Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 15:30, курсовая работа
В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не было инфляции. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, — циклическим кризисам. По-прежнему актуальна проблема инфляции и для России.
Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.
Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.
Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Определение и сущность инфляции………………………………………......4
1.1 Причины инфляции…………………………………………………………...6
1.2 Типы и виды инфляции……………………………………………………...11
2. Измерение инфляции…………………………………………………………17
3. Антиинфляционная политика государства………………………………….20
4. Последствия инфляции……………………………………………………….26
5. Показатели инфляции в России и других странах мира……………………27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………31
2. Измерение Инфляции
Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.
Инфляция в соответствии с монетаристской теорией денег должна измеряться излишком денежной массы в обращении. На практике это сделать сложно, поэтому измерение инфляции сводится к теории роста цен, а именно к определению основных видов индексов цен.
Индекс цен (I) — это отношение цены t-го года (Pt) к цене базисного года (Pb), т.е.
I = (Pt / Pb)*100%
Различают следующие основные виды индекса цен:
Наиболее часто используемым показателем уровня цен является индекс потребительских цен — это отношение цены потребительской корзины в t-м году к ее цене в базисном году. При вычислении индекса потребительских цен принимают во внимание не все конечные товары и услуги, а только те, которые составляют так называемую потребительскую корзину, приобретаемую типичным домашним хозяйством. Сюда входят основные продовольственные товары, набор основных непродовольственных товаров (одежда, обувь, бытовые товары) и основных услуг (медицинские, транспортные услуги, связь, отдых, культура, личная гигиена).
Индекс оптовых цен представляет собой типичный набор товаров, приобретаемых фирмами.
Необходимо сделать еще одно уточнение. Индекс цен, рассчитываемый для неизменного набора товаров, получил название индекса Ласпейреса (II):
Ii=(Pt*Qt ) / (Pb*Qb )
где Pt – цена t-го года; Pb – цена базисного года; Qt –объем продукции, произведенной в t-м году; Qb – объем продукции, произведенной в базисном году.
Однако он не учитывает возможности замены более дорогих товаров более дешевыми, т.е. происходит недооценка возможного изменения товарной структуры. Индекс, рассчитываемый для изменяющеюся набора, т.е. учитывающий возможность взаимного замещения товаров, называется индексом Пааше(Ip):
Ip=(Pt*Qt ) / (Pb*Qt)
Но в индексе Пааше не отражается происходящее при этом снижение уровня благосостояния. Формула Фишера (If) устраняет недостатки обоих индексов:
If =Ii * Ip
If
=
Если учитывать только стоимость потребительской корзины, то в целом по экономике правильнее использовать более полный показатель — дефлятор ВНП — отношение номинального ВНП к реальному ВНП. Дефлятор охватывает все виды товаров — потребительских, инвестиционных. Хотя он шире, чем индекс роста цен, рассчитываемый по формуле Ласпейреса, однако ежемесячно данные по нему собрать очень сложно, поэтому в ежемесячной статистике во многих странах предпочитают использовать последний. В долгосрочной перспективе эти показатели сближаются.
Часто в расчетах ряда макроэкономических показателей используется так называемый темп инфляции (n). Он определяется как отношение разности индекса цен текущего периода и индекса цен предыдущего периода к индексу цен предыдущего периода:
С помощью этого показателя (темп инфляции) можно, например, определить соотношение между номинальной процентной ставкой и реальной процентной ставкой по формуле Фишера:
i=r + n
где i — номинальное значение процентной ставки; r — реальное значение процентной ставки.
Для страны, где наблюдаются устойчивые темпы инфляции, с целью расчета количества лет, необходимых для удвоения уровня цен, можно использовать «правило величины 70», согласно которому число 70 надо разделить на ежегодный уровень инфляции.
В
качестве косвенного показателя уровня
инфляции используются данные об отношении
товарных запасов к сумме денежных
вкладов населения (сокращение запасов
и рост вкладов свидетельствуют о повышении
степени инфляционного напряжения). Данные
о превышении доходов населения над расходами
в процентах к доходам также могут
характеризовать уровень инфляции. Если
доходы растут быстрее или даже одинаково
с ценами, это свидетельствует об опасности
раскручивания инфляционной спирали.
3. Антиинфляционная политика государства.
Инфляция является неизбежным спутником современной рыночной экономики, обусловленным ее нечисто конкурентным характером. Как невозможна полная ликвидация бюджетных дефицитов, деятельности профсоюзов, монополистических структур, диспропорции в экономике, инфляционных ожиданий, так невозможно и абсолютное устранение порождаемых этими факторами инфляционных процессов.
Следовательно, основной целью государственной антиинфляционной политики является не искоренение инфляции, а превращение ее в управляемый процесс, доведение до умеренного уровня. Можно выделить несколько вариантов государственной антиинфляционной политики в зависимости от целей, основных инструментов, ориентации на решение тактических или стратегических задач.
В зависимости от цели выделяют два направления такой политики.
Первое — адаптивная политика, ориентированная на смягчение негативного влияния высокой инфляции на уровень жизни населения и ослабление социально-политической напряженности в обществе.
Инструментами для этого является индексация заработной платы: и некоторых других денежных доходов (прежде всего социальных транс фертов). Индексация может быть полной, т. е. практически компенсировать рост цен, и частичной, не устраняя, а уменьшая снижение реальных доходов. Чаще всего в большей мере индексируются меньшие размеры доходов. Индексация может носить запаздывающий характер, т.е. компенсировать уже произошедшее увеличение уровня цен. В этом случае законом часто устанавливается порог индексации — индекс потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов.
В некоторых странах индексация носит упреждающий характер (в условиях прогнозируемой инфляции) — так называемая система адаптации к новым условиям. При этом новые ставки и оклады определяются в тарифных соглашениях как результат договорного процесса, исходя из оценок профсоюзами, работодателями, правительством уровня ожидаемой инфляции. В международной практике (чаще — в развивающихся странах) существуют иные меры приспособления к инфляции: поддержание государством (в том числе за счет дотаций) пониженных цеп на ограниченный набор жизненно важных товаров, удовлетворяющих потребности беднейшего населения, создание сети дешевых социальных магазинов (для тех же слоев), различные формы благотворительной помощи.
Второе направление — политика, нацеленная на снижение высоких темпов инфляции путем воздействия на факторы, их обусловливающие.
Концептуальные основы такого регулирования различны у сторонников кейнсианской и монетаристской теории. Инфляция есть проявление макроэкономического неравновесия AD>AS. Следовательно, его относительного выравнивания можно добиться, воздействуя либо на совокупный спрос (в сторону его сокращения), либо на совокупное предложение (в сторону его увеличения).
Кейнсиаиская концепция антиинфляционного регулирования выделяет в качестве приоритетного направления обуздание инфляции увеличением совокупного предложения путем увеличения эффективного спроса. Для этого необходимо увеличить государственные инвестиции с их значительным мультипликативным эффектом через размещение крупных государственных заказов. Наряду с этим необходимо удешевить кредиты, что будет стимулировать частные инвестиции. Рост инвестиционного спроса обусловит рост предложения, что окажет понижающее давление на цены.
Однако увеличение обусловленных крупными государственными заказами расходов бюджета влечет рост бюджетного дефицита.
По
Кейнсу, этот дефицит должен покрываться
не за счет дополни, тельной денежной эмиссии
(что усугубило бы инфляцию), а за счет
государственных займов, которые будут
погашаться, когда инфляция приобретет
умеренные темпы.
Критикуя кейнсианские антиинфляционные рецепты, представители монетаристской школы отмечали, что подобные методы не позволяют экономическому кризису выполнить свою функцию «санации» экономики, очистить ее от неэффективных структур. В результате выход из кризиса осуществляется быстрее, но структурные диспропорции в экономике сохраняются, поэтому и обвал экономики в новый кризис происходит раньше: сокращается период устойчивого экономического роста. Более того, в условиях высокой галопирующей и (тем более) гиперинфляции дожидаться отдаленных во времени результатов повышения эффективности спроса невозможно. Нужны срочные меры, ориентированные на быстрое гашение темпов инфляции.
Поскольку представители монетаристской школы (М. Фридмен) рассматривают инфляцию как чисто денежное явление, спровоцированное к тому же избыточным государственным вмешательством в экономику, главным является восстановление денежного рынка.
Тактические, первоочередные меры нацелены на сокращение совокупного спроса, т. е. проведение конфискационной денежной реформы, замораживание сбережений и заработной платы. Одновременно осуществляется свертывание социальных программ, дотаций и субсидий неэффективным производителям, что наряду с сокращением совокупного спроса ведет к уменьшению расходов бюджета, а значит, и его дефицита.
Из мер по увеличению совокупного предложения, но мнению М. Фридмена, приемлемы лишь те, которые не требуют дополнительных государственных инвестиций: это прежде всего продажа ресурсов, информации, государственных предприятии. Приток частных инвестиций должен обеспечиваться максимальной либерализацией рынка.
Ставка процента за кредит первоначально должна не снижаться, как в кейнсианской политике, а возрастать, что также окажет понижающее воздействие на инвестиционный и потребительский спрос.
На фоне сокращения совокупного спроса удорожание кредитов и отмена государственных дотаций и субсидий приведет к быстрой «санации» экономики - банкротству неэффективных производителей. С одной стороны, это усугубит экономический спад, с другой - создаст рыночные ниши, освободит ресурсы для эффективного производства. Тогда становится возможным стимулирование роста инвестиций путем снижения налоговых ставок, результатом чего станет увеличение предложения и снижение цен. Значительные социальные издержки «санирующего» этана монетаристской антиинфляционной модели (усугубление экономического спада, рост безработицы, резкое снижение уровня жизни) требует жесткого и последовательного проведения ее в жизнь в сжатые сроки - так называемой «шоковой терапии».
Однако практика развивающихся стран и стран переходной экономики показала, что прямое следование монетаристским рецептам не всегда достигает цели. Отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, высокая степень монополизации экономики становятся препятствием к этому. «Шоковая терапия» срабатывает в развитой рыночной экономике, где:
Кроме того, при критически низком уровне жизни значительных слоев населения дальнейшее его падение в результате «шоковой терапии» может так сократить внутренний спрос, что сделает невыгодным любое производство, а порой и повлечет политическую дестабилизацию. Все это, увеличивая инвестиционные риски, может спровоцировать бегство капиталов из страны.