Роль государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 07:52, контрольная работа

Краткое описание

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономического образования. Вряд ли сегодня кто – либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.
Отечественная экономическая наука переживает сегодня новый этап. От почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. она опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики. Стали появляться новые исследования, которые носят уже более взвешенный характер. Они достаточно критически, но в то же время и более реалистично оценивают роль государства в условиях советской системы, учитывая как негативные, так и позитивные её стороны, пытаются определить какую роль государство должно играть в условиях переходной экономики, а также найти те общие тенденции, которые будут характерны для развития государства в ХХI в.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3
1.Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику..……..6
2. Основные направления государственного регулирования экономики……10
Тест…………………………………………………………………………….....15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников ………………………………………..…17

Файлы: 1 файл

экономическая теория.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

     Анализ  перечисленных целей позволяет  отметить, что некоторые из них  могут противоречить другим или  взаимно исключать друг друга. Например, экономический рост и полная занятость  могут вызвать повышение цен  и породить инфляцию. Стремление обеспечить равенство в распределении может снизить мотивацию к творческому, рискованному труду и тем самым замедлить экономический рост. Следовательно, общество вынуждено разработать систему приоритетов в осуществлении задач, которые будут различны для разных периодов времени, для отдельных стран и регионов.

     Выработка конкретных программ достижения крупных  экономических целей общества лежит  в основе экономической политики того или иного государства. Эти  цели реализуются, если государство (правительство) выполняет как минимум следующие экономические функции.

     1)         создание правовой базы и общественной атмосферы, способствующей нормальному функционированию рынка;

     2)         защиту конкуренции;

     3)         производство социально значимых товаров (услуг);

     4)         защиту населения от вредных побочных последствий предпринимательства;

     5)         перераспределение доходов и ресурсов

     6)         стабилизацию экономики.

     Кроме того, государство призвано осуществлять контроль за деятельностью всех структурных  звеньев рыночной инфраструктуры и содействовать повышению эффективности их работы.

     Таким образом, основными направлениями  вмешательства государства являются формирование правовой и институциональной  рыночной среды, экономического, предпринимательского и инвестиционного климата, а также организация, поддержка и контроль деятельности рыночной инфраструктуры. 
 
 

     2. Основные направления  государственного  регулирования экономики 

     Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. В период перехода к рыночным отношениям государственное регулирование особенно необходимо при проведении экономических реформ — реформировании собственности, материального производства, рынка труда, финансового рынка. Исключительно важна роль государственного регулирования в территориальном развитии, определении внутрирегиональных и межрегиональных пропорций, выравнивании уровней социально-экономического развития регионов, формировании региональных рынков. Необходимо регулирование природопользования, внешнеэкономических связей. Государство должно регулировать процесс структурной перестройки экономики в соответствии с главной целью рыночных отношений — социологизацией, повышением материального благосостояния населения.

     Государственное регулирование осуществляется через:

  1. правовые регуляторы;
  2. административные:
  3. экономические.

     Правовое  регулирование устанавливает правила  функционирования рынка, экономических  отношений, обеспечивает защиту деятельности субъектов общества в целом и  отдельных его членов. Оно охватывает все сферы рыночного пространства (товарную, финансовую, рабочей силы), а также те отношения, которые складываются в этом пространстве.

     Основной  причиной осуществления правового  регулирования экономики в новых  условиях является такой недостаток рыночной системы, как стремление получить прибыль без учета возможных негативных последствий. Целью правового регулирования является обеспечение цивилизованных рыночных отношений, соблюдение интересов их участников.

     Правовое  регулирование осуществляется путем  разработки и введения в действие законодательных и нормативных актов. Первичные правовые основы для всей экономической системы закреплены в Конституции РФ.

     Административное  регулирование (управление). Оно базируется непосредственно на силе государственной  власти и включает меры запрета, разрешения, принуждения. В отличие от экономических методов, административные существенно ограничивают свободу выбора в принятии решения для субъектов рыночных отношений. В то же время административные регуляторы носят экономический характер, т.к. их применение сказывается на поведении хозяйствующих субъектов и в конечном счете на состоянии экономической системы.

     Административное  регулирование в мировой практике в условиях рыночной экономики признается необходимым в тех областях, где полная экономическая свобода одних субъектов рыночных отношений оборачивается тяжелыми последствиями для других или общества в целом.

     К административным методам относятся: контроль за соблюдением стандартов на производимую продукцию; установление квот, таможенных пошлин на импорт или экспорт продукции в целях защиты отечественных товаропроизводителей; определение приоритетных направлений дотаций и инвестиций; развитие функций местного самоуправления др.

     Мировая и отечественная практика свидетельствует  об опасности жесткого администрирования, которое ведет к деформациям социально-экономической системы. Однако ограниченное, экономически и социально оправданное применение административных мер признается эффективным в сфере развития рынка и в процессе его формирования.

     Экономическое регулирование основывается на воздействии  на экономические интересы отечественных  товаропроизводителей и материальном стимулировании развития определенных видов деятельности согласно потребностям общества. Экономическое государственное регулирование представляет собой сложное сочетание многочисленных элементов. Оно включает в себя:

  1. меры прямого воздействия на экономику, куда относятся целевое финансирование, в т.ч. региональные и целевые программы; а также система государственных закупок;
  2. косвенные регуляторы, к которым можно отнести бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, амортизационную, валютную, таможенную политики.

     Стабилизационная  политика поддерживает равновесие совокупного  спроса и совокупного предложения  путем сглаживания колебаний экономики.

     Основными целями стабилизационной политики являются:

  1. достижение необходимого уровня занятости;
  2. стабильность экономического роста;
  3. сдерживание инфляции и др.

     Правительство должно стимулировать экономику  в период спада и сдерживать в  периоды подъема.

     Стабилизационная  политика осуществляется через фискальную (налогово-бюджетную) и кредитно-денежную политику при условии согласованности  их действия.

     Стабилизационная  политика влияет на ожидания хозяйственных  субъектов, поэтому она должна носить предсказуемый характер. Хозяйствующие субъекты в свою очередь тоже влияют на проводимую стабилизационную политику.

     Важнейшими  инструментами государственного регулирования  экономики являются: прогнозы и индикативные параметры; комплексные социально-экономические программы; лицензии; квоты; пошлины; антимонопольные ограничения; стандарты, нормативы, тарифы, учетная тсавка; кредитные и налоговые льготы; валютные интервенции; субсидии и др.

     Использование перечисленных методов имеет  определенную специфику. Применение любого из них должно не нарушать, а дополнять и делать более эффективной работу рыночного механизма. В противном случае вступление в противоречие государственного воздействия на экономику с механизмом и законами рынка неизбежно приведет к нежелательным результатам и, как следствие, к нарушениям хозяйственных связей и экономическому хаосу.

     Поэтому, при использовании методов государственного регулирования, преимущество должно отдаваться правовым или экономическим методам, а не администрированию. Кроме того, государство должно использовать только те методы, применение которых в данный момент способно приносить лишь положительный эффект. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Тест

     Вопрос 1.

     Административные  меры государственного регулирования  включают:

     А) списание основного капитала на основе ускоренной амортизации;

     Б) разрешение или запрет на занятие  определенными видами хозяйственной  деятельности;

     В) введение налога на добавленную стоимость;

     Г) изменение учета ставки;

     Д) замораживание заработной платы  на определенном уровне.

     Правильный ответ: Б, Д

     Вопрос 2.

     Экономические функции государства, не относящиеся  к числу общих:

     А) защита окружающей среды;

     Б) регулирование внешнеэкономических  связей;

     В) регулирование занятости;

     Г) содержание армии;

     Д) обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в экономике

     Правильный  ответ: В, Д 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Изучение  данной темы дает обильную пищу для  размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных с производством и распределением экономических благ используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами.

    От  решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или  не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

    Конечно, вмешательство государства в  экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть  излишне административно «зарегулирована», так как  это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

    В целом трудно переоценить роль государства  в экономике. Оно создает условия  для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.  

Список  литературы

Книги и учебники

  1. Албегова И. М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под ред. А. В. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 2004.
  2. Бартлинг Г., Луциус Г. Основы учения о рыночной экономике / Под ред. И. И. Столярова. М.: Агент, 2002.
  3. Бусыгин В. П., Кокович С. Г., Цыплаков А. А. Методы микроэкономического анализа: фиаско рынка. Новосибирск, 2003.
  4. Государственное регулирование рыночной экономики. Уч. пособие. М.: Дело, 2003.
  5. Колтунова В. М. Основы рыночной экономики. Ч.2. Новгород, 2000.
  6. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1998.
  7. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. М.: Дело, 2000.
  8. Луссе А. Микроэкономика. Краткий курс. С.-П.: «Питер», 2001.
  9. Рыночная экономика. Учебник. Ч.1 /Под ред. В. Ф. Максимова. М.: «Соминтек», 1996.
  10. Экономическая теория. Учебник. /Под ред. И.П.Николаевой. М.: «Юнити», 2002.
  11. Юрьева Т. В. Социальная рыночная экономика. М.: Русская деловая литература, 2003.
 

Статьи  из журналов

  1. Лескин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики, 2005. - №3. – с.18-38.
  2. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2004. - №3. – с.4-23.

Информация о работе Роль государства в рыночной экономике