Разгосударствление и приватизация: сущность, формы, методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассмотрены особенности современного процесса разгосударствления, которые нашли отражение в его способах,формах и методах.

Оглавление

1. Отличие государственных предприятий от частных
2. Понятие разгосударствления
3. Способы разгосударствления
4. Содержание и методы приватизации
5. Особенности приватизации в Казахстане
6. Формы и методы приватизации в РК
Выводы

Файлы: 1 файл

Разгосударствление и приватизация сущность формы методы.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

   Развертывающийся процесс приватизации отечественных государственных предприятий позволяет выявить некоторые её особенности.

   Важнейшая черта приватизации в РК – её централизованный характер. Приватизация отечественных предприятий – это организованный сверху процесс, она представляет собой государственную экономическую политику. В результате государство регулирует и контролирует приватизационные процессы.

   Особенностью приватизации в РК является ориентация на смешанный тип, сочетающий рыночный и административный методы её проведения. Наряду с продажей предприятий за наличные деньги путем проведения аукционов и конкурсов Государственная программа предусматривает получение каждым гражданином, независимо от уровня доходов, возраста, социального положения, приватизационного инвестиционного купона (ПИКа), дающего ему право на приобретение акций государственных и муниципальных предприятий на определенную сумму. Вместе с тем держатель ПИКа может по своему усмотрению распорядится им (купить ценные бумаги инвестиционных фондов, просто продать), реализуя основной принцип рыночной экономики – свободу выбора.

   В целом процесс приватизации в РК характеризуется высокими темпами, чему в немалой степени способствует стремление создать в короткие сроки частный сектор предпринимательства. В проведении приватизации используются наиболее эффективные и популярные в развитых странах формы и методы.

  

6.      Формы и методы приватизации в РК

 

Поскольку в отечественной экономике опыт разгосударствления полностью отсутствует, задачи приватизации в РК шире, чем в западных странах. Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции. Следовательно в РК приватизация выступает ключевым направлением формирования рыночных отношений.

   Приватизационный процесс в нашей стране имеет две важные черты: всенародный характер осуществления (ПИКи) и проведение в условиях зарождения рыночных отношений, что вызывает адаптацию приватизируемого предприятия к только еще формирующейся рыночной среде.

   Всенародный характер приватизации означает, что государственная собственность передаётся гражданам бесплатно. Приватизационный инвестиционный чек – государственная ценная бумага целевого назначения. Это именной документ. На ПИКи могут приобретаться объекты приватизации, а также владелец может вложить их в специально созданные инвестиционные фонды. ПИКи как средство платежа действуют в процессе приватизации однократно. Поскольку приватизация в РК связана с ведением в оборот специфических ценных бумаг – ПИКов, проведение ее предполагает широкое акционирование предприятий.

   Акционирование предприятия сопровождается предоставлением льгот: всем членам трудового коллектива бесплатно передаются именные привилегированные (не голосующие) акции и предоставляется возможность приобрести часть простых (голосующих) акций по номинальной цене или со скидкой.

   Первые Акционерные Общества в Республике Казахстан появились в 1991 году с введением в действие Законов Казахской ССР «О хозяйственных товариществах и Акционерных Обществах»; «О разгосударствлении и приватизации» официально утвердивших рыночную ориентацию экономики, законодательно определивших понятия Акционерного Общества и ценных бумаг; порядок и сроки преобразования государственных предприятий в новые для Республики формы хозяйственных субъектов. Можно сказать, что каждый из нас в какой-то мере связан с Акционерными Обществами, как собственник определенного числа акций предприятия на котором мы работаем или участник инвестиционного - приватизационного фонда, куда мы сдали свои ПИКИ.

   Таким образом, акционерное общество становится основной организационной формой крупных предприятий РК.

   С появлением ПИКов, как особого вида ценных бумаг связано функционирование в нашей стране специальных инвестиционных фондов, не типичных для мировой практики. Зарубежные инвестиционные фонды – это, как правило, открытые акционерные общества, которые мобилизуют средства населения путем эмиссии собственных акций, инвестируют свои средства в акции других предприятий и ведут торговлю ценными бумагами. Функции отечественных инвестиционных фондов состоят в мобилизации ПИКов, в инвестировании их в ценные бумаги приватизированных предприятий, в торговых операциях с ПИКами.

   Вторая особенность отечественной приватизации состоит в том, что она существенно отличается от других стран, где реализуется в адекватной экономической среде. В отечественной же экономике рыночные отношения находятся в стадии становления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию приватизируемого предприятия к формирующимся рыночным условиям. При этом сама по себе она создает рыночную ситуацию лишь на микроуровне за счет либерализации цен, конкуренции. В то же время приватизация не обеспечивает рыночных условий на макроуровне. В результате приватизация как процесс формирования рыночных отношений предполагает реформирование экономики как на микро - ,так и на макроуровне.

   Адаптация приватизируемого предприятия к формирующимся в РК рыночным условиям представляет собой сложный процесс, включающий экономико – правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждый из этих компонентов выполняет свою функцию, все они обуславливают друг друга. Но основой адаптации предприятия является производственное и финансовое приспособление, так как она определяет всю хозяйственную деятельность предприятий.

   Наибольшую сложность для приватизируемого предприятия представляет адаптация к рыночным условиям на макроуровне. Это связано с тем, что, во-первых, без учета внешних факторов предприятию невозможно решить весь комплекс своих внутренних проблем; во-вторых, формирование рыночных условий на макроуровне не зависит от самого предприятия, а во многом определяется политикой государства, тем, какова поддержка им приватизируемого предприятия посредством использования экономических, финансовых административных рычагов.

   Важной и сложной проблемой является финансовая адаптация приватизируемого предприятия, поскольку без решения финансовых вопросов неразрешимыми становятся и вопросы технико-производственные. Взаимодействие производственных предприятий со специализированными финансовыми институтами (банками, фондовыми биржами) позволяет приватизируемому предприятию получить надежный источник финансирования и тем самым – условия для всесторонней адаптации к формирующейся рыночной среде.  Следовательно, более эффективное использование рынка ценных бумаг является важнейшим условием адаптации приватизируемого предприятия к формирующимся рыночным условиям.

   Наиболее сложный вопрос при осуществлении приватизации - оценка стоимости государственного имущества. Для отечественной приватизации характерна продажа предприятий ниже их рыночной стоимости. В результате многие предприятия были проданы за бесценок.

   Результаты первого периода приватизации в РК оцениваются неоднозначно. Хотя приватизационные купоны позволили каждому гражданину получить реальную возможность участвовать в перераспределении собственности, пока еще преждевременно говорить о формировании широкого слоя частных собственников.

   Первый этап приватизации в РК закончился 1 июня 1994 года, на смену ему пришел второй – денежный.

   В качестве первостепенных выделяются следующие цели денежной приватизации: формирование широкого слоя собственников, повышение эффективности экономики, привлечение в процесс производства инвестиций в том числе иностранных. Участниками денежной приватизации становятся крупные инвесторы, а следовательно делается ставка на экономическую целесообразность. Особое внимание на втором этапе приватизации уделено приватизации недвижимого имущества. Среди способов денежной приватизации наибольший интерес представляют денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.

 

Выводы

 

   Приватизация – коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия. От того как она будет проведена, зависит и  социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволяет восстановить равновесие и неприкосновенность всех  форм собственности: государственной, коллективной, частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной продукции.

   Приватизацию называют иногда тихой революцией которая завоевывает мир. В самом деле, в той или иной степени в этом процессе ныне участвуют более пятидесяти стран - распродается государственное имущество, сельское хозяйство и промышленность выводятся из под государственного контроля, сдаются в аренду правительственные службы. Приватизация получила стремительное распространение, поскольку государственная собственность не принесла ожидаемых результатов -  меньшую степень иерархичности и более заинтересованное и инициативное участие трудящихся в производстве.

   Главная цель приватизации – обеспечить критическую массу институциональных изменений, когда в частном секторе экономики сосредоточится подавляющая часть производства и услуг. Очевидно, что социалистическая экономика в СССР оказалась малоэффективной не потому, что в ней имелся государственный сектор, а потому, что она была практически полностью огосударствленна. Поэтому в переходный период очень важно, изучив отечественный и зарубежный опыт, создать такой механизм государственного влияния на экономику, который обеспечил бы первостепенное развитие частного сектора экономики, превратив его в основу процветания государства.


Список использованной литературы

 

1.      М.А. Сажина, Г.Г.Чебриков «Экономическая теория» Москва  1999 год

 



Информация о работе Разгосударствление и приватизация: сущность, формы, методы