Роль и функции рынка в общественном воспроизводстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:17, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является комплексное исследование сущности рынка и его роли в общественном воспроизводстве экономики.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
исследованы сущность и функции рынка;
сформулированы принципы рыночной экономики;
рассмотрено государственное регулирование рынка.

Оглавление

Введение
1. Особенности рынка
1.1. Понятие рынка
1.2. Условия возникновения рынка
1.3. Сущность, основные признаки и функции рынка
1.4. Важнейшие функции рынка
1.5. Основные признаки рынка
1.6. Рыночный механизм и его элементы
2. 3.Цель и методы государственного регулирования в рыночной экономике
2.1. Функции государственного регулирования.
2.2. Методы государственного регулирования рыночной экономики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 71.54 Кб (Скачать)

4. Рынок потребительских  товаров

На нем взаимодействует  все население с производителями  и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка  зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Это сосудистая система общества, посредством которой  обеспечивается доставка всего необходимого человеку для жизнедеятельности, в  соответствии с его покупательской способностью.

5. Рынок информационных  материалов и информационных  услуг

Для рыночного хозяйства  достаточно высокая степень неопределенности. Затраты и выгоды, влияющие на решения, связанные со спросом и предложением, это всегда ожидаемые затраты  и выгоды. Производители и потребители, продавцы и покупатели принимают  решения, исходя из ожидаемых условий. Качество принимаемого решения тем  выше, чем больше информации имеется  при принятии решения.

Основной способ избежать ошибочного решения - получить больше информации прежде, чем начать действовать. На рынках, где информации недостаточно, появляются посредники, которые собирают и продают информацию, создаются  фирмы, специализирующиеся на сборе  информации о спросе и предложении. Информация - это дорогое благо. Вы хотите продать дом по самой высокой цене. Вам надо найти того единственного покупателя, который готов заплатить такую цену. Без посредника не обойтись ни продавцу, ни покупателю. В предполагаемой сделке они оба могут выиграть от его услуг. Посредник сведет их, предоставит в их распоряжение необходимую информацию.

Человек оказался без работы. Он может искать ее сам, а может  обратиться к посреднику. Работодатели в свою очередь обращаются в агентства. Выгодно обеим сторонам.

Для успешной конкуренции  на рынке любой фирме, прежде всего, необходим точный и тщательный анализ круга покупателей и их потребностей. Надо знать:

- кто готов купить данный  товар или услугу;

- почему потребитель будет  покупать именно ваш товар  или услугу;

- в каком виде потребитель  желает получать ваш товар;

- в какое время он  намерен покупать ваш товар;

- где он хотел бы  покупать ваш товар;

- какими партиями и  как часто он готов покупать  ваш товар и т.д.

Надо знать емкость  рынка и многое другое. Способность  рынка дешево производить высококачественную информацию является его важнейшим  достоинством. Информация - это сведения о том, что и при каких обстоятельствах  хотят делать другие. От услуг посредников  в информации зависит благосостояние людей в большей мере, чем мы это полагаем.

В последние десятилетия  быстро формируется рынок информации и информационных услуг. Развернулась торговля научно-техническими разработками, программно-математическим обеспечением для ЭВМ, интеллектуальной продукцией.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

Цена - это язык рынка, его  сигнальная система. Система цен  в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это  ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В цене находят отражение все три подхода к установлению стоимости товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение. Стихийное действие предпринимателей приводит к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая "невидимая рука", о которой писал еще Адам Смит: " Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входит в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им".

В современных условиях экономика  управляется не только "невидимой  рукой", но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

Регулирующая функция  рынка - самая важная. Она связана  с воздействием рынка на все сферы  экономики. Рынок дает ответ на вопросы: "Что производить? Как производить. Для кого производить. "Рынок немыслим без конкуренции.

Американские профессора экономики Кембелл Р. Макконнелл и Стенли Л. Брю утверждают, что "сущность конкуренции заключается в широком  рассредоточении экономической  власти внутри составляющих экономику  двух главных совокупностей - предприятий  и домохозяйств. Когда на конкретном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на цену" ("Экономика, принципы, проблемы и политика» Баку, 1992 г., т. 1, гл.3).

Широкое рассеивание экономической  власти, составляющее основу конкуренции, регулирует использование этой власти и ограничивает возможность злоупотребления  ею. Экономическое состояние препятствует экономическим единицам причинять  друг другу разрушительный ущерб, когда  они пытаются увеличить свою личную выгоду. Конкуренция устанавливает  пределы для реализации покупателями и продавцами их личного интереса.

Конкуренция предполагает свободу  вступления экономических единиц в  любую конкретную отрасль и свободу  выхода и нее. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла  надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в  ее постоянном стимулировании эффективности  производства.

Объектом конкуренции  являются цена с ее исходным базисом - издержками производства, качество продукта и дизайн. Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные  стороны:

1) она способствует развитию  научно-технического прогресса,  постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе  ее вымываются экономически неэффективные  производства, устаревшая техника,  некачественные товары;

2) она чутко реагирует  на изменение спроса, ведет к  удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде  случаев к их снижению;

3) в известной мере  выравнивает норму прибыли на  капитал и уровень заработной  платы во всех отраслях национальной  экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1) придает бизнесу определенную  нестабильность, создает условия  для безработицы, инфляции и  банкротства;

2) ведет к дифференциации  доходов и создает условия  для их несправедливого распределения;

3) ее следствием может  быть перепроизводство товаров  и не догрузка мощностей в  периоды производственных спадов.

 

2.Цель и методы государственного регулирования в рыночной экономике

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику  было различным на разных этапах ее становления и развития. Во всех экономических системах государство  регулирует экономику. Подобное регулирование  в современных рыночных условиях осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной  системе, тем не менее, экономическая  роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной  конкуренции. Государственное регулирование  экономики в условиях рыночного  хозяйства представляет собой систему  типовых мер законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями  в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической  системы к изменяющимся условиям. Основные функции государства: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; антимонопольное  регулирование; проведение политики макроэкономической стабилизации; деятельность в сфере  распределения доходов. Функции  определяют тот необходимый минимум  вмешательства государства, без  которого не может нормально функционировать  рыночный механизм.

В развитии экономики государств очень часто приходится корректировать те недостатки, которые имеет рынок.

1. Рынок не способствует  сохранению невоспроизводимых ресурсов  и защите окружающей среды;

2. Не может регулировать  использование ресурсов, принадлежащих  всему человечеству (запасы рыбы);

3. не создает стимулов  для пр-ва товаров и услуг  коллективного пользования;

4. не гарантирует права  на труд и доход;

5. не обеспечивает развития  фундаментальных исследований в  науке;

6. рынок подвержен нестабильному  развитию с присущими ему инфляционными  процессами.

Поэтому государство берет  на себя ответственность за создание относительно равных условий для  взаимного соперничества фирм, эффективной  конкуренции, за ограничение монопольного пр-ва.

Исторически сложились два  ведущих методологических подхода  к регулированию рыночной экономики:

1. Кейнсианская школа - за регулирование хозяйственного механизма;

2. Доктрины консервативного  направления, т. е. те, которые за невмешательство государства в экономическую жизнь.

Государственное регулирование экономики - целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешних рынков посредством микро- и макроскопических регуляторов целедостижения равновесного роста общей экономической системы.

Генеральные цели государственного регулирования:

1. Достижения экономической  и социальной стабильности;

2. Обеспечение национальных экономических Преимуществ;

3. Обеспечение экономической безопасности страны;

4. Адаптация рыночного механизма к различным целям.

Типы государственного регулирования:

1. Полный государственный монополизм в управлении народным хозяйством.

2. Различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов.

3. Крайний либерализм, признающий эффективность только частного предпринимательства (США).

Деятельность пр-ва:

1. Обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы;

2. Защита конкуренции;

3. Перераспределение доходов и богатства;

4. Корректировка распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.

5. Контроль уровня занятости и инфляции

6. Стимулирование эконом-го роста отраслей пр-ва.

Комплексное использование методов и инструментов государственного регулирования образует макромаркетинг национальной экономики. Он является комплексным методом, охватывающим одновременно все фазы воспроизводства и экономического роста территорий и региональных подсистем.

 

2.1.Функции государственного регулирования.

Рыночный механизм свободной  конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все  же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции  не срабатывает и требуется вмешательство  государства. Во-первых. Это правильная организация денежного обращения.

Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять  потребности, которые выражаются в  денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые  невозможно измерить в деньгах и  превратить в спрос. Речь идет об услугах  коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного  порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др. Здесь не обойтись без  вмешательства государства в  экономику.

В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В  процессах рыночного производства и потребления могут возникать  своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов. Что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров  и устранению последствий внешних  эффектов, составляют максимальные границы  его вмешательства в экономику  свободного рынка. Вместе с тем эти  функции образуют минимально необходимые  границы регулирования реального  рынка. Как видно, нерегулируемого  рынка вообще не бывает, ибо в  определенном воздействии со стороны  государства нуждается даже идеальный  свободный рынок.

Если обратиться к реальному  конкурентному рынку, то обнаружатся  новые области экономической  жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым  более широкое участие государства  в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально  допустимые границы вмешательства  государства в экономику. Обозначим  эти сферы.

Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной  конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности  вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие нетрудоспособные). Им нечего предъявлять а рынки  факторов производства, они не участвуют  в конкуренции, не получают никаких  доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны. Но не могут  найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или  иной фактор производства, рыночное распределение  не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение  доходов неприменимо к тем, кто  занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

Информация о работе Роль и функции рынка в общественном воспроизводстве