Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 01:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономической теории" .

Файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 758.00 Кб (Скачать)

«Смешанную экономику» можно определить как экономику, в которой определенная часть или сектор национального хозяйства принадлежит и управляется учреждениями правительства или местными органами государственной власти, а другая его часть – частными гражданами или коллективами. 

 

15 Рынок: условия  возникновения и функционирования. Функции рынка. Понятие конкуренции.

Рынок – система, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Субъекты рынка:

- домашние хозяйства: как владельцы производственных ресурсов;

- фирмы (предприятия): производители экономических благ;

- государство: регулирует экономические (в том числе и рыночные) отношения.

Можно выделить следующие  основные черты (принципы) рыночной экономики:

- частная собственность

- свобода предпринимательского  и потребительского выбора

- главный мотив –  личный интерес

- конкуренция - является основой эффективности экономики, ведь побеждает в ней тот, кто эффективнее.

- свободное ценообразование.

Функции рынка:

    • информационная,
    • ценообразующая
    • стимулирующая,
    • санирующая,
    • распределительная

Конкуренция означает соперничество между отдельными участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

Различают следующие методы конкуренции: ценовые, неценовые и недобросовестные.

Ценовая конкуренция – снижение цен по сравнению с ценами конкурентов (на однородную продукцию).

Неценовая конкуренция. Это, в частности, а) обеспечение технического превосходства, высокого качества и надежности изделий; б) лучшая система продажи и послепродажного обслуживания (потребительский кредит, доставка купленного товара на дом, дополнительные гарантии и пр.); в) привлекательные реклама и оформление товара.

Неценовая конкуренция подразделяется на:

Конкуренция по продукту - выпуск продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены.

Конкуренция по условиям продаж. Включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, облегчение эксплуатации изделий, льготы при покупке постоянным покупателям, особые формы продажи (лизинг, продажа в рассрочку и др.).

Недобросовестная  конкуренция – обман потребителей, партнеров, других хозяйствующих субъектов и государственных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 Классификация  рынков. Рыночная инфраструктура.

Структуру рынка классифицируют по разным критериям, важнейшими из которых являются следующие:

1. По экономическому назначению выделяют рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, инвестиций, ценных бумаг, финансовый рынок.

2. По географическому положению различают местный, региональный, национальный и мировой рынки.

3. По степени ограничения конкуренции рынки подразделяются на: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный.

4. По отраслям различают рынки: автомобильный, зерновой и т. п.

5. По характеру продаж — оптовый и розничный.

6. По месту создания продукта,— внутренний и внешний.

Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.

Инфраструктура  товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.

Инфраструктура  финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды.

Инфраструктура  рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д. 

17 Фиаско рынка и необходимость государственного  вмешательства в экономику.

"Провалы" (фиаско) рынка — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка:

1)  монополия;

2)  несовершенная (асимметричная)  информация;

3)  внешние эффекты;

4)  общественные блага (национальная оборона, правоохранительная система, маяк).

Роль государства  заключается в регулировании внешних эффектов — устранении отрицательных (например, борьба с загрязнением окружающей среды) и стимулировании положительных (например, государственные расходы на образование).

Важно, чтобы государство исполняло роль организатора производства общественных благ, собирало налоги и покупало для общества данные блага.

Государственное вмешательство  в экономические процессы оправданно при проведении антимонопольной политики.

Антимонопольную политику можно разделить на два  направления:

- стимулирования конкуренции  в тех отраслях, где она возможна;

- регулирования экономических  процессов в тех отраслях, где  конкуренция в принципе затруднительна.

Рынок работает хорошо, только если все субъекты одинаково информированы об экономической конъюнктуре.

Роль государства  состоит прежде всего в распространении рыночной информации, принуждении более осведомленных субъектов делиться информацией с менее осведомленными.

Следует выделить два  направления государственной политики:

- перераспределение доходов (государство может корректировать процесс образования и распределения доходов граждан с целью снижения неравенства в обществе).

- регулирование структуры потребления населения (связано частично с проблемой асимметричности информации, а частично — с проблемой внешних эффектов, ограничение свободы потребителей). 

18 Модели рыночной экономики.  Белорусская экономическая модель.

Экономическая модель США  является одним из примеров либеральной рыночной экономики.

Основными чертами  являются: безусловный приоритет частной собственности; сильная конкуренция; гибкие рынки труда и товаров; незначительное государственное регулирование (с законодательным ограничением возможностей государственного вмешательства); относительно низкие налоги; акционерный капитализм, стимулирующий извлечение максимальных прибылей; сильная социальная дифференциация.

Мировой финансовый кризис 2008 года, зародившийся в США, поставил под сомнение эффективность американской экономической модели и привёл к усилению государственного регулирования экономики в этой стране.

Европейскую экономическую  модель можно определить как социальную рыночную экономику.

Выделяют следующие основные институты социальной рыночной экономики:

поддержка конкурентной среды (что входит в функции государственных органов), противодействие возникновению монополий;

либерализация цен и законодательное  оформление невмешательства государства в механизмы ценообразования (если такое вмешательство не связано с поддержанием и развитием конкурентной среды);

проведение политики «открытой  экономики»;

законодательное оформление эффективных  форм собственности, переход к многообразию форм собственности и хозяйствования;

свобода заключения договоров  как предпосылка осуществления конкуренции.

Белорусская экономическая модель официально характеризуется как модель с социально ориентированной рыночной экономикой. Особенности:

- многоукладность экономики;

- активная роль государства  в регулировании хозяйственной жизни;

-социальная ориентация  экономики;

- активное использование  наследия социалистической системы;

- многовекторность экономической  политики.

Трансформация экономики  Беларуси носит постепенный характер. 

19 Спрос. Закон спроса. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы спроса и предложения.

Спрос -  это потребность, обеспеченная деньгами, или платежеспособная потребность. Основными характеристиками спроса являются объем и цена спроса.

Объем (величина) спроса определяется количеством товаров либо услуг, которое отдельный потребитель  или группа потребителей готовы и в состоянии приобрести по некоторой цене  за единицу времени при определенных  условиях.

Цена спроса – это максимальная цена,  которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товара.

Кривая  спроса иллюстрирует связь между  ценой товара (Р) и величиной спроса на него (Q). P-OY, Q-OX.

 Данная зависимость  является обратно пропорциональной и в экономической теории получила название закона спроса, содержание которого можно сформулировать следующим образом: при прочих равных условиях снижение цены товара приводит к росту величины  спроса на него и наоборот.

В основе действия данного  закона лежат три момента:

- закон убывающей предельной полезности: увеличение общего количества потребляемого блага приводит к убыванию предельной полезности этого блага, т.е. потребители будут приобретать дополнительное количество товара только при условии того, что цена на него будет снижена.

- эффект дохода: при неизменности денежного дохода снижение цены товара приводит к увеличению реального дохода потребителя и к увеличению спроса на все товары, в том числе и на данный товар, при условии, что он является нормальным.

- эффект замещения: снижение цены  на какой–либо товар при неизменности цен  на  другие   товары   стимулирует его покупку вместо других товаров.

Следует различать изменение величины спроса, которое происходит в результате изменения цены  товара при неизменности всех других факторов, и изменение спроса, которое имеет место в случае, когда цена  на товар остается неизменной, а изменяются неценовые факторы.

Изменение величины спроса выражается в движении вдоль постоянной кривой спроса и означает переход от одной комбинации «цена-количество» к другой.

Графически изменение  спроса выражается в сдвиге или смещении кривой спроса.

Неценовые факторы  спроса: доходы потребителя, цены на сопряженные товары, потребительские вкусы, количество покупателей, ожидание будущего.

Предложение характеризует  готовность   производителей (продавцов) поставить на рынок некоторое количество того или иного товара.

Основными характеристиками предложения являются:

Объем (величина) предложения - количество товара, которое  отдельный производитель (продавец) или   группа производителей (продавцов) могут произвести и реализовать  по некоторой цене  в единицу времени при определенных  условиях. Цена предложения – это минимальная цена,  по которой продавец согласен поставить на рынок данное количество  товара.

Кривая предложения иллюстрирует связь между ценой товара (Р) и величиной его предложения (Q). Р – ОУ, Q – ОХ.

Эта причинно-следственная связь называется законом предложения, согласно которому при прочих равных условиях на любом рынке рост цены товара приводит к увеличению его предложения и наоборот.

Более высокие цены, увеличивая доходность продаж, побуждают производителей увеличивать объем предложения, а также компенсируют рост средних и предельных издержек, имеющий место вследствие перераспределения ресурсов в условиях их переключения с производства одного товара на другой.

Следует различать изменение величины предложения, которое происходит в ответ на изменение цены товара при неизменности неценовых детерминант, и изменение предложения, которое имеет место, когда цена товара является величиной постоянной, а неценовые факторы являются величинами переменными.

Изменение величины предложения  выражается в движении вдоль кривой предложения, изменение предложения – в смещении кривой предложения влево (при уменьшении предложения) либо вправо (при увеличении предложения).

Неценовые Факторы предложения: цены на экономические ресурсы, цены на альтернативные товары, число продавцов на рынке, ожидания в изменении цен, технологии, налоги и дотации. 1й – спрос, 2й – предложение.


 
 20 Отраслевое рыночное равновесие. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Товарный дефицит и товарные излишки.


Возможна ситуация, когда общее  количество товаров, которое хотели бы приобрести потребители, больше того количества товаров, которое производители  могут и желают продать по существующей цене. В этом случае  возникает избыточный спрос (дефицит) и приходится   менять  планы некоторым потребителям.

Возможна  ситуация,  когда предложение товара превысит планируемое потребление  по  данной  цене.  В  этом случае возникнет избыток предложения и изменятся планы продавцов.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"