Роль и место России во всемирном хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Цели курсовой работы: Рассмотреть явление международной экономической интеграции и обозначить место России в структуре всемирного хозяйства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Исследовать явления международной экономической интеграции и международного разделения труда;
2. Рассмотреть основные геоэкономические направления международного сотрудничества России;
3. Обозначить вариативные сценарии развития внешней торговли России до 2025г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1. Международная экономическая интеграция: сущность, цели и
факторы развития, этапы…………………………………………………………….5
2. Международное разделение труда. ……………………………………….9
3. Роль и место России во всемирном хозяйстве……………………………14
3.1 Россия и ВТО…………………………………………………………...…14
3.2 Геоэкономические направления международного
сотрудничества России………………………………………………………….….17
3.3 Россия в мировых инвестиционных потоках……………………….….23
3.4 Вариативные сценарии развития внешней торговли России
до 2025 г ……………………………………………………………………….…..25
Заключение…………………………………………………………………..31
Список использованных источников ………………...………………….…33

Файлы: 1 файл

курсовик ЭТ.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

     - Отток прибыли от деятельности  российских филиалов западных  компаний за рубеж на счета  их центральных управляющих структур  с целью выплаты дивидендов;

     - ВТО фактически запрещает проводить  промышленную политику, то есть  политику целенаправленного и прагматичного протекционизма;

     - По условиям вступления в ВТО Россия должна снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10 процентов;

     - Таможенные пошлины формируют до 37% федерального бюджета. При вступлении в ВТО России придется пойти на смягчение таможенного режима, что может отрицательно сказаться на наполняемости бюджета;

     - Российская промышленность получает выходы на рынки, которые ей сейчас все равно «не по зубам», поэтому не сможет воспользоваться открывающимися возможностями, какими бы радужными не были перспективы;

     - Страна станет еще более зависимой от импорта продовольствия. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с отечественного рынка будет очень сложно;

     - Резкое усиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке, которое может привести к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, еще более усилится сырьевая специализация России.

     Выгоды  и преимущества для России от вступления в ВТО:

     - Современная экономика может эффективно развиваться только при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. И ВТО играет не последнюю роль при определении правил игры на этом рынке;

     - В качестве члена ВТО Россия  сможет использовать специальный  механизм для более эффективного разрешения торговых споров;

     - Ослабление дискриминации России  на международных рынках, распространение  принципа наибольшего благоприятствования;

     - Повышение конкуренции на внутреннем  рынке заставит бизнес больше  вкладывать в развитие и переоборудование производства, повышение конкурентоспособности своей продукции;

     - Россия получит выходы на новые  рынки, которые сегодня фактически закрыты;

     - Повышение прозрачности бизнеса за счет адаптации нашего законодательства к международным нормам.

     Сопоставляя возможные выгоды и ущерб, нетрудно заметить, что возможный ущерб более осязаем, в то время, как выгоды и преимущества не всегда очевидны и их сложнее оценить количественно. В некотором смысле Россия вынуждена поменять синицу в руках на журавля в небе.

     С другой стороны, вступление в ВТО  неизбежно по ряду причин, в том  числе политических, а также чтобы  не усиливать экономическую изоляцию России в будущем и не закрепить  окончательно статус сырьевого придатка Запада – поэтому именно сейчас российским предприятиям важно успеть как можно лучше подготовиться к грядущим переменам в экономике страны. 

     3.2 Геоэкономические направления международного сотрудничества России.

     Наиболее  ярким примером международной экономической  интеграции можно назвать Евросоюз. ЕС – могучая экономическая сила. На долю ЕС приходится существенная часть мирового ВВП и международной торговли (соответственно 23 и 24%). Внутри союза созданы наднациональные интеграционные институты, складывается единое правовое пространство. Граждане наднациональных государств-членов являются одновременно гражданами ЕС. Завершено строительство Единого внутреннего рынка – пространства, где существует «четыре свободы» (свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей). Образован экономический и валютный союз с единой коллективной валютой – евро. Проводится общая политика в основных областях социально-экономической жизни. Всё более весомой становится внешняя политика и политика в области безопасности.

     Отдельные отечественные специалисты считают, что в геоэкономическом векторе развития России европейский азимут явно обозначен в качестве приоритета. Признавая на словах, что формирование общего экономического пространства в Европе не предполагает вступления РФ в Европейский союз, они, тем не менее, убеждены в том, что стратегия отношений с ЕС должна заключаться в последовательном создании зоны свободной торговли, таможенного союза, экономического и валютного союза. Фактически такая стратегия нацелена на присоединение России к единой Европе в качестве ассоциированного члена.

     Позиция России в данном вопросе изложена в «Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 годы)», которая одобрена Президентом России. В соответствии с этим документом партнерство с ЕС намечается строить на базе договорных отношений, главным образом на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), вступившего в силу в 1997 г. В Стратегии подчеркивается, что ее задачей не является присоединение или «ассоциация» России с ЕС. Пересматривать эту позицию вряд ли оправданно.

     Возможность ассоциированного членства в ЕС предполагает одностороннее восприятие Россией европейского законодательства без участия в его выработке и, соответственно, утрату самостоятельности в проведении внутренней экономической политики. Поэтому скорее, речь может идти об использовании в полной мере положений имеющегося соглашения о партнерстве и сотрудничестве, а также об изучении возможностей продвижения к зоне свободной торговли после вступления России в ВТО.

     Практика  последнего времени показывает, что  ЕС неохотно идет на открытие своих  рынков перед российскими производителями, опасаясь конкуренции с их стороны. Страны ЕС предъявляют к России претензии, говоря об излишней закрытости российского рынка и чрезмерном протекционизме, о несовершенстве законов, коррупции и воровстве, препятствующих цивилизованной политике инвестиций. В свою очередь Россия осуждает ЕС за дискриминацию по отношению к российскому экспорту товаров и капиталов, излишнюю строгость антидемпинговых мер и иные внешнеторговые ограничения, оставшиеся со времен "холодной войны".

     После принятия ЕС решения о предоставлении России статуса страны с рыночной экономикой, в регламенты Евросоюза, относящиеся к подобным странам, перенесены положения, которые закреплены в регламентах, касающихся нерыночных экономик. В частности, устанавливается, что при проведении антидемпинговых расследований могут использоваться «суррогатные» цены (цены третьих стран) и мировые цены, если подразумевается, что отечественная цена товара искусственно занижена, обмен товаром в стране в значительной части осуществляется по бартеру или в процессе его переработки имеют место некоммерческие расчеты. Указывается, что антидемпинговые санкции, которые обычно вводятся в отношении отдельных предприятий, могут применяться и в отношении страны в целом. Хотя в этих нововведениях в регламенты Россия прямо не упоминается, адресат их очевиден. В связи с регулированием цен на товары и услуги естественных монополий и сохранением бартерного обмена в нашей стране под дискриминационные положения регламентов могут подпадать фактически все российские предприятия-экспортеры.

     За  последние годы в экономических отношениях России с ЕС возник ряд принципиально новых и далеко непростых проблем, очевидно осложнивших перспективы российско-европейского сотрудничества. Самая первоочередная из этих проблем - рамки взаимодействия с Евросоюзом после расширения в мае 2004 г. его масштабов за счет вступления новых членов и увеличения числа стран-участниц с 15 до 25. В преддверии расширения ЕС твердо заявлял о том, что на отношения России с присоединяющимися странами должны быть в полном объеме распространены положения СПС. Россия, со своей стороны, подчеркивала, что, пойдя на пространственное расширение сферы действия СПС, она потеряет те льготы, которые имела в торговле с бывшими странами-членами СЭВ – Польшей, Словакией и Чехией, в результате чего ее экономические потери могли бы составить, по разным оценкам, от 150 до 300 млн. евро в год. Разногласия в подходах к режиму дальнейшего взаимодействия достигли такой степени остроты, что главы дипломатических ведомств ЕС приняли в феврале 2004 г. специальную резолюцию, требующую от России безоговорочного принятия выдвинутых Евросоюзом условий. Россия была вынуждена согласиться распространить положения СПС на новых членов ЕС и предложила продолжить диалог о предоставлении ей Евросоюзом соответствующих компенсаций.

     Вторая  основная проблема во взаимоотношениях России с ЕС – нахождение компромисса в энергодиалоге, линия Евросоюза в котором претерпела серьезную эволюцию. В конце прошлого века ЕС, как известно, выступил с инициативной налаживания широкомасштабного сотрудничества в сфере энергетики, целью которого являлось бы осуществление Россией поставок энергоносителей в единую Европу на стабильной основе в обмен на инвестиции, новейшие технологии и управленческий опыт (так называемый «план Проди»). Однако в дальнейшем эта инициатива в плоскость практических договоренностей не перешла.

     И, наконец, третья крупная проблема –  налаживание интеграционного взаимодействия между Россией и ЕС, контуры  которого продолжают обсуждаться в  режиме постоянного диалога с 2001 г. Речь идет о создании общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) и зоны свободной торговли.

     Само  собой, последствия перехода к режиму свободной торговли с ЕС должны быть достаточно достоверно спрогнозированы  как с точки зрения расширения притока импортных товаров и  услуг на российский рынок, так и в плане уменьшения таможенных доходов бюджета, за счет которых в настоящее время осуществляется финансирование реального сектора и социальных программ. Последнее особенно важно потому, что на Евросоюз приходится почти две пятых внешнеторгового оборота России и, следовательно, примерно такая же часть поступлений от взимания таможенных пошлин.

     Непростые вопросы, стоящие на повестке дня  в отношениях с объединенной Европой, не дают оснований рассчитывать на то, российско-европейское сотрудничество в ближайшем и более отдаленном будущем будет развиваться безоблачно и только по восходящей линии. Евросоюз, если судить  по практическим действиям его комиссий в последние годы, не склонен рассматривать нашу страну как равноправного партнера и считает вполне допустимым осуществлять в отношении нее определенный диктат. В этих условиях России предстоит приложить серьезные усилия к отстаиванию своих интересов и находить такие развязки возникающих проблем, которые сводили бы к минимуму возможное негативное влияние на ее экономику изменений в режиме взаимодействия с Европой, включая и его интеграционный аспект. Уже сегодня следовало бы с учетом имеющегося опыта начать готовиться к дальнейшему расширению ЕС, которое может обернуться возникновением новых трудностей в сфере экономических отношений с ним.

     Азиатско-Тихоокеанский  мега-регион - совокупность стран Азии, Северной и Южной Америк, Австралии  и Океании,  расположенных по окружности Тихого океана, справедливо рассматривается  как единая геоэкономическая зона. В начале XXI века он сохранил свою роль  самого быстроразвивающегося  района мира. Достаточно отметить, что в АТР входят три из четырех мировых центров силы (по определению российского Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования - ЦМАК) – США, Япония и Китай, четвертый центр – Европейский Союз.

     После вступления в 1998 г. в форум Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество (АТЭС) Россия получила важный шанс не только обозначить свою роль в Азиатско-Тихоокеанском  регионе, но и значительно расширить  внешнеэкономические связи, в первую очередь в интересах ускоренного развития дальневосточных и сибирских районов страны, более активно подключиться к глобальным процессам экономического развития.

     Экономический потенциал данного мега-региона  и его место в мировой экономике  и торговле в первую очередь определяется странами, объединяемыми АТЭС. Этот форум включает 21 страну и территорию с совокупным ВВП порядка 19,3 трлн. долларов. На их долю  приходится более 40% мирового экспорта и 43% мирового импорта. Объемы внутрирегиональной торговли превышают 70% внешнеторгового оборота стран-участниц форума.

     В торговле России с экономиками АТЭС в целом и большинством стран  – членов Форума в отдельности  сложился постоянный и значительный положительный баланс - превышение российского экспорта над импортом  составляет от 1,5 до 3 раз. Устойчивый дефицит в торговле отмечен лишь с четырьмя тихоокеанскими странами: Канадой, Австралией, Новой Зеландией и Индонезией. Это на деле означает масштабный вывоз из России сырья и полуфабрикатов.

               Внешняя торговля России с экономиками АТЭС  в значительной мере замкнута на четыре  страны: США, Китай, Японию и Республику Корея. Их доля в суммарном обороте торговли Россия – АТЭС  практически остается неизменной  (около 85%), при этом удельный вес Китая возрос  (до 31,4%) при некотором сокращении доли США (31,9%) и Японии  (15,7%).

     Товарная  структура торговли России не претерпела существенных изменений и основывается на сырьевом экспорте. В среднесрочной  перспективе вряд ли можно рассчитывать на  значительное  увеличение удельного веса машиностроительной продукции в российском экспорте в азиатско-тихоокеанские государства.

     В этих условиях в среднесрочной перспективе  одним из немногих резервов расширения машиностроительного экспорта из России в тихоокеанские страны являются поставки вооружений. К 2000 г. доля Российской Федерации в мировом экспорте вооружений достигла почти 30% - до одной трети поставок осуществляется в страны Восточной Азии. Кроме того, имеются возможности расширения поставок в отдельные государства АТР оборудования и услуг для  атомных электростанций (удельный вес России в мировом экспорте по этим позициям оценивается в 11%).

Информация о работе Роль и место России во всемирном хозяйстве