Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 21:48, реферат
Цель реферата: Исследование безработицы в России.
Основными задачами при написании реферата по данной теме являются:
- изучить основные понятия и сущность безработицы;
- выявить основные причины ее возникновения;
- рассмотреть возможные меры по борьбе с безработицей;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1. Понятие безработицы и ее виды (формы)
1.2. Причины безработицы
1.3. Методы измерения безработицы.
1.4. Методы борьбы с безработицей
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ
2.1. Факторы, способствующие безработице в России
2.2. Занятость и безработица в Российской Федерации в августе 2014 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основными источниками безработицы являются не рыночные пропорции и условия, складывающиеся на рынке труда т.к. рынок труда лишь отражает существующие в данный момент пропорции между спросом и предложением рабочей силы, но непосредственного участия в их формировании не принимает. Эти пропорции зависят от процессов, находящихся за пределами рынка труда. Рынок лишь обнаруживает их, проявляет безработицу, делает ее видимой для общества.
3. Методы измерения безработицы
В настоящее время в мировой практике применяются два основных метода измерения безработицы:
1) на основе данных соответствующих служб о зарегистрированных безработных;
2) общенациональных
выборочных обследований
Предпочтение, как правило, отдастся одному из методов. В США, Канаде, Японии, Австралии и большинстве скандинавских стран преобладают ежемесячные выборочные обследования, которые служат главным источником информации об уровне, динамике, структуре, длительности и других параметрах безработицы. В большинстве европейских стран полагаются на данные о зарегистрированных безработных.
Каждый из методов имеет спои достоинства и недостатки. Выборочное обследование населения позволяет выявить практически все категории безработных, в том числе и те, которые по каким-либо при чинам оказались вне поля зрения служб занятости. Кроме того, данные обследований удобны для межстрановых сопоставлений. В то же время возможности применения названного метода ограничены.
Во-первых, для регулярного и качественного проведения опросов на основе репрезентативной (в том числе по регионам) выборки и оперативной обработки их результатов требуются соответствующее технологическое обеспечение, квалифицированные кадры и не малые финансовые затраты. Во многих развивающихся странах это стало серьезной преградой на пути широкого распространения данного метода. Россия также столкнулась со значительными финансовыми и технологическими трудностями при организации и проведении общенационального обследования рабочей силы.
Во-вторых, любое выборочное обследование в отличие от сплошного наблюдения объективно предполагает наличие статистической ошибки. В процессе дробления выборки (например, при региональном анализе) ошибка выборки становится все более значимой. На определенном этапе выборка может потерять репрезентативность.
В-третьих, те или иные концептуальные положения, составляющие выборки, вопросы анкеты периодически пересматриваются, что приводит к несопоставимости данных за различные периоды времени.
Преимущества учета безработицы на основе данных регистрации заключаются в том, что при этом не требуется значительных финансовых затрат, а отчетность имеет сплошной и непрерывный характер, что позволяет легко отделить сезонные колебания занятости, безработицы и других параметров рынка груда от долговременных тенденций их изменения. Сплошная статистика дает возможность подробно анализировать ситуацию в каждом регионе и положение безработных по отдельным категориям, так как в этом случае дезагрегирование само по себе не снижает достоверность показателей.
4. Методы борьбы с безработицей
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
1) улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
2) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
1. Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
1.1. Способами увеличения спроса являются:
- стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;
- поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.
1.2. Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
1.3. Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
- экономическое стимулирование молодежной занятости;
- создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
- создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.
2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ.
2.1. Факторы, способствующие безработице в России.
Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.
Анализ официальной статистики в сфере занятости показывает, что органы государственной власти игнорируют проблемы дискриминации. Имеющаяся статистика отслеживает уровень безработицы по признакам пола; возраста; семейного положения (при этом учитывается факт состояния в браке, а не наличия или отсутствия детей); инвалидности. Не находит отражения в официальной статистике уровень безработицы среди этнических и религиозных меньшинств, беременных женщин и матерей малолетних детей, беженцев, вынужденных переселенцев, просителей убежища, лиц без гражданства, иностранных граждан, лиц без регистрации по месту жительства, лиц, состоящих в профсоюзах и являющихся профсоюзными активистами, освободившихся из мест лишения свободы.
Между тем, практически во всех регионах отмечается дискриминация женщин, особенно в связи с беременностью и наличием малолетних детей, инвалидов, пожилых людей. В анкетах, на собеседованиях одним из обязательных для женщин является вопрос о детях и их возрасте, в то время как мужчинам такой вопрос не задается. Большинство вакансий имеют возрастной ценз, причем в отношении женщин более строгий, чем для мужчин. Для мужчин он обычно составляет до 45 лет, в то время как для женщин до 35 лет. Нижний предел, как правило, устанавливается косвенно за счет требования наличия определенного опыта работы, что затрудняет трудоустройство для лиц, впервые ищущих работу. Отмечены случаи дискриминации по национальному признаку в отношении цыган, казахов, лиц других национальностей. Прием на работу инвалидов связан для работодателя с возникновением дополнительных обязанностей в части создания соответствующих условий труда, что приводит к значительным трудностям в трудоустройстве инвалидов, отмечаемых во многих регионах. Беженцы, вынужденные переселенцы, просители убежища, как правило, испытывают трудности при трудоустройстве в связи с отсутствием регистрации по месту жительства. Статистические данные по фактам дискриминации членов профсоюзов и профсоюзных активистов отсутствуют, однако региональные данные указывают на то, что такие случаи имеются.
Дискриминация в связи с занятием профсоюзной деятельностью или принадлежностью к профсоюзам вообще является достаточно распространенной и проявляется в таких формах как:
- необоснованное увольнение;
- установление неравной оплаты (либо невыплата премий членам профсоюзов);
- препятствия в продвижении по службе (в частности, отказ в направлении на обучение для повышения квалификации, необходимой для продолжения работы);
- отказ в переводе в реорганизуемые предприятия вместе с остальными работниками (известны случаи, когда реорганизация или реструктуризация проводится именно с целью избавиться от работников, являющихся членами профсоюза, профсоюзных активистов).
2.2. Занятость и
безработица в РФ в августе
2014 года (по итогам обследований
населения по проблемам
Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю августа 2014 года.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в августе 2014г. составила 76 млн.человек, или 53% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 72,4 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,7 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в августе 2014г. составил 4,8% (без исключения сезонного фактора).
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в августе 2014г. составил 66,1%.
Экономическая активность населения
(без корректировки сезонных колебаний)
2014 год |
Август 2014г. (+,-)к | |||||
1 квартал |
2 квартал |
июль |
август |
Августу 2013г |
Июлю 2014г. | |
Тыс. человек |
||||||
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) |
74979 |
75287 |
75875 |
76029 |
-331 |
154 |
Занятые |
70835 |
71496 |
72177 |
72365 |
-34 |
189 |
Безработные |
4144 |
3792 |
3698 |
3664 |
-297 |
-35 |
В процентах |
||||||
Уровень экономической активности |
68,5 |
68,89 |
69,3 |
69,4 |
0,2 |
0,1 |
Уровень занятости |
64,7 |
65,3 |
65,9 |
66,1 |
0,4 |
0,2 |
Уровень безработицы |
5,5 |
5,0 |
4,9 |
4,8 |
-0,4 |
-0,1 |
По сравнению с июлем 2014г. численность занятого населения в августе 2014г. увеличилась на 189 тыс.человек или на 0,3%, численность безработных уменьшилась на 35 тыс.человек, или на 0,9%. По сравнению с августом 2013г. численность занятого населения уменьшилась на 34 тыс. человек, или на 0,05%, численность безработных уменьшилась на 297 тыс.человек, или на 7,5%
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,4 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце августа 2014г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 836 тыс.человек, что на 2,2% меньше по сравнению с июлем 2014г. и на 9,6% - по сравнению с августом 2013 года.
Как показывают материалы обследования населения по проблемам занятости, в августе 2014г. 71% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в августе 2014г. составила 24,2%, среди безработных женщин - 34,8%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в августе 2014г. его использовали 62,3% безработных. Поиск работы в средствах массовой информации и интернете - второй по популярности способ поиска работы, который использовали - 41,4% безработных.
Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в августе 2014г. составила 45,2%, доля городских жителей - 64,1%.
Безработица городского
и сельского населения
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в августе 2014г. составил 34,9 года. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 28,2%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,6%, 20-24 лет - 23,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (23,4%) и 20-24 лет (13,3%). По сравнению с августом 2013г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 0,4 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 0,1 процентного пункта.
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в августе 2014г. составил 14,2%, в том числе среди городского населения - 12,7%, среди сельского населения - 18,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,7 раза, в том числе среди городского населения - 4,0 раза, сельского населения - 3,1раза.
Информация о работе Проблемы безработицы в современной России