Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:39, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является определение необходимости и степени влияния государства на развитие экономики страны.
Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) необходимость государственного регулирования экономки,
2) определение основных экономических функций государства,
3) основные направления финансовой политики государства,
4) цель и инструменты кредитно-денежной политики государства.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Необходимость государственного регулирования экономики……….5
2. Экономические функции государства………………………………….8
3. Финансовая политика государства…………………………………….16
4. Кредитно-денежная политика государства……………………………25
Заключение………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………………………………………30
Приложение 1
Приложение 2
В том или ином случае проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.
Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средство обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос) (14).
В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:
операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг;
политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка;
изменение норматива обязательных резервов.
В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.
Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.
Политика учетной ставка (дисконтная политика). Учетная ставка - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности.
Учетную ставку устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения.
Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.
Изменение нормы обязательных резервов банков. Механизм этого инструмента кредитно-денежной политики таков:
если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения;
при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег.
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. (Приложение 2).
Кредитно-денежная
политика оказывает самое
Для стимулирования производства центральный банк с помощью известных инструментов монетарной политики увеличивает денежное предложение. Ставка процента уменьшается, что ведет к увеличению инвестиционного спроса. Рост инвестиций, в свою очередь, увеличивает ВНП. На данном этапе монетарная политика достигла своей цели: спад приостановился, безработица уменьшилась, возрос доход общества. Но рост доходов в обществе приводит к увеличению спроса на деньги. В следствие этого, величина процентной ставки увеличивается, что приводит к сокращению инвестиционного спроса и инвестиций, а это, в свою очередь, - к уменьшению ВНП (1).
В
монетарной политике следует различать
краткосрочные и долгосрочные последствия
для национальной экономики. Если в
краткосрочном периоде
Заключение
Таким образом, рассмотрены основные функции, методы и инструменты государственного регулирования экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод о том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий - конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо. И уж конечно неприемлемы меры “физического воздействия” на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю экономическую систему.
В настоящее время, в период рыночной экономики, особенно важно государственное регулирование. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.
Список литературы
Приложение 1
Консолидированный
бюджет Российской Федерации
в 2005-2009 г.г.1)
(миллиардов
рублей)
Показатель | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | Показатель | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Доходы - всего |
8579,6 | 10625,8 | 13368,3 | 16003,9 | 13599,7 |
Расходы - всего |
6820,6 | 8375,2 | 11378,6 | 13991,8 | 16048,3 |
из них: | из них: | ||||||||||
налог на прибыль организаций | 1332,9 | 1670,6 | 2172,0 | 2513,2 | 1264,6 |
на общегосударственные вопросы | 754,3 | 827,4 | 1171,3 | 1291,0 |
1313,8 |
налог на доходы физических лиц | 707,1 | 930,4 | 1266,6 | 1666,3 | 1665,8 |
из них на обслуживание государственного и муниципального долга | 239,2 | 202,6 | 175,1 | 188,2 |
236,3 |
налоги и взносы на социальные нужды | 1178,1 | 1441,3 | 1980,8 | 2113,2 | 2300,5 | на национальную оборону | 581,8 | 683,4 | 834,0 | 1043,6 | 1191,2 |
из них единый социальный налог | 436,5 | 614,2 | 782,5 | 811,9 | 976,0 |
на национальную безопасность и правоохранитель-ную деятельность | 585,2 | 714,1 | 864,3 | 1092,1 |
1245,9 |
налог на добавленную стоимость: | на национальную экономику | 764,2 | 948,9 | 1558,0 | 2258,6 |
2782,1 | |||||
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 1025,8 | 924,4 | 1390,6 | 998,7 | 1176,9 |
из них расходы: на топливно – энергетический комплекс | 10,5 | 18,1 | 33,5 | 40,1 | 74,7 |
на товары, ввозимые на территорию РФ | 446,5 | 586,7 | 871,1 | 1133,8 | 873,4 |
на сельское хозяйство и рыболовство | 78,6 | 110,8 | 146,4 | 238,3 |
279,1 |
акцизы по подакцизным товарам (продукции): | на транспорт | 250,5 | 412,1 | 580,4 | 290,0 |
372,7 | |||||
производимым на территории РФ | 236,1 | 253,3 | 288,2 | 314,7 | 327,4 | на дорожное хозяйство | … | … | … | 640,4 |
601,9 |
ввозимым на территорию РФ | 17,6 | 17,3 | 26,2 | 35,3 | 19,8 | на связь и информатику | 13,8 | 20,3 | 36,8 | 52,9 |
49,1 |
налоги на совокупный доход | 77,5 | 110,0 | 141,9 | 185,1 | 175,5 |
на прикладные научные исследования в области национальной экономики | 39,5 | 47,2 | 62,9 | 75,5 |
113,6 |
налоги на имущество | 253,1 | 310,9 | 411,2 | 493,4 | 569,7 |
на другие вопросы в области национальной экономики | 319,2 | 267,6 | 589,5 | 788,1 |
1119,4 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 928,6 | 1187,3 | 1235,1 | 1742,6 | 1080,9 |
на жилищно-коммунальное хозяйство | 471,4 | 631,7 | 1102,3 | 1153,2 |
1006,1 |
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 53,9 | 28,8 | 22,9 | 6,2 | 5,2 |
на социально-культурные мероприятия | 3642,0 | 4546,4 | 5822,3 | 7122,1 |
8479,6 |
доходы от внешнеэкономиче ской деятельности | 1680,9 | 2306,3 | 2408,3 | 3584,9 | 2683,3 |
Профицит / Дефицит |
1759,0 | 2250,6 | 1989,7 | 2012,1 |
-2448,6 |
доходы
от использования имущества, находящегося
в государственной и |
255,8 | 352,5 | 526,6 | 439,5 | 653,9 |
||||||
платежи при пользовании природными ресурсами | 73,0 | 94,4 | 82,4 | 136,9 | 85,2 |
||||||
безвозмездные поступления | 22,1 | 21,6 | 18,2 | 74,3 | 132,4 |
||||||
доходы от предприниматель- ской и иной приносящей доход деятельности | 59,1 | 79,5 | 98,0 | 80,2 | 64,2 |
1) Данные приведены с учетом бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Приложение
2
Ставка
рефинансирования Центрального банка
РФ
Период действия | % |
3 мая 2011 г. - | 8,25 |
28 февраля 2011 г. – 2 мая 2011 г. | 8 |
1 июня 2010 – 27 февраля 2011 | 7,75 |
30 апреля 2010 – 31 мая 2010 | 8,0 |
29 марта 2010 – 29 апреля 2010 | 8,25 |
24 февраля 2010 - 28 марта 2010 | 8,5 |
2009 г. | 8,75 |
2008 г. | 13 |
2007 г. | 10,5 |
2006 г. | 11,5 |
2005 г. | 13 |
2004 г. | 14 |
2003 г. | 18 |
2002 г. | 23 |
2001 г. | 25 |
2000 г. | 28 |
1999 г. | 60 |
1998 г. | 80 |
Информация о работе Роль государства в регулировании рыночной экономики