Современное состояние потребительской кооперации России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:25, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучение современного состояния потребительских обществ Российской Федерации.
Задачи:
проанализировать современное состояние потребительской кооперации;
изучить проблемы развития современной потребительской кооперации.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………. 2 стр.
2. Современное состояние потребительской кооперации в России………………………………………………………………. 2 стр.
3. Проблемы российской потребительской кооперации…………………………………………………………………… 5 стр.
4. Заключение…………………………………………………………………… 7 стр.
5. Литература……………………………………………………………………. 8 стр.

Файлы: 1 файл

Тема.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

.Тема.Современное состояние потребительской кооперации России.

 

Содержание.

  1. Введение………………………………………………………………………. 2 стр.

 

  1. Современное состояние потребительской кооперации в России……………………………………………………………….  2 стр.

 

  1. Проблемы российской потребительской кооперации…………………………………………………………………… 5 стр.

 

  1. Заключение…………………………………………………………………… 7 стр.

 

  1. Литература…………………………………………………………………….  8 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Задача потребительских  обществ - объединить покупательную  активность членов и организовать более рациональное расходование их доходов, получаемых в основном от деятельности вне кооператива.

В современной  России, где бедность населения становится хроническим явлением, роль потребительских обществ и их союзов, выполняющих свою социальную миссию по защите и поддержке населения значительно возрастает. 
Потребительская кооперации России за время своего существования доказала делом свою значимость, полезность и эффективность. Она развивалась и совершенствовалась одновременно с развитием общества, всегда чувствительно реагируя на запросы пайщиков, расширяя и совершенствуя свои многогранные функции и спектр услуг. В настоящее время потребительская кооперация России работает стабильно, уверенно, имея четкую перспективу, сформулированную в Программе стабилизации и развития потребительской кооперации Российской Федерации на предстоящие годы. 
Федеральные и местные органы власти России признают благородную миссию российской потребительской кооперации в решении крупных социальных программ, способствующих сокращению безработицы, повышению занятости населения. Освоение новых видов деятельности и услуг позволяет потребительской кооперации создавать дополнительные рабочие места. 
Потребительская кооперация в каждом регионе выступает надежнбым союзником местных органов власти в реализации программ социальной защиты населения. Она пополняет местный бюджет налоговыми отчислениями по результатам деятельности кооперативных предприятий и организаций. 
Цель работы: изучение современного состояния потребительских обществ Российской Федерации. 
Задачи:

проанализировать  современное состояние потребительской кооперации;

изучить проблемы развития современной потребительской кооперации. 

 

Современное состояние  потребительской кооперации в России.

Российская потребкооперация стала одной  из  самых   массовых и сильных в мире, получило теперь новые перспективы и стимулы развития.

Отметим, что лидирующей кооперативной системой, как и  прежде, является родоначальница российского  кооперативного движения потребительская кооперация.

Потребкооперация сегодня  это 7,5 миллиона пайщиков, объединенных в 3,5 потребительских обществ, действующих  на территории в 12,3 млн. квадратных километров, осуществляющих торговое бытовое обслуживание, заготовительную деятельность более чем в 90 тысячах населенных пунктах страны. Вместе с тем российскую кооперацию представляют производственные и потребительские сельскохозяйственные кооперативы, сбытовые и заготовительные, перерабатывающие и снабженческие, кредитные и страховые.5

По статистическим данным, на сегодняшний день действуют более 1,5 тысячи сельских кредитных кооперативов в 60 регионах страны, в 373 сельских районах более чем 792 сельских поселениях с объемом вы займов за последние два года около 4 млрд. рублей. Развиваются ипотечные и жилищные кооперативы, кооперативы по обслуживанию подворных животноводческих хозяйств, а также действующие в сфере медицинского обслуживания, садоводческие, дачно-строительные и гаражные, транспортные и ремонтно-строительные. Всего различными видами кооперации в России охвачено 60 миллионов человек.

Современная кооперация России характеризуется:

• расширением ее возможностей - как субъекта рыночных отношений, проникновением во все сферы отрасли экономики;

• формированием оптимального соотношения крупных, средних, малых предприятий и организаций.  Деловой вестник «Российской кооперации»-2006.-№14(62).-С.50-57.

• усилением и укреплением  прав и экономической  роли членов кооперативов в решении их социально-экономических задач;

• возрастанием социальных функций кооперации взаимосвязи с хозяйственными структурами и исполнительной властью;

• наличием тенденции к  усилению инновационной активности, освоению разнообразных инноваций.

Также потребительская кооперация организует досуг населения, оказывает поддержку и помощь малоимущим и инвалидам, обеспечивает население лекарственными и ветеринарными препаратами. В кооперативных магазинах открыто 19 тысяч библиотек, 25 тысяч бесплатных чайных столов, возле магазинов создано 5 тысяч детских игровых площадок. В магазинах можно ознакомиться с материалами газеты «Российская кооперация», которая является сегодня самой крупной сельской газетой. Всего сельскому населению предоставляется 270 тысяч услуг 146 видов.

В стране ежегодно за счет снижения численности сельских жителей увеличивается доля мелких деревень. Удельный вес таких деревень с числом жителей до 10 человек за последние 30 лет удвоился. Особенно высок этот показатель в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Магазины в таких поселениях убыточны, но потребительская кооперация продолжает содержать 29 тысяч убыточных магазинов, расходуя на это до 5 миллиардов рублей в год.

На данный момент потребительская  кооперация снабжает жителей сельской глубинки всем необходимым, продает  по ценам ниже рыночных, в результате чего жители села фактически получают социальную поддержку в размере до 1,5 млрд. рублей в год.

Но потребительская кооперация - не только инструмент социальной защиты интересов населения на основе потребительской  выгоды, но и инструмент экономической защиты.

Поэтому главная задача потребительской  кооперации на селе - создание и поддержание  хорошо функционирующей, общедоступной  и экономически оправданной социальной инфраструктуры, содействие эффективной занятости сельского населения через восстановление сельской экономики.

Создавая рабочие места, потребительская кооперация дает возможность жителям села, и в первую очередь сельской молодежи, реализовать свой личный экономический интерес, иметь заработок и достойные условия для творческого развития.

С 1999 по 2006 год в потребительской кооперации создано 122 тысячи новых рабочих мест, сезонную работу на условиях неполного рабочего дня получили около 250 тысяч человек. Почти 400 тысяч человек имеют постоянную работу. Около 2 млн. человек кооперативные организации, по сути, ежегодно обеспечивают работой, закупая у них сельскохозяйственную продукцию, выращенную в подсобных хозяйствах, а также лекарственные травы, грибы, ягоды.

За последние восемь лет потребительская кооперация фактически заново возродила на селе бытовое обслуживание. Начав в 1999 году с открытия отдельных пунктов по оказанию бытовых услуг, она сегодня имеет комплексную систему бытового обслуживания: кооперативные дома быта, комплексные приемные пункты в райцентрах, стационарные мастерские и цехи в крупных селах, пункты приема заказов в мелких населенных пунктах. Действуют уже 254 дома быта, 1610 комплексных приемных пунктов, 35 тысяч стационарных предприятий и пунктов бытового обслуживания и 50 тысяч пунктов приема заказов, организованных в розничных торговых и других предприятиях.6

Потребительская кооперация: Учебное пособие / Под общ. ред. М. В. Сероштан. - М.: Издательско -торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 292 с.

Реализация социальной миссии, с одной стороны, способствовала росту авторитета потребительской кооперации среди населения, органов власти, формированию имиджа как социально ориентированной системы. С 2000 года устойчивыми темпами растут обороты торговли и общественного питания, объемы закупок. Совокупный объем деятельности в 2006 году по сравнению с 1999 годом возрос в сопоставимых ценах на 23 процента и составит в 2006 году более 150 млрд. рублей. Оборот розничной торговой сети за этот период возрос на 36 процентов, общественного питания -на 50 процентов. Объем бытовых услуг, оплаченных населением, с 34 млн. рублей в 1999 году возрос до 600 млн. рублей в 2006 году. И это все - с учетом того, что цены на услуги в потребительской кооперации существенно ниже коммерческих организаций.7

В 2006 году потребительская кооперация по собственной инициативе включилась в реализацию приоритетных национальных проектов, и в первую очередь проекта развития сельского хозяйства. Наращивание производства, заготовок, переработки и реализации мяса, молока, другой продукции, развитие инфраструктуры - эти задачи ставит перед собой потребкооперация, реализуя национальный проект «Развитие АПК». Однако в числе участников национального проекта по развитию АПК потребительская кооперация не включена и, таким образом, лишена возможности получения в рамках проекта кредитов на закупку перерабатывающего, холодильного оборудования, транспорта, скотовозов и молоковозов и другого нужного оборудования. В проекте федерального бюджета на 2007 год организациям потребительской кооперации предоставлено право наравне с предприятиями агропромышленного комплекса получать возмещение из федерального бюджета по кредитам, взятым не только на закупку сельскохозяйственного сырья для промышленной, но и первичной переработки. Добиться такого решения, к слову, тоже стоило немалых усилий.

Событиями особой важности для потребительской кооперации России было принятие законов Российской Федерации: «О потребительской кооперации в Российской Федерации» в 1992 году;

 «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» в 1997 году;

«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» в 2000 году;

 Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 37-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". 

По существу, это символизирует признание общественной необходимости потребительской кооперации как целостной модели хозяйствования. Упорядочились взаимоотношения кооперации с органами государственной власти, были законодательно закреплены основные кооперативные принципы, структура управления, роль пайщиков как хозяев своих потребительских обществ. Этот период с полным на то основанием можно назвать возрождением российского кооперативного движения.

Проблемы  российской потребительской кооперации.

Зная проблемы и тенденции мирового кооперативного движения, можно сопоставить их с тенденциями и проблемами российской потребительской кооперации и выявить отличия действующих принципов современной российской потребительской кооперации от принципов МКА. Это поможет понять, что конкретно требуется изменить в деятельности российской потребительской кооперации для того, чтобы она смогла эффективно действовать в рыночной экономике.

Экономические проблемы

Можно выделить две группы экономических проблем, стоящих перед современной российской кооперацией:

  • проблемы всех предприятий российской экономики. К ним относятся: отсутствие ясной государственной экономической политики, нехватка собственных оборотных средств и дороговизна банковских кредитов, налоговый пресс и т.п.;
  • проблемы потребительской кооперации, вытекающие из ее специфичных целей. К ним относятся невозможность получения высокой прибыли из-за преимущественного обслуживания малоимущих слоев населения (в том числе и населения отдаленных районов), наличие малоэффективных избыточных основных фондов, невозможность закрытия экономически нерентабельных, но социально-значимых предприятий и т.п.

Статистика  свидетельствует, что в российской экономике имеются положительные сдвиги, что относится и к потребительской кооперации.

Решение проблем  возможно путем:

  • перестройки российской потребительской кооперации на основе кооперативных принципов МКА;
  • повышения эффективности деятельности потребительской кооперации через применения полезного зарубежного кооперативного опыта;
  • законодательное закрепление потребительской кооперации как экономического субъекта первостепенной социальной значимости с предоставлением ей экономических льгот, соответствующих затратам потребительской кооперации на решение общегосударственных социальных задач.

Сравнивая проблемы российских потребительских кооперативов с проблемами кооперативов других стран, можно отметить их общность, но в России эти проблемы усугублены воздействием слишком быстрого перехода из одной экономической системы в другую. 

Социальные  проблемы

Реформирование  отношений собственности вновь превратило потребительскую кооперацию в важнейший инструмент государственной политики для снижения социальной напряженности в российском обществе.  Если обратиться к истории, то можно заметить закономерность: возрастание роли потребительской кооперации всегда происходит в трудные для населения страны времена. Так, само появление и развитие потребительских кооперативов привело к уменьшению разрыва уровней жизни рабочих и предпринимателей. На каких бы основах не строилась потребительская кооперация в первые годы Советской власти, именно она обеспечила физическое выживание большинства населения России того времени. Потребительская кооперация повысила уровень снабжения населения СССР продуктами во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы.  Поэтому совершенно неправильно рассматривать потребительскую кооперацию только с экономической точки зрения, имеются также и социальные выгоды.

Информация о работе Современное состояние потребительской кооперации России