Прогнозирование и планирование социального развития и повышения уровня жизни.

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:14, реферат

Краткое описание

Прогнозирование и планирование социального развития и повышения уровня жизни.Показатели социального развития национальной экономики.Социальная политика государства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Прогнозирование и планирование социального развития и
повышения уровня жизни……………………………………………………4
Заключение…………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

социальн развитие.docx

— 64.79 Кб (Скачать)

 

Большое значение в регулировании  уровня жизни имеет прогнозирование уровня доходов населения в определенный момент будущего. Расчеты могут осуществляться двумя методами.

Первый — основан на использовании  в расчетах прогнозных значений объема ВНП и его структуры. Сначала определяется величина лично располагаемого дохода населения (ЛРД). Расчет ведется по следующей формуле:

ЛРДt+n = ВНП t+n - А t+n  -  НПКо t+n  + ТП t+n   - Н t+n

       где:

ВНП — валовой национальный продукт;

А — амортизация;

НПКо  — нераспределенная прибыль коммерческих организаций;

ТП — трансфертные платежи (выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице, выплаты инвалидам и т.д.);

Н — налоги;

t+n — год прогнозируемого периода.

Если из полученной суммы ЛРД  вычесть сбережения, то можно получить представление о величине доходов населения, которые могут быть использованы на потребление материальных благ и услуг.

 

Второй метод базируется на прогнозных значениях объема и  структуры национального дохода, являющегося важнейшим элементом ВНП. Для определения величины национального дохода (НД) необходимо вычесть амортизацию и косвенные налоги, т.е.: НД = ВНП — А — КН. При этом берется во внимание то обстоятельство, что национальный доход имеет следующую структуру:

 НД = Фп + Фн + Фр (где: Фп — фонд потребления, Фн — фонд накопления и Фр — фонд резервов).

В этом случае логика прогнозирования  доходов населения в любом году перспективного периода может иметь следующий вид:

I. Национальный доход в прогнозируемом периоде (определяется по прогнозным таблицам СНС, МОЕ (межотраслевого баланса)).

II. Фонд потребления в национальном доходе (по прогнозным таблицам СНС и МОБ)

прибавить:

  • платные услуги;
  • накопление в домашних хозяйствах;

вычесть:

  • износ жилищного фонда;
  • материальные затраты учреждений науки и управления;

равно = III. Потенциальные ресурсы для потребления населением.

вычесть — IV. Конечные (реально используемые) доходы населения в базисном году.

равно = V. Общий прирост ресурсов потребления.

вычесть — VI. Ресурсы, обеспечивающие сохранение стабильного уровня жизни (учет влияния роста численности населения, стипендиатов и пенсионеров, изменение структуры занятости и т.д.).

равно = VII. Ресурсы, обеспечивающие рост реальных доходов

населения.

VIIа. Использование  ресурсов:

а) на повышение фонда оплаты труда, всего в т.ч.

    • повышение минимального уровня оплаты труда;
    • повышение среднего уровня оплаты труда;
    • снижение налогового бремени

б) на увеличении объема трансфертных платежей:,

    • повышение уровня пенсий;
    • увеличение других выплат.

Расчеты реальных доходов  населения в прогнозируемом периоде могут осуществляться по такой схеме:

1. Денежные доходы — всего

в т.ч.:— заработная плата;

    • доходы от собственности;
    • поступления из финансовой системы;
    • пенсии и пособия;
    • стипендии;
    • другие доходы;

2. Денежные доходы не реализуемые на приобретение товаров и услуг, всего:

в т.ч. —  налоги, сборы и другие обязательные платежи;

    • взносы в общественные организации;
    • приобретение лотерейных билетов;
    • приобретение ценных бумаг;
    • выплата процентов за кредит;

— другие нетоварные расходы.

  1. Изменение сбережений у населения.

 

  1. Денежные доходы, реализуемые на приобретение товаров (1 - 2 ± 3).
  2. Натуральные доходы от домашних хозяйств, ферм, от предприятий и организаций:
  3. Материальное потребление в сфере общественного обслуживания.
  4. Выигрыш или проигрыш населения от динамики цен.
  5. Конечные (реально используемые) доходы — (4 + 5 + 6 ±7).
  6. Численность населения — млн. чел.

     10.Реальные доходы на душу населения  — руб.

     11.Динамика реальных  доходов:

+ рост реальных доходов (в  %)

— падение уровня реальных доходов (в %).

В связи с тем, что в общей сумме доходов населения, подавляющая часть приходится на оплату работников наемного труда большое значение имеют расчеты реальной заработной платы. Они ведутся по следующей принципиальной схеме:

  1. Средняя месячная заработная плата лиц наемного труда.
  2. Удержано налогов при выплате заработной платы.
  3. Средняя месячная заработная плата выплачиваемая (1—2).
  4. Индекс цен на товары и услуги, приобретенные лицами наемного труда в прогнозируемом году, по отношению к отчетному (в %)

 

общая сумма покупок всех видов товаров + оплата услуг (в ценах соответствующих лет)

Уц =    общая сумма покупок всех видов товаров + оплата услуг (в сопоставимых ценах)

 

  1. Средняя выплаченная заработная плата по покупательной способности рубля отчетного года (3:4).
  2. Индекс роста заработной платы.

 

В процессе расчетов показателей  уровня жизни народа широко используется отчетный и прогнозный (по сокращенной  схеме) баланс денежных доходов и расходов населения, расчеты величины прожиточного минимума, а также таблицы СНС и, особенно, «Счет образования доходов по отраслям», таблицы «Оплата труда наемных работников по экономике в целом» и «Заработная плата по экономике в целом».

Особенно велика роль в этих расчетах баланса денежных доходов и расходов населения. С его помощью определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, рассчитываются показатели распределения населения по уровню доходов, а также доля населения, живущего ниже уровня бедности. Он позволяет получить представление о доходах и расходах населения в группировке по источникам получения средств и направлением их расходования. Разрабатывается этот баланс по следующей принципиальной схеме:

 

                            Доходы

 

  1. Оплата труда
  2. Доходы рабочих и служащих 
    от предприятий и организаций, 
    кроме оплаты труда
  3. Дивиденды
  4. Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства
  5. Пенсии и пособия
  6. Стипендии
  7. Поступления из финансовой 
    системы: всего

в том  числе:

а) страховые возмещения;

б) ссуды на индивидуальное 
жилищное строительство и другие цели;

в) изменение задолженности 
по ссудам, выданным на потребительские цели;

г) проценты по вкладам;

     д) выигрыши и погашения по займам;

е) выигрыши по лотереям;

    ж) изменение задолженности 
населения по покупке товаров 
в кредит (прирост ±, уменьшение —);

з) изменение задолженности 
по ссудам лицам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица (прирост ±, уменьшение —);

и) возмещение ущерба репрессированным гражданам.

 

8. Прочие поступления:

а) от продажи вещей через 
комиссионные магазины и скупочные пункты;

б) от продажи утильсырья, 
металлолома и др. (несельскохозяйственные заготовки)

в) другие доходы

9. Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных 
и внесенных сумм)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего денежных доходов

 

Превышение расходов  над доходами

 

БАЛАНС

Расходы и сбережения

 

1. Покупка товаров и оплата услуг, всего: в том числе:

а) покупка товаров во всех каналах реализации;

б) оплата услуг и другие рас 
ходы, всего:

в том  числе:

  • оплата жилья и коммунальных услуг;
  • оплата бытовых услуг;
  • услуги системы образования;
  • расходы на путевки в сана 
    тории и дома отдыха, туризм и 
    медицинские услуги;
  • расходы на кино, театры и 
    другие зрелища;
  • расходы на все виды транс 
    порта;
  • оплата услуг связи;
  • прочие расходы

Расходы и сбережения

2. Обязательные платежи и добровольные взносы, всего:

в том  числе:

а) налоги и сборы;

б) платежи по страхованию;

в) взносы в общественные и 
кооперативные организации;

г) возврат ссуд;

д) приобретение лотерейных 
билетов;

е) проценты за товарный 
кредит;

ж) обязательные страховые 
взносы в Пенсионный фонд;

з) страховые взносы в частные пенсионные фонды.

3. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах, всего:

в том  числе:

а) прирост вкладов в учреждениях Сберегательного банка;

б) прирост вкладов в коммерческих банках;

в) приобретение облигаций 
Российского внутреннего займа;

г) приобретение облигаций 
Государственного сберегательного займа;

д) приобретение сертификатов Российской Федерации;

е) прирост (уменьшение) 
средств физических лиц, депонированных в банках для расчетов с использованием пластиковых карт;

ж) приобретение акций предприятий

4.Покупка  жилых помещений

  1. Расходы населения на приобретение иностранной валюты
  2. Деньги отосланные по переводам (за вычетом полученных сумм).

 

Всего денежных расходов и сбережений

 

Превышение доходов  над расходами

 

БАЛАНС


 

 

Важным инструментом государственного регулирования и стратегического планирования доходов населения является определение величины прожиточного минимума, поскольку именно на него государство ориентируется при определении минимального размера оплаты труда. Под величиной прожиточного минимума понимают показатель абсолютного измерения низких доходов населения, обеспечивающих потребление им важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

В процессе расчетов величины прожиточного минимума может быть использован ряд методов:

  1. Статистический (прожиточный минимум устанавливается на 
    уровне доходов, которыми располагают 10—20% самых малоимущих граждан страны).
  2. Нормативный (определяется по фактической стоимости потребительских товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину).
  3. Комбинированный или нормативно статистический (питание определяется по нормативам, а остальное — по его доле в общих расходах).
  4. Субъективный (на основе социологических опросов населения о необходимом минимальном доходе).

 

  1. Ресурсный (исходящий из возможностей экономики обеспечить прожиточный минимум).
  2. Медианный (здесь порогом бедности считается величина, равная половине медианного дохода (среднедушевого дохода населения)).
  3. Условных расчетов (применяется в основном в США. Состоит в оценке уровня стоимости специально сконструированного продовольственного набора и далее, исходя из условного соотношения между величиной прожиточного минимума и стоимостью продовольственного набора как один к трем, определяется величина прожиточного минимума).
  4. Социальный минимум (в отличие от прожиточного, включает в себя более расширенный набор промышленных товаров).

В Российской Федерации  при расчетах прожиточного минимума используется принятый в международной практике комбинированный или нормативно-статистический метод. В соответствии с ним прожиточный минимум есть не что иное как натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низко-доходных семей.

Продовольственный набор  для расчета прожиточного минимума разработан специалистами Института питания АМН России. Он базируется на принятых в мировой практике представлениях о минимальных границах достаточного питания и учитывает в то же время традиционно сложившиеся в России особенности потребления продуктов.

В продовольственный набор  прожиточного минимума входят около 40 наименований продовольственных товаров, объединенных в 11 агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, мясопродукты, молокопродукты, рыбопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное, маргарин, прочие продукты питания (соль, перец и т.д.). Он обеспечивает полное удовлетворение потребности в основных пищевых веществах и энергии по всем социально-демографическим группам при минимальной стоимости «продовольственной корзины».

Минимальная продовольственная корзина  дифференцируется по 8 природно-климатическим зонам, выделенным на основе количественной оценки факторов, определяющих материальные и культурные потребности населения и их территориальную дифференциацию по интегральному показателю условий жизни населения.

Структура бюджета прожиточного минимума помимо расходов на питание включает в себя расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи. Нормативы на эти цели устанавливаются по воле аналогичных затрат в бюджете низко-доходных семей. Информационной базой для их обоснования служат материалы обследования бюджетов домашних хозяйств о фактической структуре расходов наименее обеспеченного населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Составной частью системы рыночного хозяйства  является проблема прогнозирования  и планирования развития социальной сферы. Однако надо отметить, что данная проблема является недостаточно разработанной. Одни исследователи считают, что по отношению к деятельности социальной сферы не применимо планирование, поскольку конечные итоги ее функционирования достаточно трудно поддаются точному количественному выражению. Другие утверждают, что, несмотря на сложность прогнозирования развития социальной  сферы, - это объективная реальность, которая должна изучаться и оцениваться. Представляется правомерной вторая точка зрения.

Эффективность социальной сферы на макроуровне  может быть оценена лишь косвенно через воздействие на рост основных макроэкономических показателей. При этом следует учитывать, что эффект от деятельности организаций социальной сферы проявляется не сразу, а на протяжении ряда экономических циклов и отражается на экономических показателях последующих лет.

Трансформация общества в сфере экономической, культурной, социальной породила массу проблем, поставила многоплановые задачи. Деятельность по развитию социальной сферы в стране недостаточно освещается и пропагандируется. Опыт подобной работы распространяется слабо. Разработка программ, ход их выполнения, контроль за их реализацией могут быть востребованы как пример всеми регионами страны. Их реализация ведет и приводит к решению задач, которые ставит перед собой Российская Федерация, как социальное государство.

Информация о работе Прогнозирование и планирование социального развития и повышения уровня жизни.