Шпаргалка по "Экономике предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:52, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия.docx

— 68.67 Кб (Скачать)

Предмет курса  Экономика предприятия, цели и задачи его изучения. Экономика – наука о том, как общество, имея ограниченные ресурсы, использовало их для производства полезных продуктов и услуг. Экономика предприятия – это наука о том, как данная задача решается в рамках отдельно взятого предприятия. Под экономикой предприятия понимается: совокупность факторов производства, фондов обращения готовой продукции, денежных средств находящихся на счетах предприятия, ценных бумаг, нематериальных фондов собственности (нематериальных активов). В результате своей деятельности предприятие может быть либо прибыльным, либо убыточным. Целью дисциплины «Экономика предприятия» является ознакомление с основными понятиями экономики предприятия, методами расчета экономических показателей функционирования предприятия, факторами и путями наилучшего использования ресурсов. Главной задачей курса является ознакомление с основами рыночной экономики предприятия торговли, с методами рационального использования ресурсов с целью получения максимальной прибыли. Предметом изучения курса «Экономика предприятия» являются экономические отношения, преобразованные в конкретные виды хозяйственной деятельности в сфере потребительского рынка: сущность самого предприятия как элемента потребительского рынка; влияние внешней среды на его деятельность; особенности ресурсного обеспечения предприятия торговли; внутрипроизводственные экономические отношения и пути совершенствования их использования.

Осн пути увеличения прибыли. 1. Увелич-е выпуска продукции. 2. Улучш-е качества продукции. 3. Продажа излишнего оборудования и др имущ-ва или сдача его в аренду. 4. Снижение себест продукции за счет более рацион-го исп-ия материальных ресурсов, произв мощностей и площадей рабочей силы и раб времени. 5. Диверсификация произв-ва. 6. Расширение рынка продаж и т.д.. Прибыль характеризует эффект, а рентаб эффективность.

Стимулирование  труда. Мотивация труда – система мер, цель кот создать у работника стимулы к труду и побудить их работать с полной отдачей. Стимулы: 1. материальные - денежные и неденежные (связанные с воспроизв-ом раб силы и связанные с функционир-ем работника в произв процесса); 2. Нематериальные: соц-ые; моральные; творческие; соц-психологические.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группировка затрат по статьям калькуляции. 1.Сырье и материалы. 2. Возвратные отходы (вычитаются). 3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги произв хар-ра сторонних предприятий и организаций. 4. Потери от брака. 5. Топливо и энергия на технологич цели(исп-ся для произв-ва готовой продукции). 6. Зарплата произв рабочих. 7. Отчисления на соц нужды (на 1 янв 2012 г 30%). 8. Расходы на подготовку и освоение производств. 9. Общепроизводств-ые расходы(затраты цехов: амортизация зданий, тепло и электроэнергия для существ-я цехов, зар плата обслуживающ и руководящего персонала). 10. Общехоз расходы( затраты на произв-во администрат зданий, амортизация администрат зданий, командировочн расходы, аудиторские услуги и т.д.).

Собств и заемный капитал. Средства, обеспечивающие деятельность предприятия, обычно делятся на собственные и заемные. Собственный капитал предприятия представляет собой стоимость (денежную оценку) имущества предприятия, полностью находящегося в его собственности. В учете величина собственного капитала исчисляется как разность между стоимостью всего имущества по балансу, или активами, включая суммы, невостребованные с различных должников предприятия, и всеми обязательствами предприятия в данный момент времени. Собственный капитал предприятия складывается из различных источников: уставного, или складочного, капитала, различных взносов и пожертвований, прибыли, непосредственно зависящей от результатов деятельности предприятия. Особая роль принадлежит уставному капиталу, который будет ниже рассмотрен более подробно. Заемный капитал — это капитал, который привлекается предприятием со стороны в виде кредитов, финансовой помощи, сумм, полученных под залог, и других внешних источников на конкретный срок, на определенных условиях под какие-либо гарантии.

Понятие рынок. Основные компоненты рынка. Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции. Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена. Отличительными чертами рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию.

 

 

Воспроизводство осн фондов. Воспроизводство основных фондов — это непрерывный процесс их обновления путем приобретения новых, реконструкции,технического перевооружения,модернизации и капитального ремонта. Основная цель воспроизводства основных фондов — обеспечение предприятий основными фондами в их количественном и качественном составе, а также поддержание их в рабочем состоянии. В процессе воспроизводства основных фондов решаются следующие задачи: • возмещение выбывающих по различным причинам основных фондов; • увеличение массы основных фондов с целью расширения объема производства; • совершенствование видовой, технологической и возрастной структуры основных фондов, т.е. повышение технического уровня производства. Процесс воспроизводства основных фондов может осуществляться за счет различных источников. Основные средства для воспроизводства основных фондов на предприятии могут поступать по следующим каналам: • как вклад в уставный капитал предприятия; • в результате капитальных вложений; • в результате безвозмездной передачи; • вследствие аренды.

Предпр-е, его хар-ка. Предпр-е- самостоятельный, организационнообособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, кот производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. В современных условиях предприятие является основным звеном рыночной экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Предприятие как юридическое лицо имеет право заниматься любой хоз-й деят-ю, не запрещенной законодательством и отвечающей целям создания предприятия, предусмотренным в уставе предприятия. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием. Предпр-е-  обособленная специализированная единица, основным признаком кот явл-ся профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителю продукцию (выполнить работы, оказать услуги) соответствующего значения, профиля и ассортимента. Производственное предприятие также называют производством.

 

 

 

 

 

 

Нормирование оборотных  средств.   Основными принципами нормирования оборотных средств являются: - принцип плановости - выражается в том, что на каждом предприятии нормирование оборотных средств должно осуществляться согласно имеющимся заказам и прогнозам сбыта выпускаемой продукции, плановым сметам затрат на производство и на непроизводственные нужды, нормам расхода и запасов материальных ценностей, планам по инновациям и инвестициям; - принцип системности - отражает органическую взаимосвязь финансовых норм с системой применяемых технологических норм и нормативов. Финансовые нормы основываются на технологических нормах и нормативах. В свою очередь, финансовые нормы оказывают через систему устанавливаемых нормативов стимулирующее влияние на совершенствование технологии производства;     - принцип научной обоснованности - предполагает, что процесс нормирования оборотных средств основывается на современных методах организации производства, при этом создание научно обоснованной системы норм и нормативов оборотных средств является средством реализации внутренних резервов; - принцип прогрессивности - проявляется в разработке мероприятий по ускорению оборачиваемости оборотных средств за счет сокращения производственного цикла, улучшения организации материально-технического снабжения и сбыта продукции, снижения норм расхода материальных ресурсов и трудовых затрат, ускорения документооборота, уменьшения дебиторской задолженности. Нормирование оборотных средств осуществляется путем определения норматива оборотных средств. Норматив оборотных средств — минимальная плановая сумма денежных средств, постоянно необходимая предприятию для организации производственной деятельности. Величина норматива представляет собой произведение суммы однодневного расхода по смете затрат на производство и нормы оборотных средств в днях.

 

 

 

 

Мотивация труда. Основные формы оплаты труда. Мотивация труда - это система мер, цель которых - создать у работников стимулы к труду и побудить их работать с полной отдачей. Поведение человека определяется множеством мотивов. Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится внутри человека, имеет персональный характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов. Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям. Формы оплаты труда- сдельная(заработок работнику начисляется пропорционально объему выпущенной продукции и сдельных расценок за ед. различают: прямая сдельная, сдельно-прогрессивная, сдельно-премиальная, косвенно-сдельная, аккордная).-повременная(заработок работнику начисляется пропорционально отработанному времени и окладу. Различают простая повременная и повременно-премиальная).

Произв-ая программа предприятия и его подраздел-й. Это один из разделов бизнес-плана предпр-я, в кот содер-ся планируемые объемы произв-ва в натур-м и стоим-м выражениях. Основ-ем для формир-я произв программы явл-ся перспективный план выпуска продукции, разрабат-й по рез-там наблюдения конъюктуры рынка и сбыта изделий в соотв-и с профилированием предприятия и его подразделений и их развития. Формир-е произв программы начин-ся с исп-я данных перспективного плана выпуска и портфеля заказов. Портф заказов формир-ся отделом сбыта на основе составл-х договоров. Заявки портф заказов распред-ся в произв программе в след последов-ти: 1.вкл текущ заказы, обеспеч-ие бесперебойную работу предприятия. 2.вкл среднеср заказы от 1до2 лет. 3.распред-ся изделия, обеспечив-ся наличием своб-ых произв-х мощностей. Осн факторы произв программы: план произв-ва(групповая номенклатура изделий; ассортимент изделий; график поставки полуфабрикатов и комплектующих смежными цехами; график сдачи продукции на склад.) и план реализ-ии(график приема готовой продукции; график отгрузки потребителям; оформление и сдача отчетной документации в централиз бухгалтерию). Этапы формир-я произв программы:1.изуч-е эконом конъюктуры рынка.2.опред-е объемов структуры программы.3.расчет произв-х мощностей.4.расчет численности работающих.5.расчет материальных ресурсов.6.опред потребн-и в топливо-энергетич ресурсах.7.планир-е вспомог произв-ва.8.организация экономич службы(контроль и анализ). Виды измерителей произв прогр-ы: натур-ые, труд-е и стоим-е. В денежн выраж-и: товарная прод-я, валовая, реализованная.

Оборотные средства предприятия. Понятие. Экономич сущность. Об средства – сов-ть денежг средств, вложенных в оборотн произв-ые фонды и фонды обращения. Обор произв фонды – часть произ-ва, кот целиком потребляется в однократном процессе произ-ва, постепенно изменяя натур-ую форму и полностью перенося свою стоимость на изготовляемый продукт. Фонды обращения – сов-ть средств, функционирующих в сфере обращения. В состав оборотн произв-х средств входят: 1. Сырье, осн материалы, покупные полуфабрикаты. 2. Вспомогат материалы. 3. Топливо. 4. Запасные части для немонта оборудования. 5. Инструмент и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. 6. Незавершенное произ-во. 7. Полуфабрикаты собственного произ-ва. В состав фондов обращения вх: 1. Расходы будующих периодов. 2. Готовая продукция на складе предприятия. 3. Отгруженная потребителю и неоплаченная продукция. 4. Дебиторская задолженность. 5. Денежн средства на расчетных счетах и в кассе. Классифик оборотных средств предпр-я. Стадии кругооборота оборотных средств. По источн-ам образ-я оборотные средства делятся на собственные и привлеченные (заемные). Собственные оборотные средства формир-ся за счет собств-го капитала предприятия (уставный капитал, резервный капитал, накопленная прибыль и др.). В состав заемных оборотных средств входят банковские кредиты, а также кредиторская задолженность. Их предоставляют предприятию во временное пользование. Одна часть платная (кредиты и займы), другая бесплатная (кредиторская задолженность).В различных странах между собственным и заемным капиталом исп-ся различные соотнош-я (нормативы)..По степени управляемости оборотные средства подразд-ся на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым относ-ся те оборотные средства, кот обесп-ют непрерывность производства и способствуют эффективному исп-ию ресурсов. Это произв-ые запасы, расходы будущих периодов, незавершенное производство, готовая продукция на складе. Денежные средства, отгруженная продукция, дебиторская задолженность относятся к ненормируемым оборотным средствам. Отсутствие норм не означает, что размеры этих средств могут изменяться произвольно. Действующий порядок расчетов между предпр-ми предусматривает систему санкций против роста неплатежей. Нормируемые оборотные средства планируются предпр-ем, тогда как   ненормируемые   оборотные   средства   объектом   планирования   не  являются. Оборотные средства находятся в пост-ом движении. Кругооборот капитала охватывает три стадии: заготовительную, производственную и сбытовую.Стадии кругооборота: деньги-закупки-ресурсы-производство-товар-реализация-деньги.

Защита предпр от банкротства. Система контроля и раннего обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации имеет весьма важное значение. 
1. Предупр-я о грядущем неблагополучии предпр-я: отриц-я реакция со стороны партнеров по бизнесу, поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на те или иные его мероприятия - всевозможные реорганизации, частую и необоснованную смену поставщиков, выход на новые рынки, рискованную закупку сырья и материалов. 
Оздоровление фин-го положения предпр-я как составная часть управл-я кризисными состоян-ми и банкротством предполагает целевой выбор наиб эффект-х ср-в стратегии и тактики, необход-х для конкр-го случая и конкр-го предпр-я. Изуч-е опыта преодоления кризисных ситуаций многих предпр-й позволяет сформул-ть обяз-ые для каждого предпр-я процедуры, на основании кот можно выделить два наиболее распростр-х вида тактики. 
2. Защитная тактика основана на проведении сберегающих меропр-й. Это сокращ-е всех расходов, связанных с произв-м и сбытом, содерж-ем осн фондов и персонала, что приводит к сокращению произв-ва в целом. Массовое примен-е защитной тактики большинст-ом предпр-й вызывает еще более глубокий кризис нац-й экономики и поэтому не приводит к финн-у благополучию применяющих ее предпр-й, что вполне объяснимо, поскольку главные причины кризисной ситуации на-ся вне предпр-я. Защитная тактика предпр-я ограничивается примен-ем соотв-х оперативных меропр-й: устранение убытков, сокращение расходов, выявление внутренних резервов, кадровые перестановки, укрепление дисциплины, попытка улаживания дел с кредиторами (отсрочка долгов) и с поставщиками и др. 3. Наступательная тактика эффективнее. Это не столько оперативные, сколько стратегические мероприятия. В этом случае наряду с ресурсосберегающими меропр-ми проводятся активный маркетинг, изуч-е и завоевание новых рынков сбыта, установл-е более выс-х цен, увелич-е расходов на совершенств-е произв-ва за счет его модернизации, обновления основных фондов, внедрения перспективных технологий. Одновр-но происх-ит смена или укрепл-е руководства предпр-я, анализ-ся и оцен-ся ситуация. При необход-ти корректир-ся философия, осн принципы деят-ти предпр-я, т. е. измен-ся его стратегия, пересматр-ся прогр-мы, укрепляются позиции предпр-я на рынке и завоевываются новые сегменты, обновляется номенклатура выпускаемой продукции. Все это отражается в разрабат-ой концепции фин, произв-го и кадрового оздоровления, в соотв-и с кот разраб-ся фин, маркет-я, технич и инвестиц-ая программы, позволяющие повысить финн-ое благополучие предпр-я.

 

Хар-ка типов произв-ва. Тип производства — это комплексная хар-ка технических,организационных и экономических особенностей машиностроительного производства,обусловленная его специализацией, типом и постоянством номенклатуры изделий, а также формой движения изделий по рабочим местам. Единичное произв-во – хар-ся широким ассортиментом продукции и малым объемом выпуска одинаковых изделий, зачастую неповторяющихся. Ед произв-во характерно для станкостроения, судостроен, произв-во крупных гидротурбин и т.д. Серийное произв-во- хар-ся изготовлением ограниченной номенклатуры продукции партиями, сериями, повторяющиеся через опред-ые промежутки времени. Разл мелко, средне и крупно серийное произв-во. Сер произв-во характерно для выпуска металлорежущих станков, насосов, компрессоров и др широкоприменяемого оборудования. Массовое произв-во – хар-ся изготовл-ем ограниченной номенклатуры однородн продукции в больших кол-ах в течение продолжительного периода времени. Масс произв-во обеспеч-ет наиб полное исп-ие оборудов-я, выс уровень произв-ти труда и самую низк себест-ть изготовления продукции.

 

 

 

Стоимостные, натуральные  и трудовые показатели производит труда. Натуральные – обеспечивают возможность получения кол-го выражения и качеств характери-ки тех или иных показателей.и служат исходными величинами для определения потребностей предприятия в раб силе, сырье, топливе, электроэнергии, оборудовании и произв-х площадях(кг, штуки, ед). Трудовые измерители – часы и минуты раб времени, применяемые для оценки трудоемкости единицы продукции и произв программы. Стоимостные  - носят обобщающий показатель и явл-ся универсальными при взаимоувязке всех разделов плана предприятия.

Классификация инвестиций по признакам. 1. Объект инвестирования:в основной капитал; в капитальный ремонт основных фондов; в нематериальные активы; в прирост запасов оборотных фондов; в др нефинансовые активы(приобретение замельных участков); в ценные бумаги др предприятия; в %-ые облигации гос и местных займов;в уставные капиталы др предприятий; предоставление др предприятиям займов; инвестиции в образование фактически занятых или потенциальных работников предприятия; инвестиции в повыщении квалификации работников предприятия; инвестиции в соц сферу предприятия. 2. Фазы инвестицион цикла: начальные(в создание предприятия или смежного произв-ва);текущие(обеспечивающие деят-ть предприятия путем поддержания осн фондов в рабочем состоянии с помощью модернизации или капитальн ремонта);дополнительные (инвестиции в действующее произв-во, предусматривающее увелич мощностей предприятия, совершенств-е произв процессов, изменение произв профиля предприятием.). 3. Область инвестирования: материально-техническое снабжение; произв-во; реализация. 4. Форма собственности инвестиций: гос-ые(осущ гос органами власти различных уровней за счет соответств-их бюджетов, внебюдж-х фондов и заемных средств); иностранные( осущ-ые иностранными юр и физ лицами, а также непосредственно иностр-ми гос-ми  и междунар организациями); частные( осущ-ся физ и юр лицами, предоставляющими предприятия и организации негос-ой формы собственности); смешанные( осущ-ся гос структурами совместно с частными лицами или предприятиями негос-ой формы собственности); совместные( осущ-ся совместно отеч и иностран-ми инвесторами).5. Территориальный хар-р инвестиций: региональные; внутренние; за границей. 6. Источник финансирований: собственные средства; привлеченные средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и определение  производственной мощности. Пр м – это макс-но возможный выпуск продукции при полной загрузке оборудования, обеспеченье высокого качества продукции и охраны труда. Наиболее простыми и точными измерителями производственной мощности являются натуральные единицы. Производственные мощности измеряются, как правило, в тех же единицах, в которых планируется производство данной продукции в натуральном выражении (тоннах, штуках, метрах). Производственная мощность – величина динамичная, изменяющаяся под влиянием различных факторов. Поэтому она рассчитывается применительно к определенному периоду времени и даже календарной дате. Мощность определяется на начало планового периода – входная мощность и на конец планового периода – выходная мощность. Производственная мощность определяется по мощности ведущих цехов, агрегатов или участков. Под ведущими цехами, участками или агрегатами понимаются те из них, где выполняются основные и наиболее массовые технологические операции по изготовлению готовой (основной) продукции и в которых сосредоточена преобладающая часть оборудования. В черной металлургии – это доменные, мартеновские, сталеплавильные цеха или печи, в цветной – электролизные ванны, в текстильной – прядильное и ткацкое производство, на машиностроительных заводах – механические и сборочные цеха.

Основной капитал предпр-я. Основной капитал - это денежная оценка осн-х фондов. Осн-е фонды промыш-го предприятия предст-ют собой сов-ть материально-вещественных ценностей, созд-х общест-ым трудом, длительно участв-их в процессе произв-ва в неизменной натур-ой форме и переносящие свою стоимость на изгот-ую продукцию по частям по мере износа. Осн капитал - это часть производительного капитала, состоящая из средств труда, кот целиком участвуют в процессе произв-ва в течение целого ряда кругооборотов, но стоимость, кот-х переносится на готовый продукт по частям, по мере износа средств труда, и полностью возвращается к капиталисту в денежной форме лишь после нескольких кругооборотов. Учёт основных фондов в денежном выражении производится для установления снашиваемости основных фондов промышленности и начисления денежных сумм соотв-но снашиваемости (амортизационные отчисления), для учёта динамики, структуры основных фондов, определения себестоимости продукции и рентабельности предприятии.В связи с длительностью функционирования основных фондов, их постепенным снашиванием и изменением за это время условий воспроизводства существует несколько методов для оценки основных фондов: по первоначальной (балансовой), восстановительной, остаточной, ликвидационной и среднегодовой стоимости основных фондов.

Капитал предприятия. Имущество предпр-я (его капитал) делится на осн фонды и оборотные средства.  
Основные фонды (ОФ) - это средства труда, неоднократно участвующие в произв-ом процессе. Они постепенно переносят свою стоимость на готовую продукцию.  
ОФ вкл здания, сооружения, передаточные устройства, силовые и рабочие машины и оборудование, контрольно-измерительные приборы, вычислительную технику; трансп ср-ва, инструменты, инвентарь и прочие.  
ОФ делят на произв-ые (ОПФ) и непроизв-ые (ОНФ). ОПФ связаны с произв-ом продукции. ОНФ предназначены для обеспечения условий жизни работников (больницы, жилые дома и т.п.).  
Учет ОФ производится в натуральном и денежном выражении.  
Реновация (восстановление) ОФ - это замена износившихся ОФ на такие же новые. Для этого нужно к моменту полного износа накопить сумму, достаточную для приобретения новых ОФ. Процесс накопления средств для восстановления ОФ называется амортизацией.  
Амортизация происходит путем регулярного вкл-ия части стоимости ОФ в затраты на произв-во продукции и, соотв-но, в ее цену. Норма амортиз-х отчисл-й на реновацию (%) - это часть стоимости ОФ, вкл-мая в годовые произв-ые затраты для накопления амортиз-го фонда. Пок-ль эффективности исп-ия ОФ – фондоотдача. Это отнош-е стоимости годового выпуска продукции к стоимости ОФ предпр-я.  
Оборотные средства (ОС) - это стоимость предметов труда (сырья и др.), кот участвуют в произв-ве один раз, и после измен-я своей нат-й формы полностью переходят на продукцию. ОС обеспеч-ют возможность и непрерывность произв-го процесса.  
ОС подраздел-ся на произв-ые оборотные фонды и фонды обращения. Произв-ые оборотные фонды включают произв-ые запасы и средства в производстве.  
Произв-ые запасы: 
• сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты;  
• вспомогательные материалы;  
• топливо и энергия;  
• запасные части для текущих и капитальных ремонтов;  
• малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МЦиБИП).  
Средства в произв-ве: 
• незавершенное производство;  
• собственные полуфабрикаты;  
• расходы будущих периодов и подготовительные работы.  
Фонды обращения включают: 
• стоимость готовой продукции на складах;  
• стоимость товаров в пути (отгруженная, но неоплаченная продукция);  
• денежные средства, находящиеся в расчетах;  
• денежные средства полученные, но не израсходованные. Эффект-ть исп-я ОС хар-ся коэф-м их оборачиваемости. Он равен отнош-ю годовой выручки от реализации продукции к среднегодовой сумме ОС предприятия, и показывает количество оборотов, которые сделали ОС за год.  
Чем быстрее ОС проходят весь цикл, тем меньше их нужно предпр-ю. Поэтому при увелич-и коэф-та оборачиваемости происходит высвобождение части ОС.  

Уставный капитал, порядок его  формирования. Уста́вный капитал — это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации; уставный капитал определяет минимальный размер имущества юридического лица, гарантирующего интересы его кредиторов. Порядок формирования, распределения и использования УК не каждом предприятии регулируется учредительными документами и законодательством того государства, на территории которого зарегистрировано предприятие. УК - первоначальный источник формирования СК предприятия. Первоначально УК предприятия формируется за счет вкладов учредителей в виде денежных средств в любой валюте, ценных бумаг, различных видов имущества, прав пользования или владения и т.п. при учреждении акционерного общества используются различные формы оплаты размещенных акций — как денежная, так и неденежная, при которой они могут быть оплачены ценными бумагами других участников рынка, другими вещами, имущественными правами или иными правами, имеющими денежную оценку. Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями и принимается ими единогласно.До оплаты 50% акций общества, распределяемых среди его учредителей, акционерное общество не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением общества. При этом никто из учредителей не может быть освобожден от обязанности внести вклад в уставный капитал. Такие обязательства устанавливаются договором о создании акционерного общества, которым может быть предусмотрено взыскание неустойки (штрафа, пени) за неисполненные обязанности по оплате акций.Уставный капитал формируется в течение срока, установленного законом или уставом. Закон устанавливает, что при учреждении акционерного общества его акции должны быть оплачены полностью. Как правило, в этом случае они оплачиваются учредителями по номиналу. Срок оплаты устанавливается договором о создании общества, который не может быть больше года с момента государственной регистрации общества. Кроме того, не менее 50% акций общества, распределяемых при его учреждении, должно быть оплачено в течение 3 месяцев с момента государственной регистрации.

 

 

 

 

Инвестиции, понятие, сущность. Инвестиции опред-ся как денежные средства, банковские вклады, акции, ценные бумаги, технологии, машины, оборудования, любое др имущество или имуществ права, вкладываемые в объекты предпринимательской или др видов деятельности, в целях получения прибыли и достижения положительного соц-го эффекта. Под инвестициями в самом общем смысле понимается временный отказ экономического субъекта от потребленияимеющихся у него в распоряжении ресурсов (капитала) и использование этих ресурсов для увеличения в будущем своего благосостояния. В случае, если объем инвестиций оказывается существенным для данного экономического субъекта с точки зрения влияния на его текущее и перспективное финансовое состояние, принятию соответствующих управленческих решений должна предшествовать стадия планирования или проектирования, то есть стадия предынвестиционных исследований, завершающаяся  разработкой инвестиционного  проекта.

Понятие, виды прибыли и  факторые ее определяющие. Прибыль -  это конечный финанс рез-т произв-хозяйственной деят-ти предприятия, пок-ль ее эффективности, источник средств для осущ-ия инвестиций формир-я спец фондов, а также платежей в бюджет. Факторы влияющие на величину прибыли: внутренние( производственные-интенсивные ,т.е.качество и экстенсивные, т.е. кол-во; внепроизводственные- снабженческо-бытовая деят-ть, соц условия труда, природоохранная деят-ть) и внешние( все, что находится за пределами предприятия). Виды прибыли: 1. Прибыль от продаж = выручка от реализации продукции – (НДС+акциз+себестоимость+экспортные тарифы); 2. Прибыль от внереализационных операций: т.е. от операций, непосредственно несвязанных с основной деятельностью. Это сдача имущества в аренду, доходы по ценным бумагам предприятия, превыш-е суммы полученных штрафов над уплаченными, прибыль от совместной деят-ти, прибыль рпошлых лет, выявленная в отчетном году и т.д. 3. Прибыль от реализации осн фондов и иного имущества предприятия = выручка от реализации осн фондов, имуществ оборудования, материалов – (расходы на реализацию, т.е. реклама, транспортировка + остаточная стоимость).

 

 

 

 

 

 

 

 

Бизнес-план и его назначение. Явл-ся одним из документов, опред-х стратегию развития фирм, подробно описывает экономич и финн-ый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-план описывает цели и задачи, которые необходимо решить предприятию как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержаться оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг. Разделы бизнес-плана:1. Резюме-помещается инф-я, дающая представл-е о фирме, а также все необх-ые данные, хар-ие ее коммерч-ю деят-ть. 2. Виды тов-в и услг-необх-мо дать опис-е всех сущ-их и новых тов-в и услуг, предлагаемых фирмой. 3. Рынки сбыта. 4. Конкуренция на рынках сбыта- даем оценку сильных и слабых сторон конкурирующих тов-в, наз-ем выпускающие их фирмы, сравнив-ем конкурир-ие тов-ры по базисн цене, хар-ам, обслуж-ю, сравнив-м трансп-е затраты с затрат-и у конкур-ов, качество продукции и упаковки и т.д. 5. План маркетинга-различ конверсионный маркетинг, стимулирующий, развивающий, поддерживающий, демаркетинг, противодействующий. 6. План произв-ва. 7. Организацион план. 8. Оценка риска и страхов-я. 9. Финн-ый план. 10. Стратегич финансир-е.

Основной и оборотный  капитал. Основным капиталом называется та часть производительного капитала, которая, полностью принимая участие в производстве, переносит свою стоимость на продукт не сразу, а по частям, в течение ряда периодов производства. Это есть часть капитала, затраченная на постройку зданий и сооружений, на покупку машин и оборудования. Основной капитал авансируется капиталистом сразу на весь срок его действия, но его стоимость возвращается к капиталисту в денежной форме по частям. Элементы основного капитала служат целям производства обычно в течение многих лет; они ежегодно в определённой мере изнашиваются и в конце концов оказываются непригодными для дальнейшего использования. В этом заключается физический износ машин, оборудования. Оборотным капиталом называется та часть производительного капитала, стоимость которой полностью переносится на товар в течение одного периода производства и целиком возвращается к капиталисту в виде денег (с добавлением прибавочной стоимости) при реализации товара. Это есть часть капитала, затраченная на покупку рабочей силы, сырья, топлива и вспомогательных материалов, то есть тех средств производства, которые не входят в состав основного капитала, причём, как было сказано, затраты на покупку рабочей силы капиталист возвращает себе с избытком.

 

 

Нематериальные  активы предприятия. Это неденежные активы, не имеющие физической формы; входят в состав внеоборотных активов. К нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям: а) не имеет материально-вещественной (физической) структуры; 
б) может быть идентифицировано (выделено, отделено) от другого имущества; в) предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; г) используется в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или в течение обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев); 
д) не предполагается последующая перепродажа данного имущества; 
е) способно приносить организации экономическую выгоду; ж) имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства и др.)1 
В соответствии с перечисленными условиями к нематериальным активам относят следующие объекты нематериальной собственности2: 1. деловая репутация и организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников в уставный капитал организации; 2. объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности); 3. исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; 
4. исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных; 
5. имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных схем; 
5. исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; 
6. исключительное право патентообладателя на селекционные достижения; 
7. «гудвилл» - разница между рыночной стоимостью предприятия как целостного имущественного комплекса и его балансовой стоимостью, образованной в связи с возможностью получения более высокого уровня прибыли (в сравнении со среднеотраслевым её уровнем) за счет использования более эффективной системы управления, доминирующей позиции на товарном рынке, применения новых технологий; 8. другие аналогичные виды имущественных ценностей предприятия.

 

 

 

 

Физический и моральный износ  осн средств. Физический износ основных средств. Основные средства, участвующие в процессе производства, постепенно утрачивают свои первоначальные характеристики вследствие их эксплуатации и естественного снашивания. Под физическим износом понимается потеря средствами труда своих первоначальных качеств. Уровень физического износа основных средств зависит от: первоначального качества основных фондов; степени их эксплуатации; уровня агрессивности среды, в которой функционируют основные фонды; уровня квалификации обслуживающего персонала; своевременности проведения ППР и др. Учет этих факторов в работе предприятий может в значительной мере повлиять на физическое состояние основных фондов. За последние годы уровень физического износа основных фондов все время возрастает и практически достиг критической величины и это наблюдается во всех отраслях народного хозяйства. Особенно большой износ имеется у машин и оборудования, а также транспортных средств. Моральный износ проявляется в двух формах. Первая форма морального износа заключается в том, что происходит обесценивание машин такой же конструкции, что выпускались и раньше, вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях. Вторая форма морального износа состоит в том, что происходит обесценивание старых машин, физически еще годных, вследствие появления новых, более технически совершенных и производительных, которые вытесняют старые. Моральный износ зависит от следующих факторов: темпов ускорения научно-технического прогресса; специфики отрасли, в которой производятся средства труда, и т.д. В целом наблюдается тенденция сокращения срока морального износа машин и оборудования. Если взять такие отрасли, как электроника, атомное машиностроение, космическая, то в этих отраслях самый короткий срок морального старения, и иногда он составляет всего два-три года. Если взять машины и оборудование, которые используются, например, в таких отраслях, как горная промышленность, черная металлургия и других, то срок их морального износа намного больше.

 

 

 

 

Рентабельность  произв-ва и продукции, их экономич содержание. Для оценки эффективности работы предприятия получаемый рез-т (прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Это соизмерение означает рентабельность, Различают след пок-ли рентаб-ти: 1. Рент продукции – отнош-е прибыли от продаж продукции к затратам на произв-во и реализацию; 2. Рент произв-х фондов = прибыль до налогооблож-я или чистая прибыль делить на стоим-ть осн произв фондов. 3. Рент продаж = прибыль от продаж или чистая прибыль делить на выручку.4. рентаб вложения в предприятия = прибыль до налогооблож или ЧП делить на стоим-ть имущ-ва, имеющегося в распоряжении предприятия.5. рент собств-х средств предприятия =  чистая прибыль делить на собственные срадства.6. рент долгосрочных финн-х вложений = доходы от ценных бумаг и долевого участия в др предприятиях делить на общий объем долгоср финн-х вложений. Факторы, влияющие на рент предприятия: 1. Масштаб бизнеса – минимально-допустимый и оптимальный;2. Сниж-е себест на основе обновления техники, технологии и организации произ-ва.3. повыш-е цен, оправданное улучшение качества товаров и сервисов. 4. Измен-е структуры произв-ва, закрытие нерентабельных участков и перемещение ресурсов в более преспективные сферы.5. реализация излишнего имущества. 6. Сокращение внереализац-х потерь и убытков и увел-е соотв-их доходов. 7.Ускорение оборота средств.

Произв процесс и его виды. Произв процесс предст собой сов-ть целенаправл-х действий персонала предприятия по превращению сырья и материалов в готовую продукцию. Осн компоненты произв процесса:1.персонально-подготовит персонал.2. Средства труда( машины, оборудования, здания).3. предметы труда( сырье, материалы, полуфабрикаты). 4. Энергия (электрическ, тепловая, механическая). 5. Информация. Виды произв процессов: 1. Основные – в ходе кот-х осущ-ся изготовление осн продукции, выпускаемой предприятием. 2. Вспомогательные – обеспечивают бесперебойное протекание осн-х процессов. Их рез-том явл-ся продукция, используемая на самом предприятии( ремонт оборудования, изготовление оснастки). 3. Обслуживающие – в ходе реализации кот-х выполняются услуги, необходимые для нормального функционирования как осн так и вспомогат-х процессов(транспортировка, складирование, комплектование).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способы начисления амортизации. Начисление амортизации может осуществляться только теми способами, которые разрешены к применению. В настоящее время амортизация объектов осн  ср-в в России производится  одним  из след-х способов: 
· линейным способом; 
· способом уменьшаемого остатка; 
· способом  списания  стоимости  по  сумме  чисел  лет  срока  полезного использования; 
· способом списания стоимости пропорц-но объему продукции (работ); 
· ускоренным методом амортизации (увеличение размера отчислений по линейному способу). Линейный способ относится к самым распространенным. Его используют примерно 70 % всех предприятий. Популярность линейного способа обусловлена простотой применения. Суть его в том, что каждый год амортизируется равная часть стоимости данного вида основных средств. Ежегодн сумма амортизац-х отчислений равна первонач стоим-ть объекта*норма амортиз-х отчислений/100. При способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортиз-х отчислений опр-ся исходя из остаточной стоимости объекта осн средств на начало отчетного года и нормы аморт-ии, исчисленной на основании срока полезного исп-ия этого объекта:ежег сумма амортиз отчисл = остаточн стоим-ть объекта*коэф ускорения*норма амортиз-и для данн объекта/100. При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости объекта  основных средств и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся  до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта. При способе  списания  стоимости  пропорц-но  объему  продукции (работ) начисление амортиз-х отчислений производится на основе  нат-го пок-я объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первонач-й стоимости объекта осн средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного исп-я объекта осно-х средств. Способ расчета амортизации пропорционально объему работы применяется преимущественно для автотранспорта. Нормы амортизации установлены в процентах от первоначальной стоимости транспортного средства на каждую 1000 км пробега.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состав и структура  кадров предпр-я. Кадры предприятия включает промышленную и непромышленную группы. В промышленную группу входят работники, занятые в производстве производимой продукции и его обслуживании: рабочие (основные, вспомогательные, младший обслуживающий персонал, охрана), служащие (руководители, специалисты, технические исполнители), ученики. Состав непромышленной группы - это работники жилищно-коммунального хозяйства, детских садов и яслей, культурно-просветительных учреждений, врачебно-санитарных учреждений и других учреждений, принадлежащих предприятию. Структура кадров предприятия в отличие от его состава характеризуется  соотношением различных категорий работников в их общей численности. Анализ структуры кадров предприятия осуществляется сравнением удельного веса различных категорий в общей численности персонала. Различают профессиональную, квалификационную, функциональную и социальную структуры. Профессиональная структура характеризуется составом и соотношением профессиональных групп работников, например, слесари, токари, наладчики, транспортные рабочие, конструкторы, технологи, бухгалтеры, экономисты и т.п. Квалификационная структура характеризуется составом и соотношением отдельных квалификационных групп работников, например, распределение рабочих и служащих по разрядам, специалистов по категориям (технолог 1-й категории, конструктор 2-й, программист 3-й категории и т.д.). Функциональная структура персонала складывается в зависимости от выполняемых функций работниками в процессе производства, например, общее (линейное) руководство основным производством, технологическая подготовка производства, технико-экономическое планирование, контроль качества продукции и т.д. Основным элементом социальной структуры персонала является социальная группа - совокупность людей, обладающая каким-либо социальным признаком, например, одинаковым стажем, сходными правами и обязанностями. Социальная структура персонала формируется из двух групп: реальных и условных. Реальные группы всегда организационно оформлены, они имеют руководителя, четкое распределение функций. Условные группы - это номинальные статистические совокупности, вычленяемые по различным признакам, таким как, пол, возраст, образование, стаж работы, молодежь, пенсионеры, инвалиды и т.п.

Элементы тарифной сист оплаты труда. Тарифная система оплаты труда используется для определения заработной платы работников бюджетной сферы. Данная система является ориентиром для определения заработной платы работников организаций, не получающих бюджетного финансирования. Первым элементом тарифной системы оплаты труда являются тарифные квалификационные справочники.  
Постановлением Правительства РФ установлено, что указанные справочники должны содержать квалификационные характеристики основных видов работ в зависимости от их сложности, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам работников. Вторым элементом тарифной системы оплаты труда является тарифная сетка. Тарифная сетка определена как совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. Таким образом, тарифная сетка состоит из тарифных разрядов, которые присваиваются работникам исходя из сложности выполняемых ими работ и имеющихся у них знаний и профессиональной квалификации, которые определяются в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих либо Квалификационным справочником должностей руководителей специалистов и других служащих. В качестве элемента тарифной системы оплаты труда следует учитывать надбавки и доплаты, которые выплачиваются работнику сверх его тарифной ставки (должностного) оклада в установленных законодательством случаях. Последним элементом тарифной системы являются районные коэффициенты, которые устанавливаются законодательством и применяются к установленным тарифным ставкам (окладам) в связи с выполнением работы в особых условиях.

Себест продукции как экономич категория. Это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на произв-во и реализацию продукции. Функции себест: 1. Учет и контроль всех затрат на выпуск и реализ-ю продукции. 2. База для формир-ия оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентаб-ти. 3. Экономич обоснование целесообразн-ти вложения реальных инвестиций на реконструкцию, технич перевооружение и расширение действующего предприятия. 4. Опред-е оптимальных размеров предприятия. 5. Эконом обоснование и принятие любых управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

Износ осн фондов предпр-я. Экономическая сущность износа основных фондов заключается в постепенной утрате ими своей стоимости с соответствующим перенесением этой стоимости на вновь созданный продукт. 
Падение основных фондов (основного капитала) в цене в течение определенного периода времени имеет две принципиально отличные друг от друга причины. 
Они могут либо физически изнашиваться ввиду использования, либо морально устаревать вне зависимости от использования. В первом случае говорят о физическом износе основных фондов, во втором - о моральном износе. 
Физическому (материальному) износу основные фонды подвергаются как в процессе их использования, так и при бездействии. В последнем случае физический износ основных фондов заключается в потере ими свойств под влиянием окружающей среды (в частности, атмосферных условий), а также в результате внутренних процессов, происходящих в строении материала, из которого они изготовлены. 
Устранимый физический износ предполагает, что затраты на ремонт меньше, чем добавленная при этом стоимость. Неустранимый физический износ рассчитывается, когда затраты на исправление дефекта превосходят стоимость, которая при этом будет добавлена.  
На размеры физического износа основных фондов в процессе их эксплуатации влияют следующие факторы: 
1) степень загрузки основных фондов в производственном процессе; 
2) качество основных фондов; 
3) особенности технологического процесса; 
4) качество ухода за основными фондами; 
5) квалификация и отношение рабочих к основным фондам.

Виды и состав имущ-ва предпр-я. Основной признак предприятия - наличие в его собственности и хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества. Именно он обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность. Без определенного имущества не могут осуществлять свою деятельность ни крупные, ни малые предприятия, ни индивидуальные предприниматели. Имущество, находящиеся в собственности предприятия подразделяются на недвижимое и движимое. К недвижимому имуществу относятся: земельные участки и все что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения. Движимое имущество: включает в себя вещи, не относящиеся к недвижимым, включая деньги и ценные бумаги.

 

Пок-ли использ-я труд ресурсов. Мерой эффективности труда в процессе производства явл-ся произв-ть труда. Для оценки уровня произв-ти труда применяется система обобщающих, частных и вспомогательных пок-ей. Уровень произв-ти труда может выражаться двумя пок-ми: выработка – количество продукции, произведенной рабочим за единицу времени; трудоемкость – количество времени, затраченного на изготовление единицы или всего объема продукции. Обобщающие показатели выработки: среднегодовая, среднедневная и среднечасовая выработка продукции одним рабочим. Частные показатели: трудоемкость продукции определенного вида в натуральном выражении за 1 человеко-день или человеко-час. Вспомогательные показатели выработки: затраты времени на выполнение единицы определенного вида работ или объем выполненных работ за единицу времени. В этом случае речь идет о производительности индивидуального (живого) труда (в натуральном выражении). Выработка продукции в стоимостном измерении на одного среднесписочного работника будет характеризовать эффективность использования совокупных затрат труда – живого и прошлого. Таким образом, наиболее правильно производительность труда отражает натуральный метод его измерения. Однако возможности этого метода ограничены и поэтому на практике для оценки производительности труда применяется выработка продукции в денежном выражении.

Функции и источники получения  прибыли. Ф-ии:1. Хар-ют эконом эффект, получ-ый в рез-те деят-ти предпр-я. 2. Стимулирующ ф-я – ее содерж-е сст в тот, что она одновр-но явл-ся финн рез-том и осн элнментом финн-х ресурсов предпр-я, т.е. обеспеченье принципа самофинансир-я опр-ся получ-ой прибылью. 3. Прибыль явл-ся одним из источников формир-я бюджетов разных уровней. В условиях рыночных отношений, имеются три основных источника получения прибыли: первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий. второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия.

 

 



Информация о работе Шпаргалка по "Экономике предприятия"