Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 23:25, реферат
Цель работы: изучение современного состояния потребительских обществ Российской Федерации.
Задачи:
проанализировать современное состояние потребительской кооперации;
изучить проблемы развития современной потребительской кооперации.
1. Введение………………………………………………………………………. 2 стр.
2. Современное состояние потребительской кооперации в России………………………………………………………………. 2 стр.
3. Проблемы российской потребительской кооперации…………………………………………………………………… 5 стр.
4. Заключение…………………………………………………………………… 7 стр.
5. Литература……………………………………………………………………. 8 стр.
.Тема.Современное состояние потребительской кооперации России.
Содержание.
Введение
Задача потребительских обществ - объединить покупательную активность членов и организовать более рациональное расходование их доходов, получаемых в основном от деятельности вне кооператива.
В современной
России, где бедность населения становится
хроническим явлением, роль потребительских
обществ и их союзов, выполняющих свою социальную
миссию по защите и поддержке населения
значительно возрастает.
Потребительская кооперации России за
время своего существования доказала
делом свою значимость, полезность и эффективность.
Она развивалась и совершенствовалась
одновременно с развитием общества, всегда
чувствительно реагируя на запросы пайщиков,
расширяя и совершенствуя свои многогранные
функции и спектр услуг. В настоящее время
потребительская кооперация России работает
стабильно, уверенно, имея четкую перспективу,
сформулированную в Программе стабилизации
и развития потребительской кооперации
Российской Федерации на предстоящие
годы.
Федеральные и местные органы власти России
признают благородную миссию российской
потребительской кооперации в решении
крупных социальных программ, способствующих
сокращению безработицы, повышению занятости
населения. Освоение новых видов деятельности
и услуг позволяет потребительской кооперации
создавать дополнительные рабочие места.
Потребительская кооперация в каждом
регионе выступает надежнбым союзником
местных органов власти в реализации программ
социальной защиты населения. Она пополняет
местный бюджет налоговыми отчислениями
по результатам деятельности кооперативных
предприятий и организаций.
Цель работы:
изучение современного состояния потребительских
обществ Российской Федерации.
Задачи:
проанализировать
современное состояние
изучить проблемы развития
современной потребительской
Современное состояние потребительской кооперации в России.
Российская потребкооперация стала одной из самых массовых и сильных в мире, получило теперь новые перспективы и стимулы развития.
Отметим, что лидирующей кооперативной системой, как и прежде, является родоначальница российского кооперативного движения потребительская кооперация.
Потребкооперация сегодня это 7,5 миллиона пайщиков, объединенных в 3,5 потребительских обществ, действующих на территории в 12,3 млн. квадратных километров, осуществляющих торговое бытовое обслуживание, заготовительную деятельность более чем в 90 тысячах населенных пунктах страны. Вместе с тем российскую кооперацию представляют производственные и потребительские сельскохозяйственные кооперативы, сбытовые и заготовительные, перерабатывающие и снабженческие, кредитные и страховые.5
По статистическим данным, на сегодняшний день действуют более 1,5 тысячи сельских кредитных кооперативов в 60 регионах страны, в 373 сельских районах более чем 792 сельских поселениях с объемом вы займов за последние два года около 4 млрд. рублей. Развиваются ипотечные и жилищные кооперативы, кооперативы по обслуживанию подворных животноводческих хозяйств, а также действующие в сфере медицинского обслуживания, садоводческие, дачно-строительные и гаражные, транспортные и ремонтно-строительные. Всего различными видами кооперации в России охвачено 60 миллионов человек.
Современная кооперация России характеризуется:
• расширением ее возможностей - как субъекта рыночных отношений, проникновением во все сферы отрасли экономики;
• формированием оптимального
соотношения крупных, средних, малых
предприятий и организаций. Деловой
вестник «Российской кооперации»-2006.-№14(62).-С.
• усилением и укреплением прав и экономической роли членов кооперативов в решении их социально-экономических задач;
• возрастанием социальных функций кооперации взаимосвязи с хозяйственными структурами и исполнительной властью;
• наличием тенденции к усилению инновационной активности, освоению разнообразных инноваций.
Также потребительская кооперация организует досуг населения, оказывает поддержку и помощь малоимущим и инвалидам, обеспечивает население лекарственными и ветеринарными препаратами. В кооперативных магазинах открыто 19 тысяч библиотек, 25 тысяч бесплатных чайных столов, возле магазинов создано 5 тысяч детских игровых площадок. В магазинах можно ознакомиться с материалами газеты «Российская кооперация», которая является сегодня самой крупной сельской газетой. Всего сельскому населению предоставляется 270 тысяч услуг 146 видов.
В стране ежегодно за счет снижения численности сельских жителей увеличивается доля мелких деревень. Удельный вес таких деревень с числом жителей до 10 человек за последние 30 лет удвоился. Особенно высок этот показатель в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Магазины в таких поселениях убыточны, но потребительская кооперация продолжает содержать 29 тысяч убыточных магазинов, расходуя на это до 5 миллиардов рублей в год.
На данный момент потребительская кооперация снабжает жителей сельской глубинки всем необходимым, продает по ценам ниже рыночных, в результате чего жители села фактически получают социальную поддержку в размере до 1,5 млрд. рублей в год.
Но потребительская кооперация - не только инструмент социальной защиты интересов населения на основе потребительской выгоды, но и инструмент экономической защиты.
Поэтому главная задача потребительской кооперации на селе - создание и поддержание хорошо функционирующей, общедоступной и экономически оправданной социальной инфраструктуры, содействие эффективной занятости сельского населения через восстановление сельской экономики.
Создавая рабочие места, потребительская кооперация дает возможность жителям села, и в первую очередь сельской молодежи, реализовать свой личный экономический интерес, иметь заработок и достойные условия для творческого развития.
С 1999 по 2006 год в потребительской кооперации создано 122 тысячи новых рабочих мест, сезонную работу на условиях неполного рабочего дня получили около 250 тысяч человек. Почти 400 тысяч человек имеют постоянную работу. Около 2 млн. человек кооперативные организации, по сути, ежегодно обеспечивают работой, закупая у них сельскохозяйственную продукцию, выращенную в подсобных хозяйствах, а также лекарственные травы, грибы, ягоды.
За последние восемь лет потребительская кооперация фактически заново возродила на селе бытовое обслуживание. Начав в 1999 году с открытия отдельных пунктов по оказанию бытовых услуг, она сегодня имеет комплексную систему бытового обслуживания: кооперативные дома быта, комплексные приемные пункты в райцентрах, стационарные мастерские и цехи в крупных селах, пункты приема заказов в мелких населенных пунктах. Действуют уже 254 дома быта, 1610 комплексных приемных пунктов, 35 тысяч стационарных предприятий и пунктов бытового обслуживания и 50 тысяч пунктов приема заказов, организованных в розничных торговых и других предприятиях.6
Потребительская кооперация: Учебное пособие / Под общ. ред. М. В. Сероштан. - М.: Издательско -торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 292 с.
Реализация социальной миссии, с одной стороны, способствовала росту авторитета потребительской кооперации среди населения, органов власти, формированию имиджа как социально ориентированной системы. С 2000 года устойчивыми темпами растут обороты торговли и общественного питания, объемы закупок. Совокупный объем деятельности в 2006 году по сравнению с 1999 годом возрос в сопоставимых ценах на 23 процента и составит в 2006 году более 150 млрд. рублей. Оборот розничной торговой сети за этот период возрос на 36 процентов, общественного питания -на 50 процентов. Объем бытовых услуг, оплаченных населением, с 34 млн. рублей в 1999 году возрос до 600 млн. рублей в 2006 году. И это все - с учетом того, что цены на услуги в потребительской кооперации существенно ниже коммерческих организаций.7
В 2006 году потребительская кооперация по собственной инициативе включилась в реализацию приоритетных национальных проектов, и в первую очередь проекта развития сельского хозяйства. Наращивание производства, заготовок, переработки и реализации мяса, молока, другой продукции, развитие инфраструктуры - эти задачи ставит перед собой потребкооперация, реализуя национальный проект «Развитие АПК». Однако в числе участников национального проекта по развитию АПК потребительская кооперация не включена и, таким образом, лишена возможности получения в рамках проекта кредитов на закупку перерабатывающего, холодильного оборудования, транспорта, скотовозов и молоковозов и другого нужного оборудования. В проекте федерального бюджета на 2007 год организациям потребительской кооперации предоставлено право наравне с предприятиями агропромышленного комплекса получать возмещение из федерального бюджета по кредитам, взятым не только на закупку сельскохозяйственного сырья для промышленной, но и первичной переработки. Добиться такого решения, к слову, тоже стоило немалых усилий.
По существу, это символизирует признание общественной необходимости потребительской кооперации как целостной модели хозяйствования. Упорядочились взаимоотношения кооперации с органами государственной власти, были законодательно закреплены основные кооперативные принципы, структура управления, роль пайщиков как хозяев своих потребительских обществ. Этот период с полным на то основанием можно назвать возрождением российского кооперативного движения.
Проблемы российской потребительской кооперации.
Зная проблемы и тенденции мирового кооперативного движения, можно сопоставить их с тенденциями и проблемами российской потребительской кооперации и выявить отличия действующих принципов современной российской потребительской кооперации от принципов МКА. Это поможет понять, что конкретно требуется изменить в деятельности российской потребительской кооперации для того, чтобы она смогла эффективно действовать в рыночной экономике.
Экономические проблемы
Можно выделить
две группы экономических проблем,
стоящих перед современной
Статистика свидетельствует, что в российской экономике имеются положительные сдвиги, что относится и к потребительской кооперации.
Решение проблем возможно путем:
Сравнивая проблемы российских потребительских кооперативов с проблемами кооперативов других стран, можно отметить их общность, но в России эти проблемы усугублены воздействием слишком быстрого перехода из одной экономической системы в другую.
Социальные проблемы
Реформирование отношений собственности вновь превратило потребительскую кооперацию в важнейший инструмент государственной политики для снижения социальной напряженности в российском обществе. Если обратиться к истории, то можно заметить закономерность: возрастание роли потребительской кооперации всегда происходит в трудные для населения страны времена. Так, само появление и развитие потребительских кооперативов привело к уменьшению разрыва уровней жизни рабочих и предпринимателей. На каких бы основах не строилась потребительская кооперация в первые годы Советской власти, именно она обеспечила физическое выживание большинства населения России того времени. Потребительская кооперация повысила уровень снабжения населения СССР продуктами во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Поэтому совершенно неправильно рассматривать потребительскую кооперацию только с экономической точки зрения, имеются также и социальные выгоды.
Информация о работе Современное состояние потребительской кооперации России