Приватизация и разгосударствование в Республике Беларусь. Международная торговля. Торговые барьеры

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:27, контрольная работа

Краткое описание

Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому тема, посвященная приватизации и разгосударствлении государственной собственности, международной экономики и её торговыми барьерами является актуальной. Приватизация связана, прежде всего, с прагматическими соображениями на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализацию и сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и уменьшения бюджетного дефицита.

Оглавление

Введение 3
1. Приватизация и разгосударствление в Республике Беларусь 4
1.1 Разгосударствление 4
1.2 Приватизация 5
1.3 Методы и способы приватизации в Республике Беларусь 6
2. Международная торговля. Торговые барьеры 9
2.1 Международная торговля 9
2.2 Торговые барьеры 11
3. Практическая часть 14
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

кро и беларусь.docx

— 111.70 Кб (Скачать)

 

Процесс приватизации должен пройти в два этапа:

  • первый этап – так называемая «малая приватизация», объектами которой выступают предприятия коммунальной собственности (магазины, парикмахерские, кафе и т.д.);
  • второй этап – приватизация средних и крупных объектов с привлечением иностранных инвесторов.

 

Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о приватизации земли. Одна из главных причин, побуждающих государство  отходить от монопольного владения землёй, является неэффективность использования  и ухудшения состояния сельскохозяйственных земель. Но в статье 13 Конституции Республики Беларусь записано: «Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства».

 

В заключение работы можно сказать, что приватизация - это переход  государственной собственности  в частные руки (физическими и  юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной  форм собственности в результате принятия правительством программы  социально - экономических преобразований. В развитых странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные  процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она — следствие  исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась  в этих странах. В развивающихся  странах приватизация обусловлена  тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в  большом внешнем долге и в  невозможности получения новых  иностранных кредитов, без чего эти  страны не могут нормально функционировать  и развиваться.

 

2. Международная торговля. Торговые барьеры

2.1 Международная торговля

 

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями  разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и  выражает их взаимную экономическую  зависимость.

 

Структурные сдвиги, происходящие в  экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация  и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами. Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.

 

Перед дилеммой выбора внешнеторговой национальной политики рано или поздно стоят все государства.  На протяжении двух столетий на эту тему ведутся жаркие дискуссии. В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей. Национальные производственные различия определяются разной нацеленностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах. Эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы.

 

Абсолютное преимущество — преимущество в производстве определенных товаров  и услуг, которым одна страна обладает по отношению ко всем или большинству других стран благодаря особенностям климата, образования, трудовых навыков населения и других особых факторов производства. Наличие у страны абсолютных преимуществ в определенных отраслях означает, что страна имеет возможность производить соответствующие товары или услуги с меньшими удельными издержками. Абсолютное преимущество имеет место, когда вам или вашему партнеру удается произвести какой-либо продукт с наименьшими затратами труда на единицу продукции, или, что то же самое, на одну и ту же величину затрат труда произвести наибольшее количество продукта.

 

Сравнительное преимущество — более  низкие издержки одного производителя  по сравнению с издержками другого, что позволяет разделить выпуск продукции между ними в пользу первого производителя для получения  большей отдачи, выгоды. Они наиболее характерны для разных стран и находят проявление в международной торговле. Согласно принципу международной специализации по Смиту и Рикардо, международная торговля являет собой средство, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.  
Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Структура ресурсов и уровень технологических знаний каждой страны различны. Следовательно, каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых в стране выше относительно других стран.

 

Во внешнеэкономической деятельности различают экспортные, импортные, реэкспортные, реимпортные издержки. Экспорт – вывоз за границу товаров, проданных иностранному покупателю или предназначенных для продажи на иностранном рынке. Реэкспорт – вывоз из страны ранее импортированных в неё товаров — чаще всего сырьевых, для перепродажи другим странам. Импорт – ввоз в страну товаров, работ, услуг результатов интеллектуальной деятельности и т. п. на таможенную территорию страны из-за границы без обязательств про обратный вывоз. Импортный товар должен соответствовать стандартам Республики Беларусь и иметь соответствующее подтверждение, чаще всего в виде сертификатов качества по правилам республиканской системы сертификации или заграничного сертификата, признаваемого в Республике Беларусь, в соответствии с международными, двусторонними соглашениями. Реимпорт – ввоз товаров, ранее вывезенных, но не переработанных.

 

2.2 Торговые барьеры

 

Большинство государств активно участвуют  в международной торговле. Однако конкуренция и защита национальных интересов на мировом рынке делает необходимым существование различных  форм государственного регулирования  внешней торговли. Исторически сложились  два типа государственной политики в области внешней торговли: свободная  торговля и протекционизм. Свободная торговля или фритредерство (от английского free trade – свободная торговля) предполагает свободное движение товаров и услуг между странами без известных торговых барьеров. Принцип «свободной торговли» появился в виде научной теории в конце XVIII века в Англии, затем в XIX веке он стал выступать в качестве официальной экономической политики Англии. Преимущества свободной торговли состоят в том, что она стимулирует конкуренцию, ограничивает монополизм национальных фирм. Производители вынуждены вводить новшества, повышать качество продукции, снижать её себестоимость и цены, увеличивать эффективность производства. Свободная торговля расширяет предложение товаров, что даёт потребителям большие возможности выбора товаров. Развитие международного разделения труда обеспечивает эффективное размещение ресурсов, это приводит к экономическому росту и более высокому материальному благосостоянию людей. Наконец, свободная торговля способствует большей открытости обществ, значит, сближению и сотрудничеству народов и стран. Однако государства проводят и политику протекционизма, используя различные барьеры для свободной торговли.  
Протекционизм (от латинского protectio – защита, покровительство) – это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов. Суть этой политики, во-первых, в сдерживании ввоза в страну высококонкурентной зарубежной продукции, а во-вторых, в покровительстве экспорту товаров национального производства. Для проведения политики протекционизма государства используют различные торговые барьеры.

 

Виды торговых барьеров:

  • Таможенные пошлины или тарифы – это налоги на импортируемые товары. Этот налог увеличивает затраты экспортёров, что приводит к повышению цены на данные товары и затрудняет их сбыт в данной стране. Таможенные пошлины бывают: фискальные, т.е. пошлины, вводимые на товары, которые не производят внутри страны (они пополняют бюджет страны); протекционистские, т.е. пошлины, предназначенные для защиты национальных производителей от иностранных конкурентов;
  • Импортные квоты – это ограничения количества ввозимого товара (например, ограничение количества ввозимых овощей и фруктов, которое было введено в 2002 году в РБ). Квота отличается от тарифа. Тариф ограничивает импорт, увеличивая его стоимость, квота же просто ограничивает количество легально ввозимых товаров. Сокращение импорта приводит к увеличению цены соответствующего товара. Это позволит отечественным производителям устанавливать более высокие цены на свой товар. Потребителям снова придется платить больше. Хотя результат от введения как тарифов, так и квот одинаков – поднимется цена товара, но между ними существует важное отличие. Устанавливая тариф, страна – импортер создает для себя некоторый доход. Квота же означает увеличение доходов для страны – экспортера. Каким образом это происходит? При сокращении объемов экспорта государство должно решить, какие фирмы и в каком количестве будут экспортировать свою продукцию. Фирмы – экспортеры найдут выгодным для себя заплатить своему правительству за право экспортировать, тем самым, давая доход своему государству;
  • Эмбарго – частичный или полный запрет торговли с какой – либо страной (чаще всего применяется как средство индивидуального или коллективного давления на те или иные страны, например, частичное эмбарго ООН на закупки нефти в Ираке за её агрессивное поведение в 90-х годах ХХ века или США в течение многих лет накладывало эмбарго на торговлю с Кубой);
  • Стандарты – ограничение импорта или увеличение стоимости импортных товаров путём введения определённых стандартов, т.е. ограничение или запрещение продажи товаров, которые не удовлетворяют национальным или международным стандартам. Это еще один способ увеличения стоимости импортируемых товаров;
  • Субсидии – предоставление помощи отечественным производителям (в частности, государственная поддержка позволяет экспортёрам применять политику демпинга, т.е. продажу своих товаров по заниженным ценам). Вместо того, чтобы пытаться увеличить затраты импортеров, страна может защитить отечественных производителей, предоставляя им субсидии для снижения их затрат на производство. Хотя такие действия могут быть осуществлены для того, чтобы понизить цены и сделать своих потребителей богаче, следует помнить, что субсидии должны быть кем-то оплачены. На деле субсидии выплачиваются за счет налогов, собираемых со всех налогоплательщиков, таким образом, заставляя каждого поддерживать производителей этого товара независимо от того, покупает он данный товар или нет. По сравнению с этим тарифы имеют хотя бы то достоинство, что только те, кто покупает товары, облагаемые тарифом, должны платить более высокую цену;
  • Добровольные экспортные ограничения – это ограничение страной – экспортёром в добровольном порядке объёма своего экспорта (например, в 1981 году японские автомобилестроители ввели добровольные ограничения на ввоз своих автомобилей в Америку, так как они боялись, что США введет более высокие тарифы или низкие импортные квоты). Бывает также, что на почве протекционизма между странами разворачиваются целые «торговые войны», например, «говяжья война» между Америкой и Европейским союзом: американцы стремились расширить рынок сбыта в Европе своей дешёвой (благодаря применению гормонов роста) говядины, европейцы препятствовали этому, ссылаясь на канцерогенную опасность гормонов, но больше имея в виду интересы своих фермеров. Или «стальная война» между США и Россией, наводнившей американский рынок более дешёвой продукцией. Также известны тресковые, банановые, винные и другие войны.

 

Протекционистская политика имеет  свои положительные и отрицательные  стороны. Плюсы протекционизма: уравновешивает торговый баланс, позволяет защитить национальных производителей, защищает молодые отрасли, которые только вступили на мировой рынок, стимулирует  собственное производство. Минусы протекционизма: ослабляет конкуренцию в экономике, что приводит к ухудшению качества продукции, росту затрат, снижению внедрений  достижений НТП, т.е. к падению эффективности  производства; в результате введения торговых барьеров растут цены на продукцию  и снижаются возможности выбора; подрывает возможности экспорта, т.к. международная торговля – это  «улица с двусторонним движением», т.е. если ограничивается импорт, то будет сокращаться и экспорт. В настоящее время страны в большинстве случаев проводят гибкую внешнеторговую политику, сочетая методы протекционизма и элементы свободной торговли.

 

Для регулирования отношений между  странами в области международной  торговли созданы международные  организации:

  • ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию, учреждена в 1964 году и на 1 апреля 2000 года объединяла 188 членов. Данный орган решает проблемы мировой торговли и экономического развития молодых государств;
  • Всемирная торговая организация (ВТО), бывшее Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), заключено в 1947 году 23 государствами. В 2001 году в ВТО входило более 140 государств (в том числе Грузия, Киргизия, Латвия, Молдова, Эстония). Данная организация решает проблемы и спорные вопросы в мировой торговле;
  • ЕАСТ – Европейская ассоциация свободной торговли, образована в 1960 году 7 европейскими государствами, сейчас в её составе 6 участников. Её цель – создание условий для свободной взаимной торговли для стран – участниц.

 

Если рассматривать мировую  торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленноразвитые и  отсталые. Нельзя не заметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов.

 

3. Практическая часть

3.1 Задача

 

Информация о работе Приватизация и разгосударствование в Республике Беларусь. Международная торговля. Торговые барьеры