Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:29, курсовая работа
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
раскрыть сущность понятия рыночной системы хозяйствования;
проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Рыночная система: понятие, основные элементы, функции, структура 4
2. Эволюция рыночной системы: история возникновения и развития 8
3. Сравнительные характеристики основных моделей рыночной экономики 12
3.1. Зарубежные модели рыночной экономики 12
3.2. Белорусская модель развития экономики 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Таким образом, рыночная экономика представляет собой такую форму организации хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех хозяйствующих субъектов и решение трех основных проблем экономики обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов. Отличительной особенностью рыночной системы является ее способность перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий.
Существует мнение, что рынок возник и развился в Западной Европе стал ее достоянием и начал шествие по всем континентам примерно с XII в. На протяжении более чем 200 лет он дискутировался в работах таких ученых, как А. Смит, К. Маркс, М. Вебер, В. Ленин, Э. Дюркгейм, У. Ростоу, Д. Норт, Р. Томас, М. Холтон, Ф. Бродель и продолжает дискутироваться по сей день в западной литературе.
Предпосылки, обусловившие вхождение рыночной системы в Западной Европе из стадии возникновения в стадию становления, или переход от рынка к рыночной экономике, можно структурировать следующим образом:
уровень развития культуры, в том числе экономической, способствовал возникновению различных форм собственности (частной, коллективной) и хозяйствующих субъектов, их законодательному и религиозному объяснению (работы Б. Спинозы, Н. Маккиавелли, Ф. Аквинского, М. Лютера, Ж. Кальвина, Дж. Локка, Д. Норта, Я. Гуса и др.);
наследование римского права, положенного в основу сначала королевского, а затем буржуазного законодательства, послужило регулированию частнособственнических отношений;
государство сыграло роль в реализации нормативного порядка и формировании рыночной экономики. "Дорога к свободному рынку, - отмечал историк К. Поланьи, - была проторена и поддерживалась открытой огромными усилиями последовательного, централизованного и контролируемого интервенционизма" (Д. Норт, Р. Томас);
протестантская этика в контексте иудейско-христианской религии отразила потребность в религиозном объяснении и поддержке новых рыночных отношений и их субъектов (М. Вебер);
продолжилось развитие науки и техники, произошло отделение производственных предприятий от домашнего хозяйства (К. Маркс, В. Ленин, Ф. Бродель, М. Холтон);
происходило развитие западных городов, а затем и национальных государств как следствие развития локальных и национальных рынков (М. Вебер, Ф. Бродель).
Рынок есть инструмент, с помощью которого хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность. Одновременно с точки зрения исследования рыночной системы он является "клеточкой", из которой строится и вырастает рыночная система. Появление и становление рынка свидетельствует, что процесс возникновения рыночной системы завершился. Иначе говоря, из стадии возникновения рыночная система переходит в стадию становления.
Любая система проходит путь развития, включающий этапы возникновения и становления, периоды зрелости, регрессивных преобразований и исчезновения.
Рисунок 1 - Стадия развития системы
Примечание - Источник: [19, с. 114].
Возникновение и становление можно рассматривать как прогрессивные изменения системы, процесс ее организации. Регрессивные преобразования отражают процесс дезорганизации системы. Стадия зрелости характеризует стационарное состояние системы, когда процессы организации и дезорганизации уравновешивают друг друга. Регрессивные преобразования происходят в период, когда элементы новой возникающей системы начинают "перевешивать" элементы старой системы, идущей к "закату".
Становлению системы предшествует возникновение множества взаимодействующих качественно тождественных элементов. Когда они "замыкаются на себя", появляется новая система. "Замыкание" означает, что качественно тождественные элементы тесно связаны друг с другом, обслуживают друг друга, обмениваются энергией, информацией и существуют уже независимо от материи, их породившей. Таким образом рождается новая система.
В стадии становления происходит рост количества качественно тождественных элементов. Но пространство ограничено, и, для того чтобы существовать, эти элементы (и их функции) должны дифференцироваться, иначе между ними разгорится борьба за выживание, в которой победит сильнейший.
Элементы, которые дифференцируются, начинают обслуживать определенные функции системы и ее элементов. Образуются тесные субординационные и координационные связи в усложняющейся системе. Функции многих элементов и они сами могут реализоваться только в данной системе.
Система вступает в стадию зрелости, когда формируется настраивающий механизм, обусловленный необходимостью настройки системы. Последняя постепенно выходит из равновесия в результате превращения элементов в свою противоположность, создаются зачатки более высокой системы, а прежняя теряет динамику.
Стадия регрессивных преобразований наступает при достаточном накоплении новых элементов, позволяющем говорить о возникновении новой системы. Но старая система все еще существует наряду с вновь возникшей.
Стадия исчезновения означает, что прежняя система исчерпала себя или превратилась в элемент вновь возникшей системы.
Можем ли мы определить время вступления рыночной системы в стадию становления, следующую за стадией возникновения? Французский историк Ф. Бродель, основываясь на анализе материалов исследований ряда ученых, заключил: "Цены, начиная с XII в., - цены колеблющиеся: доказательство того, что наличествуют уже "современные" рынки".
Рыночная система должна войти в стадию становления, чтобы продолжить развитие (как и любая другая система), накопить большее количество тождественных элементов (продавцов и покупателей). Этот процесс проходил в Западной Европе в XII-XIX вв. Но наступил момент, когда не осталось свободного экономического пространства. Началась борьба за подчинение слабого более сильному. Компании сливались, возникали монополии. Система утратила динамическое равновесие.
Таким образом, свобода (свобода продавца и покупателя) породила монополию, подтвердив неизбежность превращения элементов в свою противоположность. Системе понадобился механизм настройки, в противном случае она могла погибнуть.
Государственное вмешательство в экономику существует столько же, сколько само государство, но его характер изменился с появлением монополий. Роль настраивающего механизма в рыночной системе начинает выполнять государство, осуществляя так называемое государственное регулирование (в рациональном смысле слова). Возникновение монополий, т.е. превращение элементов в свою противоположность, а также появление настраивающего механизма в системе четко обозначили границу перехода системы в стадию зрелости.
В США вмешательство государства в экономику в виде настраивающей системы, разбивающей элементы противоположной системы, началось с принятием Акта Шермана (1890). В последующие годы был принят ряд законов, названных Антитрестовским (антимонопольным) законодательством.
В XX в. механизм государственного вмешательства в экономику усложнился, пополнившись тремя блоками настройки рыночной системы:
антикризисным (антициклическим), основы функционирования которого заложил в 1930-1940 гг. Дж.М. Кейнс;
социального регулирования, суть которого отражают идеи реформизма и концепция государства благосостояния. Идеи социальной политики получили развитие в начале XX в. в Великобритании, Германии и России, а позднее - в США;
регулированием отрицательных "внешних эффектов" (речь о них пойдет дальше).
При вступлении рыночных государственно оформленных систем в стадию зрелости, на которой вмешательство государства обеспечивает им динамическое равновесие, экономика из чисто рыночной превращается в экономику рыночного типа.
Следует отметить, что рыночные системы проходили все стадии развития, будучи государственно оформленными. Более того, сами государства как институты сыграли весьма важную роль в формировании рыночной экономики, ее структуры и инфраструктуры.
В рамках стадии зрелости государственно оформленных рыночных систем с экономикой рыночного типа начинается развитие стадии становления, но уже мировой рыночной системы, т.е. происходит возвращение "по спирали", на качественно более высоком уровне, к стадии становления рыночной системы.
Таким образом, рыночная система прошла в своем развитии три стадии: возникновения (рынок), становления (рыночная экономика) и зрелости (экономика рыночного типа). Начав формировать элементы более высокой индустриальной системы*, подготавливая следующую стадию развития - период регрессивных преобразований, который в рыночной системе носит название рыночно-индустриального (в государственно оформленных рамках), рыночная система уходит от противоречий за счет своего расширения. Она преодолевает национальные рамки, возвращаясь к стадии становления рыночных систем, но на качественно новом уровне - формирования мировой рыночной экономики, как бы спускаясь к исходному пункту. Здесь в новом качестве вновь проявляются некоторые стороны и моменты исходного состояния - рыночной экономики. Но если изначально рынок, втягивая в себя домашние хозяйства и отделяя от них производственные единицы, формировал национальную рыночную экономику, то при повторе, в современных условиях, становление и развитие мирового рынка обусловливает втягивание национальных экономик. Происходит отделение транснациональных корпораций от национального хозяйства, и увеличение их открытости ускоряет формирование единого мирового хозяйства и геоэкономики.
В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей рыночных систем в развитых странах:
Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.
Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.
Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.
Американская модель
Для США характерно прогнозирование и стратегическое планирование. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений. При разработке стратегического плана учитывается ряд важнейших факторов: технологические, экономические, социальные, политические, рыночные, международные, конкурентные.
Система стратегического планирования рассматривается как совокупность подсистем. Выделяются три уровня прогнозных исследований:
прогнозирование в системе государственного регулирования;
внутрифирменное планирование;
коммерческое прогнозирование.
На уровне государственного регулирования выделяют два основных вида государственных подразделений - федеральные, а также штаты, и местные органы власти. Система государственного регулирования состоит их многих звеньев:
регулирующий механизм федерального правительства;
механизм штатов и местных органов власти;
государственный инструментарий экономического регулирования (федеральный бюджет, налоговая система, механизм кредитно-денежной политики);
аппарат административно правового регулирования деятельности различных отраслей экономики.
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством, прежде всего, для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста. Система государственных финансов США отражает трехступенчатую организацию государственной власти. Соответственно имеется и три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных органов управления. Федеральные расходы составляют примерно 60% общегосударственных расходов. Около 40% государственных расходов осуществляется через бюджеты штатов и местные органы власти.
В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Для этого она наращивает расходы на НИОКР в области новейших технологий, оказывает финансовую помощь ученым, инженерам.
Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.
В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система (ФРС), выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.
В США целый ряд отраслей именовался «регулируемыми», потому что в отношении их действовал особый правовой режим. Так, в начале 80-х гг. федеральные органы контролировали параметры ценообразования, производства продукции в отраслях на которые приходилось около 24% ВНП (гражданская авиация, железные дороги, автомобильный грузовой транспорт, телефонная связь были национализированы). Но регулирование отраслей все больше оказывалось направленным в пользу производителей, а не потребителей. Поэтому к 2009 г. все больше в США стало осуществляться «дерегулирование», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность [1, c. 124].
Информация о работе Рыночная система и её эволюция. Модели рыночной экономики