Роль государства в стимулировании научно-технического прогресса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотрение роли государства в стимулировании научно-технического прогресса.


Задачи:


- выявить роль НТП в жизни современного государства;


- рассмотреть основные направления стимулирования НТП;


- раскрыть роль государства в стимулировании научно-технического прогресса

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3


ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС – ОСНОВА РАЗВИТИЯ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА


ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СТИМУЛИРОВАНИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА


2.1 Внедрение НТП


2.2 Методы регулирования


2.3 Принципы экономического стимулирования НТП


2.4 Финансирование НТП


2.5 Кредитование НТП


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

контр.раб.грэ.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ  
 

ВВЕДЕНИЕ 3  

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ  ПРОГРЕСС – ОСНОВА РАЗВИТИЯ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА  

ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА  В СТИМУЛИРОВАНИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА   

2.1 Внедрение  НТП  

2.2 Методы регулирования   

2.3 Принципы экономического стимулирования НТП  

2.4 Финансирование  НТП  

2.5 Кредитование  НТП  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ  
 

Научно-технический  прогресс - использование передовых  достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей.  

Научно-технический  прогресс представляет собой взаимосвязанное  поступательное развитие науки и  техники, которое проявляется в  постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровне техники и технологии, а так же на применение новых приборов и оборудования. Он воздействует на преобразование и развитие средств труда и на взаимоотношение людей в процессе производства.  

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.  

В этих обстоятельствах  инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат «чистой  науки», полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске.

Экономический рост в большинстве стран основывается, прежде всего, на использовании открытых научных знаний и технологий, при  этом сфера исследований и разработок получает значительную по масштабам и разнообразную по методам государственную поддержку. Необходимость такой государственной поддержки подсказана и доказана экономической нестабильностью в стране, низкой и малоэффективной заинтересованностью частнопредпринимательского сектора в ведении и финансировании научно-технических исследований, требующих значительных средств на разработку этих проектов, производства, а затем успешного и крупномасштабного внедрения в экономику. Каждое государство, являясь объектом создания благоприятных экономических условий для осуществления инновационных процессов, индивидуально для своей страны внедряет и практикует такие меры стимулирования НТП, которые обязательно включают определенную систему национально-государственных научных приоритетов.  

Аксиомой является то, что активная роль государства в стимулировании научно-технического прогресса и инновационной активности в современной политике экономического роста, является неоспоримой.  

Тема работы: роль государства в стимулировании научно-технического прогресса.  

Объект исследования: государство и его роль в поддержке  инновационной деятельности.  

Предмет исследования: деятельность государства в области  научно-технического прогресса  

Цель данной работы: рассмотрение роли государства  в стимулировании научно-технического прогресса.  

Задачи:  

- выявить роль  НТП в жизни современного государства;  

- рассмотреть  основные направления стимулирования  НТП;  

- раскрыть роль  государства в стимулировании  научно-технического прогресса.  
 
 
 

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ  ПРОГРЕСС – ОСНОВА РАЗВИТИЯ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА  
 

Наука в современном  мире стала главным двигателем развития экономики, ее основной производительной силой. Научно-технический прогресс является сейчас основным фактором развития мировой экономики. На его долю приходится в развитых странах почти 90% прироста ВВП. Иными словами, экономический рост достигается сегодня по преимуществу за счет внедрения новых технологий, создания принципиально новых товаров и услуг.  

Поэтому от того, как организовано финансирование научных исследований, какие механизмы задействованы при внедрении достижений НТП в практику, зависит и вектор социально-экономического развития каждой конкретной страны.  

Необходимость комплексного подхода к созданию и внедрению новой техники, технологии и организации производства вносит существенные поправки в понятийный аппарат и систему управления производством. Разрозненные в прошлом проблемы, связанные с освоением новых видов продукции, новых машин и технологий, совершенствованием управления, трансформировались со второй половины XX в. в проблему ускорения научно-технического прогресса. Между современной наукой и производством устанавливается и развивается прямая, ранее практически отсутствовавшая кооперация. На ее основе научный продукт превращается в непосредственный производственный ресурс. Мероприятия по внедрению новой техники и технологии затрагивают все звенья производственного механизма и управления.  

- совершенствование  на научной основе системы  управления и организации производства;  

- изменение и  улучшение организации труда  и подготовки кадров;  

- совершенствование  системы ценообразования и системы  оценок эффективности производства  и т. д.  

При использовании  новых инженерных решений производство вынуждено опираться на научные  разработки в области экономики, социологии, математики, биологии и других наук. Тем самым понятие «внедрение новой техники», которое до недавнего времени использовали специалисты, расширилось и вошло составной частью в понятие «научно-технический прогресс», характеризующее развитие науки и техники и их практическое применение для решения поставленных социально-экономических и политических задач. Научно-технический прогресс, являясь способом непрерывного совершенствования всех сторон общественного производства на базе достижений науки и техники.

- фундаментальные  и прикладные исследования проблем  естествознания и общественного  развития;  

- доведение результатов  исследования до научно-технических  разработок, инженерных решений  и практического применения;  

- организацию на базе научно-технических разработок и инженерных решений производства новой техники, позволяющей решить комплекс социальных и экономических задач, стоящих перед каждым предприятием;  

- совершенствование  технических средств, форм и  методов организации труда, производства и управления;  

- расширение  сферы применения новой и прогрессивной  техники и организации производства, техническое перевооружение на  этой основе всего народного  хозяйства;  

- совершенствование  на прогрессивной научной основе структуры материального производства в рамках реализации научно-технического прогресса и достижения поставленных обществом целей;  

- техническое  перевооружение непроизводственной  сферы и быта, расцвет культуры.  

Таким образом, научно-технический прогресс представляет собой процесс взаимосвязанного поступательного развития науки, техники, производства и культуры, образующих единый комплекс: «наука - техника - производство – потребление». В целом научно-технический прогресс, в том числе развитие и практическое использование результатов гуманитарных наук, охватывает всю сферу человеческого сознания и направлен на совершенствование производительных сил и цивилизованных производственных отношений человеческого общества, характеризует современные формы культуры развития.  

В хозяйственном  управлении производством весь комплекс, охватываемый понятием «научно- технический  прогресс», можно условно разделить  на три этапа  

1) фундаментальные  научные поиски и разработки;  

2) прикладные  научные исследования, проектно-конструкторские и опытно-экспериментальные разработки;  

3) техническое  развитие производства на базе  достижений науки и техники.  

На первом этапе  научно-технического прогресса (в процессе научных поисков), как правило, решается лишь общая задача - разработка новых способов использования законов и сил природы. При этом время и место применения новой научной продукции обычно не определяются. Сами результаты научных поисков нередко предопределяют, где и когда их можно использовать.  

На втором этапе  конкретизируются методы, формы и место реализации полученных научных результатов. При этом в процесс исследований и разработок включаются специализированные отраслевые и ведомственные научно-исследовательские институты, заводские лаборатории, инжиниринговые и венчурные проектные и конструкторские организации, внедренческие фирмы  

- определяют  потребность рынка в новой  продукции и прогрессивной технологии;  

- разрабатывают  конкретные научные рекомендации  по удовлетворению этих потребностей;  

- заключают договоры на разработку новых конструкций и технологий для конкретных производственных предприятий и организаций;  

- подготовляют  по договорам всю необходимую  для производства методическую  и техническую документацию;  

- оказывают шефскую  помощь в налаживании технологии и доводке конструкций новых изделий.  

На третьем  этапе (непосредственно в процессе использования научно-технических  достижений) производственные предприятия  на основе полученной от научных и  проектно-конструкторских организаций  технической документации и рабочих чертежей приступают к освоению нововведений: различных форм, направлений и видов новой техники и технологии. Они налаживают серийное и массовое производство новых изделий, оказывают помощь потребителям новой продукции при ее эксплуатации, а устаревающая техника снимается с производства. 

ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА  В СТИМУЛИРОВАНИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА  
 

2.1 Внедрение  НТП  
 

Место и роль инновационной политики в структуре  государственного регулирования экономики  определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, посредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики развитых стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.  

Приступая к  разработке и осуществлению этой идеи, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного капитала. Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том, что  она связана с резко повышенной угрозой их потери: инновации носят рисковый характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж. Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому, что такая отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе, более того, погибнет и вложенный капитал.  

Какие же побудительные  силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Силы эти  для любой экономической системы (малая инновационная фирма; крупная  корпорация; группа промышленных компаний; «объединения» промышленных фирм, университетов, правительственных лабораторий в разных комбинациях и т.д.) могут быть подразделены на внутренние и внешние либо на имеющие объективную и субъективную природу. Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров реализовать свой творческий потенциал (субъективная причина). Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой отдельной компании и в некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять решение об инновационном процессе. Так, для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной возможностью завоевать место на рынке. Однако, зачастую внутренние причины оказываются недостаточно весомыми. Многим компаниям свойствен довольно устойчивый консерватизм в инновационной политике. Так, крупные монополии, добившиеся преобладания на рынке, обычно не имеют внутренних побудительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Тут решающим стимулом могут выступить причины внешнего характера, в частности, обусловленные соответствующими мерами экономической политики государства.  
 

Информация о работе Роль государства в стимулировании научно-технического прогресса