Современная теория конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:59, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является рассмотрение особенностей проявления
международной конкуренции в современных условиях. А именно: масштабность конкуренции, роль НТР в конкуренции, ценовая конкуренция и факторы конкурентоспособности. Эти вопросы представлены в первой части контрольной работы.
Фирмы должны не только реагировать на изменения структуры отрасли и пытаться самим изменить её в свою пользу, но и выбрать позицию в пределах отрасли.

Оглавление

Введение
1. Особенности проявления конкуренции в современных условиях
1.1. Масштабность конкуренции
1.2. Роль НТР в конкуренции
1.3. Ценовая конкуренция
1.4. Факторы конкурентоспособности
2. Конкурентное преимущество
2.1. Теория конкурентных преимуществ М. Портера
2.2. Источники конкурентных преимуществ
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Современная теория конкуренции.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

действующих в этих отраслях и подотраслях национальных фирм зависят от того, в какой макросреде осуществляется их деятельность в собственной стране. На основе этого он выдвинул концепцию «международной конкурентоспособности наций».

Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью шести компонентов:

-          факторных условий;

-          условий спроса;

-         состоянием обслуживающих и близких отраслей;

-          стратегией фирмы в определенной конкурентной ситуации;

-         экономической политикой правительства;

-         случайными событиями (войной, неожиданными изобретениями и т.д.).

Сочетание этих шести  главных параметров, особенно первых четырех, которых Портер называет детерминантами, определяет конкурентные преимущества фирм, подотраслей и стран на мировом рынке.

Майкл Портер – сторонник  классической теории факторов, которые  он не

ограничивает исходными, вводя новые, в том числе возникающие  в процессе

производства (повышение производительности труда при нехватке трудовых

ресурсов, внедрение компактных, ресурсосберегающих технологий при

ограниченности земли, собственных богатств).

Определяющим компонентом  для развития фирмы является спрос. При этом

состояние внутреннего спроса во взаимосвязи с потенциальными возможностями внешнего рынка решающим образом воздействует на фирменную ситуацию. Здесь немаловажны и национальные особенности, влияющие на выход фирмы за пределы страны. Подход Портера предполагает преобладающее значение требований внутреннего рынка для деятельности отдельных компаний.

Третьим компонентом  является состояние и уровень  развития обслуживающих и близких отраслей и производств. Обеспеченность соответствующим оборудованием, наличие тесных контактов с поставщиками, коммерческими и финансовыми структурами.

Избранная фирмой рыночная стратегия и организационная  структура,

предполагающая необходимую  гибкость – это важные предпосылки успешного включения в международную торговлю. Серьезным стимулом является достаточная конкуренция на внутреннем рынке.

Искусственное доминирование  с помощью государственной поддержки  –  это негативное решение, приводящее к растрате и неэффективному использованию ресурсов.

Теоретические посылки  М. Портера послужили основой для выработки рекомендаций на государственном уровне по повышению конкурентоспособности внешнеторговых товаров в Австралии, Новой Зеландии и США в 90-х гг.

2.2. Источники конкурентного  преимущества

Фирмы обходят своих  соперников, если имеют прочное конкурентное преимущество.

Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более  низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая товар по такой же (или примерно такой же) цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получает большую прибыль. Дифференциация – это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового количества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Дифференциация позволяет фирме диктовать высокие цены, что при равных с конкурентами издержках опять-таки даёт большую прибыль.

Фирмы получают конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы

выполнения деятельности, внедряя новые технологии или исходные компоненты производства. Они выходят с ними на рынок, и тогда это – нововведения.

Нововведение ведёт  к смене лидерства в конкуренции, если прочие конкуренты либо не распознали пока нового способа ведения дел, либо не могут или не желают изменить свой подход.

Вот наиболее типичные причины  новаций, дающих конкурентное преимущество:

1.     Новые  технологии.

2.     Новые  или изменившиеся запросы покупателей.

3.     Появление  нового сегмента в отрасли.

4.     Изменение стоимости или наличия компонентов производства.

5.     Изменения  правительственного регулирования.

Вышеуказанные вводные  могут дать фирмам конкурентное преимущество, если фирмы вовремя поймут их значение и предпримут решительное наступление. В очень многих отраслях такие фирмы десятилетиями удерживают лидерство. Они получают преимущество, первыми используя эффект масштаба, снижая издержки за счёт интенсивного обучения персонала, создавая фирменный имидж и отношения с клиентами в то время, когда жёсткой конкуренции ещё нет, имея возможность выбирать каналы распределения или получая самое выгодное размещение заводов и самые выгодные источники сырья и других факторов производства.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная конкуренция  как неотъемлемый атрибут мирового рынка и как форма рыночных процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой.

Масштабность конкуренции  обусловлена повсеместным ростом числа  участников внешнеторговых операций, а особый динамизм конкуренции придает НТР.

Значительную известность в обосновании новейших концепций внешнеторговой политики, пытающихся объединить некоторые положения теорий «сравнительного преимущества» с внешнеторговой стратегией крупных фирм, получили работы американского экономиста М. Портера. Особенностью этих работ является прагматический характер, опора на исследования материалов по внешней торговле значительного числа стран. Решающий вывод, сделанный Портером, носит внешне достаточно тривиальный характер международная конкурентоспособность страны

определяется прежде всего комплексными конкурентными преимуществами ее ведущих фирм. Новизна же исследований Портера состоит в выявлении решающих условий, формирующих подобные конкурентные преимущества.

Национальное благосостояние во многом зависит от уровня конкурентоспособности, фундаментом которой является экономическая политика страны, выраженная в степени «продвинутости» национальных компаний и состоянии делового климата. Политическая стабильность, четкая и ясная макроэкономическая политика, либерализация рынка и приватизация – это необходимые, но не достаточные условия экономического развития. Реформы на уровне микроэкономики являются не менее, а в некоторых случаях и более важными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1          Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ,

1999. – 734 с.

2          Ломакин В.К. Мировая экономика:  Учебник для вузов. – М.: Финансы,

ЮНИТИ, 1998. – 727 с.

3          Международные экономические отношения:  Учебник для вузов / Под

ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 605 с.

4          Спиридонов Н.А. Мировая экономика:  Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М,

1997. – 256 с.

5          Смирнова Е.В. Рейтинг конкурентоспособности  стран мира в 2002

году. // Внешнеэкономический  бюллетень, 2003. – № 5. – С. 3-9.

6          Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность  России в мировой

экономике. // Вопросы  экономики, 2001. – № 6. – С. 36-49.йй

    




Информация о работе Современная теория конкуренции