3 Являясь сторонником
натурального хозяйства, основанного
на эксплуатации рабов, Аристотель
рассматривал экономические явления
с точки зрения наибольшей
пользы. Все виды деятельности
разделены на две группы: экономию
и хрематистику.
Аристотель сформулировал проблему (четко
сформулировать проблему - на половину
решить ее). Аристотель провел анализ капитала,
при этом он разделил капитал на торговый
и денежный. Для анализа капитала Аристотель
ввел понятие “хрематистика” (“хрема”
- “имущество” (греческое) - извлечение
прибыли, накопление богатства). Под хрематистикой
Аристотель понимал деятельность, направленную
на извлечение прибыли, на накопление
богатства, в отличие от экономики - как
деятельности, направленной на приобретение
благ для дома и государства. При этом
первую форму организации хозяйства Аристотель
считал противоестественной, а его особое
негодование вызывал процент, который
он расценивал как самую противоестественную
форму дохода, ибо, по его мнению, деньги
предназначены лишь для обмена и не могут
родить новые деньги. Согласно взглядам
Аристотеля, процент представляет собой
"выгоду" за счет должника, которую
присвоил ростовщик и тем обогатился и
это присвоение есть выражение его порочной
алчности и скупости. Ростовщик присвоил
процент несправедливо, так как он его
не создавал, а вынудил отдать себе, сделав
деньги источником приобретения новых
денег, встав на путь коренного извращения
их природы.Он
считал эту деятельность (накопление
богатства) противоестественной, отрицательной,
относящейся к ростовщичеству. Его волновал
вопрос “о справедливой цене”.
Анализируя
природу денег, Аристотель настаивал
на том, что деньги являются результатом
соглашения между людьми и "в нашей
власти сделать их неупотребительными".
Но и здесь его позиция двойственна.
Различая экономику
и хрематистику, Аристотель подчеркивает,
что если деньги относятся к "экономике"
- то это знак стоимости, обусловленный
законом или обычаем, а если к "хрематистике"
- то они выступают как реальный представитель
неистинного богатства. Более того, именно
с изобретением денег происходит разрушение
экономики, превращение ее в хрематистику,
в искусство делать деньги. А в искусстве
наживать состояние "...никогда не бывает
предела в достижении цели, так как целью
здесь оказывается беспредельное богатство
и обладание деньгами... Все, занимающиеся
денежными оборотами, стремятся увеличить
свои капиталы до бесконечности". Поэтому
и богатство, к которому стремиться хрематистика,
безгранично. Аристотель с сожалением
констатирует, что из экономики неизбежно
вырастает хрематистика. В современных
терминах это признание означает, что
из простого товарного производства неизбежно вырастают
капиталистические отношения.
Среди
прочего, волновала Аристотеля и
проблема установления справедливости
в обмене. Обмен, по Аристотелю, есть
особая форма уравнивающей справедливости,
где проявляется принцип равенства, эквивалентности.
Но равенство невозможно без соизмеримости.
Однако трудно предположить, чтобы разнородные
предметы были соизмеримы, т.е. качественно
равны. Отсюда Аристотель делает вывод,
что приравнивание может быть чем-то чуждым
истинной природе вещей, искусственным
приемом. И таким искусственным приемом
становится их соизмерение посредством
денег. Являясь сыном своего времени, Аристотель
не мог принять мысль о равенстве труда
социально неравных людей (рабов и граждан)
и потому встал на позицию бесполезности
поисков соизмеримости товаров трудом,
его продолжительностью. С другой стороны,
и в этом опять проявляется двойственность
позиции Аристотеля, в составе издержек
производства он придавал наибольшее
значение именно труду. В конечном счете,
Аристотель приходит к выводу, что обмен
на принципах справедливости означает
обмен "по достоинству". Он утверждает,
что зная истинное достоинство обменивающихся
лиц, можно установить пропорции обмена.
И приводит следующий пример: если 100 пар
обуви = 1 дому, а достоинство строителя
вдвое больше достоинства сапожника, то
строитель относится к сапожнику как 200
пар обуви к одному дому. И именно такое
соотношение обмена должно считать справедливым.
Как видим, в античном мире экономические
и этические проблемы еще не рассматривались
порознь.
Но этическая направленность экономической
жизни скорее характерна для древнегреческих
мыслителей, в то время как для древнеримских
мыслителей, исследующих экономические
проблемы, на первый план выходят практические
вопросы, связанные с рациональной организацией
крупного хозяйства рабовладельческого
типа.
Экономические
и этические проблемы Аристотель
не рассматривал порознь в отличие
от древнеримских мыслителей,
которые экономические проблемы отделяли
от этических.
Древнеримские мыслители
исследовали практические вопросы организации
крупного хозяйства рабовладельческого
типа. Древний Рим - круг рассматриваемых
экономических вопросов сводил к вопросам
обеспечения эффективности ведения хозяйства
и рационального сочетания факторов производства.
. К слову сказать, в последней трети девятнадцатого
века именно эти вопросы стали центральными
для экономической теории и в настоящее
время представляют собой существенную
часть современного курса "Микроэкономика".
3.Специфика экономики
Греции
Совершенство
греческой мысли превратило ее в пробный камень,
с помощью которого ведущие мыслители
следующих поколений проверяли свои исследования
Экономические
идеи мыслителей Древней Греции отобразили
проблемы периода генезиса, расцвета
и кризиса эпохи рабовладения.
Они характеризуются оригинальностью и глубиной,
попыткой создать учение об организации,
управлений рабовладельческим хозяйством
(ойкономию) и государством (политику)
Экономические
взгляды мыслителей Древней Греции
исторически стали отправным
пунктом для формирования экономической науки и осуществили
огромное влияние на последующее развитие
научного знания. Экономические идеи выдающегося
древнегреческого философа Аристотеля,
проблемы, на которые он первым обратил
внимание, стали центральными для многих
следующих поколений исследователей в
экономической области.
Кто опережает в науках, но отстает в нравственности,
тот двигается назад, а не вперед.
Богатство — не то благо, к которому мы
стремимся, ведь оно всего-навсего полезное
для достижения чего-то другого.
Литература
1. “История мировой
экономики” , А. Н. Маркова (Москва,
1996 год) .
М. Экономическая мысль
в ретроспективе.-М.,1994,с.660. ,М.Блауг
К. Куманецкого История
культуры Древней Греции и Рима
Мякин Т. Г. История
Древней Греции и Древнего Рима.
Ксенофонт. О доходах
// Хрестоматия по истории Древней
Греции / Под ред. Д. П. Каллистова. М.,
1964. С. 343–357.
Ксенофонт. Домострой // Ксенофонт.
Сократические сочинения / Пер. С. И.
Соболевского. СПб., 1993
- Паневин К. В. История Древней Греции. – Санкт-Петербург: Полигон, 1999.
- Поляков Г. Б. История мировой экономики. – М.: Олма-пресс, 1998.
Платон. Законы / Пер.
А. Н. Егунова и др. М., 1999.