Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 16:30, лекция
В своих произведениях, особенно в "Никомаховой этике"(названной так потомками по имени сына философа), "Политике" (трактате об устройстве государства) и других ему удалось разработать самый оригинальный на то время проект идеального государства. При сравнении его с проектами предшественников - Ксенофонта, Платона можно увидеть много похожего. Во-первых, Аристотель поддерживает идею о необходимости разделения общества на свободных и рабов, а соответственно, этот труд - на умственную и физическую, исходя из "закона природы". Во-вторых, разделяет взгляды относительно негативного отношения к изделию и его малой значимости для общества. За Аристотелем, ремесленник, что занимается мелким промыслом, находится в состоянии неопределенного ограниченного рабства. Оригинальность построения проекта Аристотеля в том, что все виды хозяйственной деятельности людей, - то ли свободные граждане, выполняющие контролирующие функции, или земледельцы, ремесленники, торговцы, - рассматриваются ним с точки зрения эксплуатации нижнего состояния и относятся либо к естественной сферы - экономики, или к неестественной - хрематистики. Он первый в истории экономической мысли пытается проникнуть в сущность экономических явлений.
Аристотель (з84 - 322 гг. до н.э.) - самая величественная фигура среди представителей экономической мысли античного мира. Считая рабство природным явлением, которое должно составлять основу производства, и будучи твердо убежденным идеологом натурально-хозяйственных отношений, Аристотель смог значительно глубже от своих современников проникнуть в конкретные экономические проблемы. Им впервые подвергнуты анализу основные экономические явления и закономерности тогдашнего общества. Поэтому его по праву можно считать первым экономистом общества.
В своих произведениях, особенно в "Никомаховой этике"(названной так потомками по имени сына философа), "Политике" (трактате об устройстве государства) и других ему удалось разработать самый оригинальный на то время проект идеального государства. При сравнении его с проектами предшественников - Ксенофонта, Платона можно увидеть много похожего. Во-первых, Аристотель поддерживает идею о необходимости разделения общества на свободных и рабов, а соответственно, этот труд - на умственную и физическую, исходя из "закона природы". Во-вторых, разделяет взгляды относительно негативного отношения к изделию и его малой значимости для общества. За Аристотелем, ремесленник, что занимается мелким промыслом, находится в состоянии неопределенного ограниченного рабства. Оригинальность построения проекта Аристотеля в том, что все виды хозяйственной деятельности людей, - то ли свободные граждане, выполняющие контролирующие функции, или земледельцы, ремесленники, торговцы, - рассматриваются ним с точки зрения эксплуатации нижнего состояния и относятся либо к естественной сферы - экономики, или к неестественной - хрематистики. Он первый в истории экономической мысли пытается проникнуть в сущность экономических явлений.
Противопоставление Аристотелем экономики и хрематистики было одной из первых попыток анализа капитала в истории науки. Термин "хрематистика" не утвердился в новых языках, в отличие от термина "экономика". Аристотель выводит его от слова "хрема" - имущество, владения. Для Аристотеля экономика - это естественная хозяйственная деятельность земледельцев, ремесленников и мелких торговцев, связанная с производством жизненно необходимых продуктов, имеющих потребляемую стоимость. Она включается в обмен, но только в пределах, необходимых для удовлетворения собственных потребностей, и границы этой деятельности тоже естественные - это разумное личное потребление человеком. Именно поэтому эта деятельность должна быть объектом заботы государства.
Хрематистику мыслитель сравнивает с "искусством наживать богатство" с помощью крупных торговых соглашений для перепродажи и ростовщических соглашений. ее цель безгранична, потому что главное в этой сфере - "владение деньгами". В искусстве наживать положение, - отмечает Аристотель, - никогда не бывает границ в достижении мсти, потому что ею является достижение неограниченного богатства и владения деньгами.... Все, кто причастен к денежному обращению, пытается увеличить свои капиталы до бесконечности". Другими словами, хрематистика - это "искусство" вложения и накопления капитала.
Идеалом хозяйствования для Аристотеля было небольшое земледельческое хозяйство (в котором, разумеется, работают рабы). Это хозяйство должно обеспечивать себя почти всем необходимым, а то немногочисленное, чего не хватает, можно получить путем "справедливого обмена" с соседом. Идеализируя в рамках этой концепции модель рабовладельческой государственной структуры, Аристотель искусно упрощает важнейшие элементы хозяйственной жизни. Сами же деньги как самый "удобный в обиходе" товар возникли, по мнению философа, не стихийно, а как результат согласования между людьми. "Нужно, чтобы все измерялось нечто одним..., - отмечает Аристотель. - Этим одним и есть потребность, которая является связующим звеном для всего. А как замена потребности по согласию людей возникла монета...»
Обосновывая общую основу уравнивания в обмене товаров, Аристотель выражает тезис, который напоминает примитивный вариант "трудовой теории стоимости". "Действительно, - пишет он, - не из двух врачей создается общество, но из врача и земледельца, и вообще из людей неодинаковых и не равных. Но таких-то людей и нужно приравнять. Поэтому все, что поддается обмену, должно соответствовать чему-то другомк. Следовательно, расчет будет иметь место тогда, когда будет найдено сравнение; таким образом продукция, произведенная сапожником, относится к продукции, произведенной земледельцем". О "незавершенности" аристотелевой концепции об экономике и хрематистике свидетельствует также двоякая характеристика обмена. Речь идет о том, что в одном случае обмен расценивается им как акт удовлетворения потребностей и позволяет трактовать потребляемую стоимость товара как категорию сферы экономики, а в другом случае - наоборот: обмен символизирует акт наживы, дает основание считать меновую стоимость категорией сферы хрематистики.
Аристотель демонстрирует свое неприятие большой торговли и заемных операций,анализируя этапы эволюции форм торговли и денежного обращения.Такие ранние формы торговли, как прямой товарообмен и товарообмен через деньги, он относит к сфере экономики, а движение торгового капитала- к сфере хрематистики. Аналогично трактует Аристотель формы денежного обращения, относя функции денег относительно отражения меры стоимости и средства обращения к сферы экономики, а их применение в качестве средства накопления, как ростовщического капитала - до сферы хрематистики. По словам Аристотеля, "ростовщичество вызывает целую ненависть", потому что "оно делает сами денежные знаки предметами собственности, которые таким образом теряют свое назначение, для чего они были созданы, ведь они возникли ради меновой торговли, взыскания же процентов ведет именно к росту денег". Основные положения экономической концепции Аристотеля:
Таким образом, общей чертой экономической мысли Древнего Мира является стремление сохранить приоритеты натурального хозяйства, оценить с позиции обычаев, морали и этики крупные торгово-ростовщические операции, нарушающие эквивалентность и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости.Выразителями подобного мировоззрения были, как правило, и великие мыслители (философы), и отдельные правители рабовладельческих государств.
Информация о работе Противопоставление Аристотелем экономики и хрематистики