Регионалистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:58, контрольная работа

Краткое описание

Машиностроительный комплекс - составная часть единого народного хозяйственного комплекса страны.
По роли и значению в народном хозяйстве отросли машиностроительного комплекса можно объединить в 3 взаимосвязанные группы:
1. Обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве (приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение).

Оглавление

Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса России:
Состав и значение отрасли;
Уровень развития отрасли (объемы производства);
Сырьевая база отрасли;
Факторы размещения предприятий отрасли;
Размещение по территории страны. Главные районы и предприятия;
Экономико-географическая характеристика Северного экономического района:
Административный состав района;
Особенности экономическо-географического положения;
Роль района в экономике страны;
Оценка природно-ресурсного потенциала (природных условий и ресурсов);
Характеристика населения и трудовых ресурсов;
Развитие и размещение основных отраслей специализации;
Территориальная структура хозяйства района (подрайоны, ТПК, промышленные узлы);
Проблемы развития района.

Файлы: 1 файл

регионалистика_7.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г. ТОБОЛЬСКЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ» 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № _____ 

ПРЕДМЕТ: «РПС и регионалистика»

       (ВАРИАНТ  7) 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Рахматуллина Регина М 

Проверил: Квашнин  Юрий Николаевич 

№ зачетной книжки:09253550 

№ группы: 2513 

Домашний адрес:10-39-19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тобольск, 2009

       План:

  1. Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса России:
    1. Состав и значение отрасли;
    2. Уровень развития отрасли (объемы производства);
    3. Сырьевая база отрасли;
    4. Факторы размещения предприятий отрасли;
    5. Размещение по территории страны. Главные районы и предприятия;
  2. Экономико-географическая характеристика Северного экономического района:
    1. Административный состав района;
    2. Особенности экономическо-географического положения;
    3. Роль района в экономике страны;
    4. Оценка природно-ресурсного потенциала (природных условий и ресурсов);
    5. Характеристика населения и трудовых ресурсов;
    6. Развитие и размещение основных отраслей специализации;
    7. Территориальная структура хозяйства района (подрайоны, ТПК, промышленные узлы);
    8. Проблемы развития района.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса России:
  1. Состав и значение отрасли:

       Машиностроительный  комплекс - составная часть единого  народного хозяйственного комплекса  страны.

       По  роли и значению в народном хозяйстве отросли машиностроительного комплекса можно объединить в 3 взаимосвязанные группы:

       1. Обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве (приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение).

       2. Обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении (станкостроение и инструментальная промышленность).

       3. Обеспечивающие развитие научно - технической революции в отдельных отраслях хозяйства (строительно - дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и д. р.).

       Современное машиностроение представлено собственно машиностроением и металлообработкой, которые включают несколько десятков отраслей и подотраслей. Она включает такие важнейшие отрасли, как энергетическое машиностроение, электротехническая, станкостроительная и инструментальная промышленность, приборостроение, ряд отдельных отраслей, выпускающих оборудование для добывающей и обрабатывающей промышленности, строительства, транспортное машиностроение, автомобильную промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.

       Машиностроительный  комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 25% стоимости произведенной  продукции и почти 35% всех работающих в хозяйстве России.

  1. Уровень развития отрасли (объемы производства):

       Машиностроительный  комплекс ежегодно производит 30 тыс. видов  различных машин и 130 тыс. деталей. Его продукция нужна практически  повсюду, т. е. для машиностроения характерно повсеместность потребления. Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова (табл.1).

       Таблица 1

Экономический

район

Доля производимой

продукции (%)

Северный 1,5
Северо-Западный 5,0
Центральный 23,0
Волго-Вятский 10,0
Центрально-Черноземный 4,0
Поволжский 18,0
Уральский 20,0
Северо-Кавказкий 6,0
Западно-Сибирский 7,0
Восточно-Сибирский 3,0
Дальне-Восточный 2,5
 

       Следовательно, 87.5% машиностроительной продукции выпускает  Западная экономическая зона и всего 12.5% выпускает Восточная экономическая зона.

       В машиностроении условно можно выделить несколько групп отраслей, в том числе:

    • Тяжелое машиностроение (67 % продукции);
    • Общее машиностроение (18 % продукции);
    • Среднее машиностроение и приборостроение (15 % продукции).

       По  экспорту машиностроение занимает 2-ое место после ТЭК. Эта отрасль дает 12 % экспорта России. Машиностроительный комплекс занимает первое место по выпуску валовой продукции.

  1. Сырьевая база отрасли:

       Машиностроение, как крупный потребитель металла (в структуре затрат на производство главное место занимают издержки на сырье, основные материалы - более 59%), имеет широкие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями. Например, заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированы на металлургические базы. Также предприятия отрасли потребляют цветные металлы.

       Сырьевая база является одним из факторов, влияющих на размещение предприятий машиностроительного комплекса.

  1. Факторы размещения предприятий отрасли:

       Хотя  в целом машиностроение принадлежит  к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени  испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд других факторов. К ним можно отнести: 1)Наукоёмкость; 2)Металлоёмкость; 3)Трудоёмкость; 4)Близость потребителя.

       Таблица 2

Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения.

Фактор  размещения, тяготение к: Доля отраслей, размещенных с

учетом  данного фактора, %

Районам с развитой научной базой 42
Районам сосредоточения трудовых ресурсов 24
Районам потребления продукции 22
Металлургическим  базам 12
 

       По  степени влияния определенных факторов на размещение предприятий машиностроения по территории страны они условно делятся на следующие группы (табл. 3).

       Таблица 3

Группа Принцип размещения группы Характеристика
1 Отрасли, размещающиеся в районах металлургических баз Подъемно - транспортное, металлургическое, энергетическое машиностроение. Производство характеризуется небольшими сериями или единичными экземплярами. Продукция металлоемкая, но малотрудоемкая.
2 Отрасли, размещающиеся в районах потребления продукции  Оборудование  для нефтяной, химической промышленности. Строительные, дорожные, сельскохозяйственные машины. Производство характеризуется большими объемами. Продукция средней металлоемкости. Транспортабельна. 
3 Отрасли, размещающиеся в центрах, с наличием квалифицированных кадров  Автомобиле  и тракторостроение, дизелестроение, оборудование для легкой, пищевой и полиграфической промышленности. Производство продукции массовое, характеризуется высокой трудоемкостью и фондоемкостью. 
4 Отрасли, размещающиеся в районах высокой технической культуры (наличие НИИ, экспериментальных баз)  Радиотехническая  и электронная промышленность, приборостроение, некоторые производства электропромышленности. Для продукции характерна высокая трудоемкость, малая металлоемкость.  
 

            Таким образом, машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова.

  1. Размещение по территории страны. Главные районы и предприятия:

       Предприятия данной отрасли распространены в  России повсеместно. Но в одних районах  машиностроение имеет профилирующее  значение, а в других - его функции  ограничены главным образом удовлетворением  внутренних потребностей в продукции отрасли.

       Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы. Тяжелое машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли. Заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированы как на металлургические базы, так и на районы потребления. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской зоне, остальное - в Западной Сибири и на Дальнем востоке. К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

  • Центральный: (Электросталь);
  • Уральский экономический район: (завод "Уралмаш" в Екатеринбурге.);
  • Сибирь: (производство металлургического и горного оборудования в городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске);
  • Северо - Западный: Санкт-Петербург - исторически сложившийся центр тяжелого машиностроения (завод "Электросила", выпускающий турбогенераторы);
  • новые центры, связанные с производством атомных реакторов - завод "Автоммаш" в г. Волгодонске.

       Общее машиностроение. Группа отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли.

       Сельскохозяйственное  машиностроение тяготеет к районам  потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного производства:

           Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.

       Оборудование  для предприятий с химической переработкой сырья (нефтеперерабатывающие, химические, бумажные) производится в  Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске.

       Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической промышленности.

       Основными районами размещения автомобильной  промышленности являются: центральный, Волго - Вятский, Поволжский. Особенно велика роль Московского региона, где расположены ЗИЛ, Ликинский автобусный завод, заводы по производству подшипников и комплектующих деталей.

       Легковые  автомобили высшего и среднего класса производят в Волго - Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском (Ижевск) районах.

Информация о работе Регионалистика