Социальная защита безработных

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена тщательному рассмотрению, анализу, а так же описанию такой темы как «системе социальной защиты безработных». Решение данной проблемы имеет практическое и теоретическое значение. Я считаю, что подобная проблема не утратила своего значения в наши дни по всему миру. Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что одна из основных задач социальной работы в настоящее время - дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

Файлы: 1 файл

Rybnikova_M_S_Kursovaya.docx

— 58.13 Кб (Скачать)

 

3.1 Динамика уровня безработицы  в России

Численность экономически активного населения к концу декабря 2008 г. составила, по оценке, 75,8 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. В ноябре 2008 г. в них работало 37,1 млн. человек, или 52,3% общей численности занятых. Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в этих организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в ноябре 2008 г. составило 39,1 млн. и было меньше, чем в ноябре 2007 г. на 0,2 млн. человек, или на 0,4%. Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю декабря 2012 года. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в декабре 2012 г. составила 75,3 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 71,3 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,0 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). Также стоит отметить, что. По сравнению с ноябрем 2012г. численность занятого населения в декабре уменьшилась на 122 тыс. человек, или на 0,2%, численность безработных уменьшилась на 107 тыс. Человек, или на 2,6%. По сравнению с декабрем 2011г. численность занятого населения выросла на 402 тыс. человек, или на 0,6%, численность безработных сократилась на 665 тыс. Человек, или на 14,3%. Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,7 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце декабря 2012г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1065 тыс. человек, что на 4,7% больше по сравнению с ноябрем 2012 года.

Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в декабре 2012г., 71% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости (в декабре 2011г. - 66%). При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в декабре 2012г. составила 25,5%, среди безработных женщин - 33,2%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в декабре 2012г. его использовали 60,6% безработных. Также, я бы хотела упомянуть, что по данным газеты «Abird Business Ideas» общая безработица в России в марте 2013 года снизилась на 2%. В России в марте 2013 года безработица снизилась по сравнению с февралем на 85 тыс. человек или на 2%, сообщила сегодня пресс-служба Федеральной службы гос. статистики. По данным Росстата, в марте 2013 года, по предварительным итогам, 4,2 млн. человек, или 5,7% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда).1,1 млн человек было зарегистрировано в качестве безработных в государственных учреждениях службы занятости населения 0,9 млн человек получали пособие по безработице. Численность экономически активного населения в марте составила 75,2 млн человек, или около 53% от общей численности населения страны. По сравнению c декабрем 2014г. численность занятого населения в январе 2015г. (без Республики Крым и г. Севастополя) уменьшилась на 655 тыс. человек или на 0,9%, численность безработных - увеличилась на 120 тыс. человек, или на 3%. По сравнению январем 2014г. численность занятого населения (без Республики Крым и г. Севастополя) увеличилась на 326 тыс. человек, или на 0,5%, численность безработных - уменьшилась на 86 тыс. человек, или на 2,1%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,5 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце января 2015г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 924 тыс. человек, что на 2,6% больше по сравнению с декабрем 2014г. и на 2,7% - меньше по сравнению с январем 2014г. (без Республики Крым и г. Севастополя).

Как показывают материалы обследования населения по проблемам занятости, в январе 2015г. 73% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в январе 2015г. составила 24,4%, среди безработных женщин - 29,9%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в январе 2015г. его использовали 61,4% безработных. Поиск работы в средствах массовой информации и интернете - второй по популярности способ поиска работы, который использовали 38,9% безработных.

 

 

3.2 Социальная защита безработных

Безработица является необходимым элементом нормального функционирования рыночной экономики, ибо она обеспечивает резерв рабочей силы, необходимый для оперативного реагирования рынка на изменения потребительского спроса. Однако если в странах с устойчивой рыночной экономикой ее масштабы незначительны и могут снижаться до минимальных значений, то в слаборазвитых странах и государствах с переходной экономикой, к которым относится Россия, ее уровень значителен и имеет тенденцию к росту. Поэтому для государств, где безработица представляет серьезную проблему, важным является выбор той или иной политики и разработка программы действий в области занятости и защиты безработных. Следует заметить, что экономика каждого отдельно взятого государства настолько индивидуальна, что о прямом копировании чужого опыта в области занятости и социальной защиты безработных не может быть и речи.

Различают государственную активную и пассивную политику занятости:

Активная политика занятости - совокупность правовых, с организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы (обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест);

Пассивная политика занятости - совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы.

Основными принципами государственной политики в области занятости являются:

    • Обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам независимо от расы, пола, возраста, отношения к религии, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд;
    • Поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
    • Координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
    • Участие профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
    • Предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
    • Обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
    • Международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан у себя в стране, соблюдение международных трудовых норм.

Реализация государственной политики занятости населения осуществляется по следующим основным направлениям:

    • Создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных;

Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.

 

    • Создание условий со стороны государства для самозанятости населения. В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.
    • Обучение, переобучение и повышение квалификации кадров. Структурная перестройка централизованной экономики и становление ее на рыночные рельсы неизбежно порождают структурную безработицу, которая характерна в переходный период для России. На рынке рабочей силы складывается ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, избытком кадров старых профессий и, с другой - недостатком квалифицированных кадров, необходимых для обеспечения современных технологий. Поэтому одним из приоритетных направлений политики государства в области занятости является обучение и переобучение кадров в соответствии с требованием времени. Следует заметить, что переобучение кадров не должно носить временный характер, а осуществляется постоянно в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры.
    • Поощрение территориальной мобильности рабочей силы.

Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.

Регулирование демографических процессов.

Государство должно отслеживать процессы рождаемости и смертности, и в случае проявления негативных тенденций принимать меры по их регулированию. Рабочая сила, как известно, это совокупность физических и умственных способностей человека, поэтому качество рабочей силы и ситуация на рынке рабочей силы зависят не только от самого человека, но и от той политики, которую проводит государство в области демографических процессов.

 

 

 

 

 

Заключение

Важнейшим показателем индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве основной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя).

Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости.

Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия. Поскольку решение вопроса о росте числа безработных в связи с экономическим кризисом в российской экономике является приоритетным, именно меры по его преодолению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости. Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание экономических условий для развития и преодоления стагнации производственным сектором экономики, совершенствование экономических отношений занятости.

 Для этого необходимо  гибко перераспределять высвобождаемых  работников в другие отрасли  и виды занятости, создавать новые  рабочие места. Эффективному проведению  подобных мероприятий будет способствовать  активное взаимодействие работников  отделов кадров предприятий и  региональных центров занятости  населения. Забота государства в условиях кризиса о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Адамчук В.В. «Экономика и социология труда». Москва ЮНИТИ.: 2008.-366 с.
    2. Антосенков Е.Г. «От обслуживания безработицы - к активной государственной политике занятости». - ЭКО, 1992.-198 с.
    3. Вечканов В.С. «Макроэкономика: Торговая политика. Инфляция и безработица. Социальная политика». 2007.- 460 с.
    4. Завельский М.Г. «Экономика и социология труда». - Логос.: 2008.355 с.
    5. Корчагин Ю.А. «Современная экономика». - М.: Феникс.: 2008.-310 с.
    6. Рощин С.Ю. «Экономика труда». - ИНРА-М.: 2007.-267 с.
    7. Чепурин М.Н. «Экономическая теория. Курс лекций». Киров,2001.-230 с.
    8. Одегов Ю.Г. «Рынок труда». 2007.-100 с.
    9. http://www.gks.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальная защита безработных