Рыночный механизм: определение, особенности и элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:28, лекция

Краткое описание

Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Файлы: 1 файл

Рыночный механизм.docx

— 40.50 Кб (Скачать)

Зависимость величины (объема) предложения от цен фиксируется  законом предложения. Закон предложения  формулируется следующим образом: величина (объем) предлагаемых товаров  находится в прямой зависимости  от цены единицы этого товара. Величина (объем) предложения возрастает с  увеличением цены и падает при  ее снижении.

Таким образом, закон предложения выражает связь  между рыночными ценами и количеством  товаров или услуг, которые производители  желают предложить. Такая зависимость  между ценой и предложением обусловлена  двумя основными причинами. Во-первых, чем выше цена, тем больше выручка и прибыль продавца, т.е. появляется стимул для него наращивать производство. Во-вторых, при высокой цене появляются новые заинтересованные производители, предлагающие свои товары для получения прибыли.

Закон спроса имеет  графическую интерпретацию в  виде кривой предложения, имеющей положительный  наклон. В отличие от кривой спроса, кривая предложения поднимется слева  направо. Она наглядно демонстрирует  закон предложения: чем выше цена единицы товара или услуги, тем  больше величина предложения. Кривая предложения  отражает взаимосвязь количества предложения  продукции и их цен. Каждая точка  на кривой предложения характеризует  конкретное количество предложенного  товара или услуги при данной цене товара.

Как и в случае со спросом, следует различать изменение  предложения и изменение величины (объема) предложения.

Предложение, по существу, представляет собой функцию, выражающую зависимость величины (объема) предложения от значения цены при  неизменности прочих факторов. Величина (объем) предложения – это количество единиц определенного товара, которое  отдельный производитель (индивидуальное предложение) или вся совокупность покупателей (рыночное предложение) готовы приобрести за некоторый период.

Величина (объем) предложения меняется тогда, когда  изменяется цена товара (на графике  – движение по одной и той же кривой предложения).

Изменение предложения  происходит тогда, когда изменяются прочие факторы, которые раньше принимались  за постоянные. В их числе можно выделить:

  • Цены на производственные ресурсы. Могут либо стимулировать наращивание предложения (если они снижаются), либо препятствовать этому (если они растут).
  • Изменения в технологии производства. Совершенствование технологии позволяет с меньшими затратами произвести единицу продукции, что приводит к снижению издержек производства и увеличению предложения.
  • Государственная политика в области налогообложения и субсидирования. Налоги увеличивают издержки производства и уменьшают предложение. Субсидии снижают издержки производства и увеличивают предложение.
  • Ожидания. Ожидания изменения цены продукта в будущем могут повлиять на желание производителя поставлять его на рынок в настоящее время.

Зависимость величины (объема) предложения от определяющих его факторов называют функцией предложения. Для анализа предложения используют показатель эластичности.

Эластичность  предложения измеряет степень изменения  величины (объема) предложения в  зависимости от увеличения цены. Коэффициент  эластичности предложения рассчитывается как отношение изменения величины (объема) предложения товара к изменению  цены этого товара.

Эластичность  предложения зависит от ряда факторов. Это резервы производственных мощностей; уровень товарных запасов; количество времени у производителей для  того, чтобы отреагировать на изменение  цен (чем больше свободных мощностей, запасов и времени, тем больше и возможность увеличить предложение).

Предложение, поскольку  оно связано с изменением производственного  процесса, медленнее адаптируется (приспособляется) к изменению цены, чем спрос. Поэтому  фактор времени является важнейшим  в определении показателя эластичности.

Обычно при  оценке эластичности предложения рассматриваются  следующие временные периоды: мгновенный, краткосрочный, среднесрочный и  долгосрочный.

Мгновенный период характерен тем, что реализации подлежит уже произведенный товар. Товар  поступает в продажу по установившейся рыночной цене, т.е. предложение здесь  должно подстраиваться под спрос.

Под краткосрочным  понимается период, недостаточный для  осуществления производителем каких-либо изменений в объеме выпускаемой  продукции. Например, садовод, вырастивший  яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. Предложение  в этом случае является неэластичным.

Среднесрочный период достаточен для расширения или  сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.

Долгосрочный  период характерен тем, что производитель  в состоянии изменить свои производственные мощности, осуществить структурную  перестройку производства, обновить оборудование. Он также предполагает приток в отрасль новых фирм при  расширении спроса или их уход при  условии сокращения спроса на данную продукцию. Эластичность предложения  в этом случае достигает максимальной величины.

Взаимодействие  спроса и предложения. Равновесие на рынке. Равновесная цена

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, что, в конечном счете, предполагает определенное соотношение спроса и предложения. Анализ спроса и предложения на отдельных рынках рассматривает микроэкономика, спрос и предложение во всей рыночной экономике, на всем национальном рынке исследует макроэкономика.

Если интересы производителей и потребителей совпадают, достигается равновесие рынка. Его  можно определить как ситуацию на рынке, когда величины предложения  и спроса совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя  и производителя цене. Экономический  смысл данного равновесия заключается  в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство  их возможностей и желаний. Равновесие – закон для каждого конкурентного  рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом.

В силу увеличения или уменьшения спроса и/или предложения  происходят изменения в равновесных  количествах товаров и равновесных  ценах. В результате взаимодействия спроса и предложения или взаимодействия цены спроса и цены предложения устанавливается  рыночная цена. Она фиксируется в  точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка  называется точкой равновесия, а цена – равновесной. Только в точке  равновесия цена устраивает одновременно и покупателя, и продавца. Действительно, производителям невыгодно дальнейшее повышение цены и увеличение объемов  предложения, поскольку тогда товар  не найдет спроса. Потребитель тоже не должен рассчитывать на снижение цен, поскольку это противоречит интересам  производителей.

Если рыночная цена ниже равновесной, то возникает дефицит, при котором величина спроса превышает величину предложения. Когда же рыночная цена выше цены равновесия, тогда возникает избыток товаров, при котором объем предложения превышает объем спроса. Другими словами, когда рыночная цена выше равновесной, это приводит к образованию излишков и неудовлетворенности продавцов. Занижение цены, наоборот, ведет к образованию дефицита и неудовлетворенности покупателей. Товарные запасы увеличиваются, затоваривание оказывает понижающее давление на цену. Это результат того, что у продавцов возникают сложности с реализацией продукции, что приводит к сокращению величины предложения и вызывает конкурентное понижение цены продавцом до равновесной цены.

Таким образом, равновесная цена – это цена, при которой количество товара, предложенного  на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос. Другими  словами, равновесная цена – это  цена, при которой величина спроса со стороны покупателей совпадает  с величиной предложения со стороны  продавцов.

Если цена поднимется выше точки равновесия, она будет  стимулировать наращивание производства. Между производителями данного  вида товара начнется конкуренция, в  результате которой образуется избыток  товара и цена на него начнет снижаться, приближаясь к точке равновесия. Наоборот, если цена окажется ниже точки равновесия, она обострит конкуренцию между покупателями. Это приведет к повышению цены, расширению производства и возвращению цены к равновесной цене. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

механизмы формирования цен:

  1. маркетинговый, при котором цены формируются с учетом спроса и предложения. При маркетинговом подходе действует стихийно-рыночный механизм формирования затрат. Его экономическое содержание определяется необходимостью выживания в конкурентной борьбе посредством увеличения массы прибыли, а также независимостью товаропроизводителей в формировании «портфеля заказов» и стоимостных показателей (цен) и полным отсутствием воздействий правительства на принятие решений по ценам;
  2. нормативный, при котором цены формируются в рамках нормативных актов (методик, директив, законов, постановлений, распоряжений) и на основе известных нормативов себестоимости и рентабельности (или параметров цен). Формирование цен при таком механизме осуществляется или нормативным, или параметрическим, или нормативно-параметрическим методом. Нормативный механизм предполагает преимущественно директивное регулирование, основу которого составляет планирование с зачетом достигнутых предприятием результатов, при этом нормативно определяются не только издержки производства и реализации, но и желаемые размеры их снижения;
  3. механизм комбинированного (смешанного) типа с различной степенью преобладания маркетингового или нормативного подхода:
  4. маркетингово-нормативный механизм, действующий на базе маркетингового подхода с использованием нормативных элементов (с применением методов расчета цен – полных, прямых или предельных затрат; на базе стандартных или нормативных издержек производства; на базе целевой или нормативной величины прибыли), функционирует в условиях независимости товаропроизводителей в формировании стоимостных и натуральных показателей, однако предполагает вмешательство правительства в принятие решений по ценам;
  5. нормативно-маркетинговый механизм формирования цен, возникающий на базе нормативного подхода с элементами маркетингового, предусматривает ослабление функции правительственного регулирования цен и ориентацию на их либерализацию.
 

Система цен – это совокупность различных цен, используемых всеми отраслями народно-хозяйственного комплекса страны: промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, связью, торговлей, здравоохранением, культурой, образованием и др.

Все действующие  в экономике страны цены взаимосвязаны  и образуют единую систему, которая  находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов и в некоторой степени  мер государственного регулирования  цен. Ведущую роль в рассматриваемой  системе играют цены продукции базовых  отраслей промышленности (нефтяной, угольной, газовой, энергетической, металлургической, машиностроительной).

Поскольку цены взаимосвязаны, то изменение цен, например, энергоносителей оказывает существенное влияние на издержки в большинстве отраслей национальной экономики и соответственно отражается на уровне цен производимой ими продукции. Динамика цен продукции сельского хозяйства воздействует на цены в легкой и пищевой промышленности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  конкуренции и ее значение. Конкуренция (от лат. сталкиваться) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропр-лями  за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хоз. обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покуп-кий спрос.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют Друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса, В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции. В "Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 гг." подчеркивается, что развитие предпринимательства, либерализация цен и внешней торговли создали определенные предпосылки для развития конкуренции. Однако реализация этих предпосылок не всегда ведет к заметным сдвигам в формировании конкурентной среды в силу ряда противодействующих тенденций. К их числу относится стремление многих хозяйствующих субъектов, органов управления к сохранению монополизма. В связи с этим стратегическим направлением деятельности в области антимонопольной политики считается формирование полноценной конкурентной среды, ориентированной прежде всего на качественные стороны функционирования экономики.

Информация о работе Рыночный механизм: определение, особенности и элементы