Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 10:14, реферат
Прогнозирование и планирование социального развития и повышения уровня жизни.Показатели социального развития национальной экономики.Социальная политика государства.
Введение………………………………………………………………………..3
Прогнозирование и планирование социального развития и
повышения уровня жизни……………………………………………………4
Заключение…………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………16
Большое значение в регулировании уровня жизни имеет прогнозирование уровня доходов населения в определенный момент будущего. Расчеты могут осуществляться двумя методами.
Первый — основан на использовании в расчетах прогнозных значений объема ВНП и его структуры. Сначала определяется величина лично располагаемого дохода населения (ЛРД). Расчет ведется по следующей формуле:
ЛРДt+n = ВНП t+n - А t+n - НПКо t+n + ТП t+n - Н t+n
где:
ВНП — валовой национальный продукт;
А — амортизация;
НПКо — нераспределенная прибыль коммерческих организаций;
ТП — трансфертные платежи (выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице, выплаты инвалидам и т.д.);
Н — налоги;
t+n — год прогнозируемого периода.
Если из полученной суммы ЛРД вычесть сбережения, то можно получить представление о величине доходов населения, которые могут быть использованы на потребление материальных благ и услуг.
Второй метод базируется
на прогнозных значениях объема и
структуры национального
НД = Фп + Фн + Фр (где: Фп — фонд потребления, Фн — фонд накопления и Фр — фонд резервов).
В этом случае логика прогнозирования доходов населения в любом году перспективного периода может иметь следующий вид:
I. Национальный доход в прогнозируемом периоде (определяется по прогнозным таблицам СНС, МОЕ (межотраслевого баланса)).
II. Фонд потребления в национальном доходе (по прогнозным таблицам СНС и МОБ)
прибавить:
вычесть:
равно = III. Потенциальные ресурсы для потребления населением.
вычесть — IV. Конечные (реально используемые) доходы населения в базисном году.
равно = V. Общий прирост ресурсов потребления.
вычесть — VI. Ресурсы, обеспечивающие сохранение стабильного уровня жизни (учет влияния роста численности населения, стипендиатов и пенсионеров, изменение структуры занятости и т.д.).
равно = VII. Ресурсы, обеспечивающие рост реальных доходов
населения.
VIIа. Использование ресурсов:
а) на повышение фонда оплаты труда, всего в т.ч.
б) на увеличении объема трансфертных платежей:,
Расчеты реальных доходов населения в прогнозируемом периоде могут осуществляться по такой схеме:
1. Денежные доходы — всего
в т.ч.:— заработная плата;
2. Денежные доходы не реализуемые на приобретение товаров и услуг, всего:
в т.ч. — налоги, сборы и другие обязательные платежи;
— другие нетоварные расходы.
10.Реальные доходы на душу
11.Динамика реальных доходов:
+ рост реальных доходов (в %)
— падение уровня реальных доходов (в %).
В связи с тем, что в общей сумме доходов населения, подавляющая часть приходится на оплату работников наемного труда большое значение имеют расчеты реальной заработной платы. Они ведутся по следующей принципиальной схеме:
общая сумма покупок всех видов товаров + оплата услуг (в ценах соответствующих лет)
Уц = общая сумма покупок всех видов товаров + оплата услуг (в сопоставимых ценах)
В процессе расчетов показателей уровня жизни народа широко используется отчетный и прогнозный (по сокращенной схеме) баланс денежных доходов и расходов населения, расчеты величины прожиточного минимума, а также таблицы СНС и, особенно, «Счет образования доходов по отраслям», таблицы «Оплата труда наемных работников по экономике в целом» и «Заработная плата по экономике в целом».
Особенно велика роль в этих расчетах баланса денежных доходов и расходов населения. С его помощью определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, рассчитываются показатели распределения населения по уровню доходов, а также доля населения, живущего ниже уровня бедности. Он позволяет получить представление о доходах и расходах населения в группировке по источникам получения средств и направлением их расходования. Разрабатывается этот баланс по следующей принципиальной схеме:
Доходы
в том числе: а) страховые возмещения; б) ссуды на индивидуальное в) изменение задолженности г) проценты по вкладам; д) выигрыши и погашения по займам; е) выигрыши по лотереям;
ж) изменение задолженности з) изменение задолженности и) возмещение ущерба репрессированным гражданам.
8. Прочие поступления: а) от продажи вещей через б) от продажи утильсырья, в) другие доходы 9. Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных
Всего денежных доходов
Превышение расходов над доходами
БАЛАНС |
Расходы и сбережения
1. Покупка товаров и оплата услуг, всего: в том числе: а) покупка товаров во всех каналах реализации; б) оплата услуг и другие рас в том числе:
Расходы и сбережения 2. Обязательные платежи и добровольные взносы, всего: в том числе: а) налоги и сборы; б) платежи по страхованию; в) взносы в общественные и г) возврат ссуд; д) приобретение лотерейных е) проценты за товарный ж) обязательные страховые з) страховые взносы в частные пенсионные фонды. 3. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах, всего: в том числе: а) прирост вкладов в учреждениях Сберегательного банка; б) прирост вкладов в коммерческих банках; в) приобретение облигаций г) приобретение облигаций д) приобретение сертификатов Российской Федерации; е) прирост (уменьшение) ж) приобретение акций предприятий 4.Покупка жилых помещений
Всего денежных расходов и сбережений
Превышение доходов над расходами
БАЛАНС |
Важным инструментом государственного
регулирования и
В процессе расчетов величины прожиточного минимума может быть использован ряд методов:
В Российской Федерации при расчетах прожиточного минимума используется принятый в международной практике комбинированный или нормативно-статистический метод. В соответствии с ним прожиточный минимум есть не что иное как натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низко-доходных семей.
Продовольственный набор для расчета прожиточного минимума разработан специалистами Института питания АМН России. Он базируется на принятых в мировой практике представлениях о минимальных границах достаточного питания и учитывает в то же время традиционно сложившиеся в России особенности потребления продуктов.
В продовольственный набор прожиточного минимума входят около 40 наименований продовольственных товаров, объединенных в 11 агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, мясопродукты, молокопродукты, рыбопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное, маргарин, прочие продукты питания (соль, перец и т.д.). Он обеспечивает полное удовлетворение потребности в основных пищевых веществах и энергии по всем социально-демографическим группам при минимальной стоимости «продовольственной корзины».
Минимальная продовольственная корзина дифференцируется по 8 природно-климатическим зонам, выделенным на основе количественной оценки факторов, определяющих материальные и культурные потребности населения и их территориальную дифференциацию по интегральному показателю условий жизни населения.
Структура бюджета прожиточного минимума помимо расходов на питание включает в себя расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи. Нормативы на эти цели устанавливаются по воле аналогичных затрат в бюджете низко-доходных семей. Информационной базой для их обоснования служат материалы обследования бюджетов домашних хозяйств о фактической структуре расходов наименее обеспеченного населения.
Заключение
Составной частью системы рыночного хозяйства является проблема прогнозирования и планирования развития социальной сферы. Однако надо отметить, что данная проблема является недостаточно разработанной. Одни исследователи считают, что по отношению к деятельности социальной сферы не применимо планирование, поскольку конечные итоги ее функционирования достаточно трудно поддаются точному количественному выражению. Другие утверждают, что, несмотря на сложность прогнозирования развития социальной сферы, - это объективная реальность, которая должна изучаться и оцениваться. Представляется правомерной вторая точка зрения.
Эффективность социальной сферы на макроуровне может быть оценена лишь косвенно через воздействие на рост основных макроэкономических показателей. При этом следует учитывать, что эффект от деятельности организаций социальной сферы проявляется не сразу, а на протяжении ряда экономических циклов и отражается на экономических показателях последующих лет.
Трансформация общества в сфере экономической, культурной, социальной породила массу проблем, поставила многоплановые задачи. Деятельность по развитию социальной сферы в стране недостаточно освещается и пропагандируется. Опыт подобной работы распространяется слабо. Разработка программ, ход их выполнения, контроль за их реализацией могут быть востребованы как пример всеми регионами страны. Их реализация ведет и приводит к решению задач, которые ставит перед собой Российская Федерация, как социальное государство.
Информация о работе Прогнозирование и планирование социального развития и повышения уровня жизни.