Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

Шпора экономика.doc

— 293.00 Кб (Скачать)

Сезонная безработица обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей: сельское хозяйство, строительство, промыслы, в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на труд.

Циклическая безработица возникает, когда наблюдаются циклические колебания объемов выпуска продукции и занятости, связанные с экономическим спадом и недостатком спроса.

Технологическая безработица является одной из форм структурной безработицы и возникает в результате внедрения новых технологий и нового оборудования, что ведет к замене людей машинами и высвобождению рабочей силы.

Существует также действительная и фиктивная безработица.

Действительная безработица  проявляется, когда работник пригоден к труду, у него есть желание трудиться, но в силу определенных причин он не имеет работу.

Фиктивная безработица  возникает при нежелании работника заниматься по тем или иным причинам трудовой деятельностью.

 

 

 

 

 

Вопрос 36. з-он Оукена

Когда фактический уровень  безработицы превышает естественный уровень безработицы, то страна недополучает часть ВНП. Закон, сформулированный американским экономистом А. Оукеном, позволяет вычислить потенциальные потери продукции и услуг в результате роста безработицы.

(q — q*)/q* = а - (и - и*),

где q* — уровень выпуска продукции при полной занятости;

q — фактический выпуск продукции;

и — фактический уровень безработицы;

и* — норма безработицы при полной занятости (естественная норма безработицы);

а — коэффициент, рассчитанный эмпирическим путем, а = 2,5.

Согласно закону Оукена превышение фактического уровня безработицы на 1% над ее естественным уровнем приводит к уменьшению фактического ВНП по сравнению с потенциально возможным ВНП в среднем на 2,5%.

 

Вопрос 37. роль гос-ва в рын. Экономике

Гос. регулирование производства материальных благ, состоит в воздействии государства на целесообразное развитие тех или иных отраслей экономики, в выделении инвестиции в инфраструктуру на поддержку предпринимательства, на создание гарантированного рынка сбыта.

Эти меры государства  вместе с рыночным саморегулированием образует более широкое понятие, каким является экономическая функция государства и регулирование макроэкономических процессов. Основным механизмом государственного регулирования экономики выступает программирование экономики. Оно представляет единую программу, предусматривающую меры по воздействию на экономическое равновесие страны, формирование благоприятной конъюнктуры, укреплению конкурентоспособности своих товаров и усилению позиций товаропроизводителей на мировом рынке. Гос. программирование в странах Запада стало применятся в 40-х – 50-х гг. 20 века. Первоначально оно носило или отраслевой или региональный характер, но постепенно программирование расширилось. Охватило экономику всей страны и принесло характер национального программирования.

Принципы программирования:

  1. Чёткое разграничение макро и микро уровней в экономическом процессе.
  2. Сосредоточение регулирования на глобальные проблемы, научно-технические, социальное развитие страны.
  3. Выработка установок на приоритетность развития отдельных отраслей, звеньев и т.д.

Важное место в системе  гос. регулирования занимает социальный блок. В связи с этим государство выступает как гарант соц. защиты

населения, ибо конечный результат развития производства, его  соц. итог - богатство и полнота  человеческой жизни. 

 

Дерегулирование: государственная  собственность, её рост, гос. предпринимательство и активное программирование экономики стали в определённой мере тормозить успешное решение соц-экономических задач.

В этих условиях началось постепенное свёртывание гос. вмешательства в экономику, т.е. ослабление гос. программирования, предпринимательской деятельности и этот процесс получил название дерегулирование.

Оно имеет множество  направлений:

  1. Либерализация цен.
  2. Либерализация условий вступления в рынок новых конкурентов, активизация условий и продаж.
  3. Приватизация собственности.

 

Вопрос 38. Основные цели и формы воздействия государства на рыночный механизм.

Роль государства в  механизме рыночной экономики – основная проблема современной экономической теории.Дело в том ,что исходный пункт становления рыночной экономики – её освобождение от удушающих пут государства.Однако с 30 –х гг.20 в.(со времени Великой депрессии)рыночная экономика(из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия социальной эффективности.Основной механизм экономического вмешательства государства – налоги, правительственные закупки,трансферные платежи (перераспределение части налоговых доходов государства в пользу определенных социальных групп).  Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы.Поэтому рыночная экономика более,чем любая иная ,нуждается в регулировании.Роль регулирующего центра может выполнить только государство («правительство») – институт,представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения.Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:  -  минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов; - создание правовых,финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;  - обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества,положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым. Для достижения названных целей государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.    1) Правовое регулирование(антимонопольное законодательство и дефляционная политика(стабилизация уровня цен)) 2)Финансовое регулирование (налоги, инвестиции,дотации,кредиты,ставки учетного процента,льготы, регулирование цен,

финансирование науки) 3) Государственное предпренимательство (аренда принадлежащих государству природных и производственных ресурсов,коммерциализация деятельности государственных предприятий)  4) Социальное регулирование(гарантия минимума заработной платы,обеспечение занятости,индексация фиксированных доходов)

 

Вопрос 40. Основные формы доходов.

Доходы – конечная цель действий каждого активного  участника рыночной экономики, объективная и мощная стимул ее повседневной деятельности.

Принцип рыночной стратегии  в сфере доходов можно сформулировать так: «Все не могут быть богатыми, но не кто не должен быть бедным».

Доход есть денежная оценка результатов деятельности физического (или юридического) лица как субъекта рыночной экономики. В экономической теории под «доходом» имеет в виду денежную сумму, регулярно и законно поступающее в непосредственное распоряжение рыночного субъекта. Взаимодействие спроса и предложения – объективные механизм образования доходов в рыночной экономике.

Все расходы на производство несут собственники факторов производства. Поэтому доходы первоначально сосредотачиваются в их руках, а поскольку собственник каждого фактора производства выполняет определенную функцию в рыночном производстве, то первичное формирование доходов получило название «функциональное распределение доходов».

«Функциональные» доходы, зависящие от соотношения спроса и предложения на данный фактор производства, представлены следующими видами:

  • зарплата наемных работников в рыночном секторе;
  • жалование служащих в государственном секторе;
  • прибыль крупных предпринимателей и компаний;
  • рента земельных собственников и землевладельцев;
  • доходы мелких собственников (комбинации зарплаты, прибыли ренты, процент и дивиденды).

В современной рыночной экономике основная часть совокупного дохода общества выражена в «зарплате» и «жалование».

Иной выглядит характеристика совокупного дохода, когда речь идет о фактическом распределении дохода по отдельным группам населения.

Оно уже не зависит  от источника поступления дохода, объединяя, например, прибыль предпринимателя и пособие по безработице. Поскольку фактический размер дохода устанавливает объективную имущественную иерархию социальных групп, то в этом случае принято говорить о «вертикальным распределении дохода».

Между «функциональной» и «вертикальной» характеристиками совокупного дохода имеется существенное отличие. Функциональное распределение сводит совокупный доход к доходам только собственников факторов производства. Вертикальное же распределение есть результат перераспределительного вмешательства государства в сферу доходов, благодаря чему доходами располагают даже такие группы (например, нетрудоспособный и безработный), которые не могли бы их иметь, если бы общество удовлетворялось только функциональным распределением.

 

Вопрос 41. «Кривая Лоренца» и «коэффициент Джини»

Для измерения фактического распределения доходов используют «кривую Лоренца» и «коэффициент Джини», показывающие, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения «Кривая Лоренца» - это метод графического изображения уровня концентрации явления. Для ее построения на обе оси координат наносят процентную масштабную шкалу (от 0 до 100 %). Для точек кривой абсциссами служат единицы совокупности, а ординатами — значения признака. Равномерное распределение признака будет представлено в таком случае диагональю, называемой «линией равномерного распределения», а неравномерное — «линией Лоренца», отклонение которой от диагонали и характеризует степень неравномерности.

Таким образом, если принять  величину дохода и численность населения за 100 %, то прямая ОА покажет абсолютно равномерное распределение совокупного дохода между всеми группами населения. Однако реальное распределение всегда будет характеризоваться отклонением от этой прямой. Абсолютно неравномерное распределение совпало бы с осями координат. Но поскольку «сверхбедные» и «сверхбогатые» всегда составляют незначительную часть рыночного общества, то перед нами будет некоторая кривая («кривая Лоренца»), отклонение которой от диагонали наглядно покажет степень неравномерного распределения доходов.

Для расчета конкретного  уровня неравенства в распределении доходов поступают следующим образом. Площадь, образованную линиями равномерного и неравномерного распределения доходов (она на графике заштрихована), относят к площади треугольника ОАВ. Полученный результат и есть «коэффициент Джини».

Понятно, что при коэффициенте, близком к нулю, общество находится в состоянии абсолютной «уравниловки», а при коэффициенте, равном единице, — в ситуации «нищего большинства и сверхбогатого меньшинства». Цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов.

Экономическая статистика обнаружила, что распределение доходов, если оно выше определенного уровня, характеризуется значительной устойчивостью. Эта зависимость между величиной дохода и числом получающих его лиц получила в экономической теории название «закона Парето». Закон Парето означает, что если распределение низких доходов подвержено резким и подчас непредсказуемым колебаниям, то при достижении более высокого уровня оно приобретает стабильность. Закон подтверждает, что социальная стабильность есть следствие высокого уровня благосостояния населения

 

Вопрос 42. Сущность и основные направления социальной политики

Это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда. Основной субъект, координирующий эту деятельность, — государство. Социальная политика осуществляется на разных уровнях. Так, можно говорить о социальной политике на микроуровне, т.е. социальной политике фирм, корпораций, различных организаций, в том числе и благотворительных. На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика. На интеруровне реализуется межгосударственная социальная политика -- решение глобальных экологических проблем, преодоление социально-экономической отсталости отдельных групп стран. Основные функции социальной политики заключаются в содействии развитию отношений справедливости в обществе, создании системы социальной защиты, условий для роста благосостояния, проведении соответствующей политики доходов. В зависимости от выполняемых функций решаются следующие задачи: реализация программ занятости, помощь социально уязвимым слоям населения, обеспечение доступности и развитие сфер образования, медицины, социального страхования и культуры.

Показатели  результативности социальной политики. Результативность социальной политики проявляется в уровне и качестве жизни населения. Уровень жизни — это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом Деятельности человека, их рост вызывает рост уровня жизни. Для оценки уровня жизни используются количественные показатели, такие как потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей), структура потребления, продолжительность рабочего и свободного времени и его структура, величина реальных доходов, развитие социальной сферы и др. К обобщающим показателям относятся общий объем потребляемых благ и услуг. Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является "потребительская корзина", включающая набор благ и услуг, удовлетворяющий определенный уровень потребления. Различают "минимальную потребительскую корзину", обеспечивающую минимальный уровень потребления, и "рациональную потребительскую корзину", отражающую наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления. "Минимальная потребительская корзина" рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых человек и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, снижение которого социально неприемлемо. "Минимальная потребительская корзина" по отдельным социально-демографическим группам лежит в основе определения прожиточного минимума. Прожиточный минимум — это размер денежного дохода, который удовлетворяет минимально допустимые потребности. Именно здесь проходит так называемая "черта бедности". В отличие от уровня жизни качество жизни оценивать гораздо сложнее, так как качественные показатели с трудом поддаются количественной оценке. К показателям качества жизни относятся условия и безопасность труда, возможности использования свободного времени, состояние экологии, здоровье и физическое развитие граждан и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"