обеспечение кредитов ЦБ РФ. Цель - расширение возможностей получения кредитными организациями дополнительной ликвидности в ЦБ (1 трлн. руб. доп. ликвидности);

5) изменение параметров сделок "валютный своп", проводимых Банком России на внутреннем валютном рынке РФ. На 11.12.2008 максимальный объем средств, предоставляемых кредитным организациям по операциям "валютный своп" Банка России, составлял 5 млрд. руб.

Второй шаг: меры по поддержке реального сектора экономики и социальной стабильности. Среди них:

А) Меры бюджетно-налоговой политики, проводимые Правительством РФ

1) размещение на депозит в ВЭБе средств из Международных резервов на общую сумму не более 50 млрд. долларов США для рефинансирования внешних долгов компаний и банков РФ в 2008-2009 гг. ВЭБ получит государственные деньги по ставке LIBOR + 1, выдавать будет под LIBOR + 5.

2) выделение из Фонда национального благосостояния средств на покупку акций и облигаций российских компаний в размере 175 млрд. рублей (размещены на депозите в ВЭБе);

3) снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до 192,1 долларов за тонну (с 1.12.2008 г). Сумма поддержки 270 млрд. руб.;

4) повышение необлагаемой НДПИ цены нефти с 9 до 15 долларов за баррель. Сумма поддержки: 89,3 млрд. руб8.;

5) поддержка предприятий ВПК (субсидирование процентной ставки, инвестиции в капитал, предупреждение банкротства предприятий ВПК). Сумма: 50 млрд. руб.;

6) снижение налога на прибыль за счет его федеральной части на 4% с 1.01.2009 г. С 28 ноября 2008 г. уплата налога на прибыль производится на основе фактической величины прибыли. Сумма поддержки: 400 млрд. руб.;

7) увеличение амортизационной премии с 10% до 30%. Сумма поддержки: 100-150 млрд. руб.;

8) регионы с 1.01.2009 г. смогут снижать упрощенный налог на малый бизнес с 15% до 5%9;

9) ускорение сроков возмещения НДС. Сумма поддержки: 250 млрд. руб.;

10) увеличен предельный размер компенсации по вкладам в банках, в отношении которых наступил страховой случай, до 700 тыс. руб.;

11) вычет по подоходному налогу при строительстве или приобретении жилья с 1.01.2009 г. будет увеличен вдвое, до 2 млн. руб. (260 тыс. руб). Сумма поддержки: 10 млрд. руб.;

12) максимальный размер пособия по безработице вырастет с 1.01.2009 г. до 4900 руб. Сумма поддержки: 30-50 млрд. руб.

3.3 Последствия кризиса в россии

 

Результатом кризиса для российской экономики может стать ликвидация целых отраслей промышленности и  коренное изменение всего экономического ландшафта. К такому выводу приходят эксперты, изучающие . По их мнению, кризис, начавшийся осенью 2008 года, будет затяжным. Вероятным сроком его завершения называют 2012-2013 гг. Для России это будет означать низкие цены на энергоносители, слабое наполнение бюджета, отсутствие инвестиций. Это неизбежно приведет к резкому ухудшению ситуации в таких технологически отсталых отраслях, как машиностроение. Серьезную угрозу кризисное состояние госбюджета несет и оборонной промышленности. Аналитики считают, что крайне низкий уровень менеджмента в отраслях оборонки не позволит предприятиям отрасли найти ответы, адекватные кризисным вызовам.

В связи с этим все чаще высказываются  мнения о том, что России следует использовать кризис для пересмотра всей промышленной политики. Что под этим имеется в виду?

Во-первых, отход от тенденции к  созданию госкорпораций, как от неэффективной  и крайне затратной экономической  модели.

Во-вторых, отказ от эволюционной формы модернизации промышленности. В условиях кризиса эта форма также становится непозволительной роскошью для бюджета страны.

Многие отрасли и отдельные  предприятия нуждаются в коренной перестройке, для того, чтобы ее осуществить  от части из них надо отказаться, а другую часть построить с нуля - на новой технологической базе с использованием современных принципов управления.

Сторонники идеи пересмотра промышленной политики считают, что только такой  подход позволит России рассчитывать на серьезную роль в глобальном экономическом пространстве. В противном же случае по завершении кризиса нас, по-прежнему, будет ожидать участь сырьевого придатка.

 

Глава 4. Факторы послекризисного роста российской экономики

4.1 Основные Направления роста

 

В основе экономической программы должны лежать высокие, достойные России и одновременно внятные и достижимые долгосрочные геополитические цели.

Такой стратегической целью может  стать превращение России в региональную сверхдержаву, являющуюся центром притяжения для всех государств.

Объективными предпосылками достижения этой цели являются высокие темпы  экономического развития и повышения  уровня жизни, заметно превосходящие  соответствующие показатели как  соседних государств, так и мирового сообщества в целом.

В связи с этим эффективный экономический рост, обеспечивающий повышение благосостояния и основанный на инвестициях в структурно-технологическую модернизацию отечественной экономики, становится важнейшей целью российского государства.

Позитивное будущее России может  быть основано только на опережающем развитии перерабатывающих отраслей промышленности, определяющих, с одной стороны, уровень инвестиционной активности и технологического обновления производства, а с другой стороны, динамику и структуру потребления населения.

Применительно к среднесрочной перспективе можно утверждать, что инвариантным элементом любой экономической политики является трансформация экономики спада в экономику роста. Предстоящие 3-5 лет следует рассматривать как особый, восстановительный этап в развитии отечественной экономики.

Источники (факторы) роста на этапе восстановительного развития существенно отличаются от факторов, лежащих в основе нормального, стационарного экономического развития, поскольку в той или иной степени порождены кризисом и имеют негативную природу. К их числу, прежде всего следует отнести резервы, связанные с возможностями вовлечения в хозяйственный оборот незагруженных мощностей, сокращения огромных масштабов нелегального вывоза капитала, развития внутреннего производства в режиме импортозамещения вследствие аномально высоких долей импортной продукции на внутреннем рынке, восстановления ценовых и финансово-стоимостных пропорций, приемлемых для отраслей обрабатывающей промышленности, и т.д.

Идея конструктивного использования разнообразных структурных перекосов современной российской экономики не является принципиально новой и подобна идее конверсии ресурсно-технологического потенциала оборонного комплекса, который мог в свое время стать стратегическим фактором экономического развития страны.

Информация о работе Современный финансовый кризис в мире и его перспективы