Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. [Видяпин 2005
Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. CУЩНОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ
Понятие, пути и формы разгосударствления и приватизации
Необходимость приватизации
Мировой опыт
Влияние современного кризиса на процессы приватизации
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ И РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ В РОССИИ
Акционирование и ваучерная приватизация / Этапы приватизации
Итоги и перспективы приватизации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

кафедра «Финансы и налогообложение»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт.

 

     

 

 

 

 

 

 

       Выполнил: студентка 1  курса,

       гр. 1.4.В-ФК очного отделения

                                                                   Ямалетдинова Л.А.

                                    Руководитель:

                                                                             к.э.н., доцент Чайка Л.И.

   

             «____»____________200__ г.

 

УФА 2009

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. CУЩНОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ

    1. Понятие, пути и формы разгосударствления и приватизации
    2. Необходимость приватизации
    3. Мировой опыт
    4. Влияние современного кризиса на процессы приватизации

ГЛАВА 2.  ЭТАПЫ  ПРИВАТИЗАЦИИ И РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ В РОССИИ

    1. Акционирование и ваучерная приватизация / Этапы приватизации
    2. Итоги и перспективы приватизации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ И РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ

    1. Понятие и пути разгосударствления и приватизации

Разгосударствление –  это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства  в экономике. [Видяпин 2005

Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Разгосударствление не означает, что государство перестает  играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.

Процесс разгосударствления не равнозначен денационализации1, т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.

Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности. Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики.

Таким образом,  различие между приватизацией и разгосударствлением  сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая является понятием, охватывающим весь комплекс преобразований существующей хозяйственной системы, направленных на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

Конкретные программы  приватизации обычно преследуют несколько  целей:

1) Путем продажи государственной  собственности облегчить бремя государственного бюджета, ликвидировав дотации предприятиям  и увеличив поступления в доходную часть бюджета.

2) Создать конкурентные  условия в тех отраслях, где  все предприятия, будучи государственными, управлялись из единого административного центра.

3) Воспользоваться изменением  формы собственности и провести предварительную рационализацию структур крупных государственных корпораций  до их превращения в частные.

4)  Осуществить приватизацию  и акционирование таким образом,  чтобы контроль над крупными  корпорациями попал в руки  тех частных лиц  или институтов, которые заинтересованы в развитии производства, а не в спекулятивной перепродажи собственности.

5) Воспользоваться приватизацией  для максимального «распыления»  акций среди рабочих и мелких  служащих. Эта мера рассматривается как составной элемент общей социальной политики, стимулирующей среди  прочего участие трудящихся в капитале и/или управлении предприятием. [Кузнецов ]

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций.

Основными способами  разгосударствления являются:

1) либерализация рынков;

2) коммерциализация;

3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);

4) денационализация.

Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о:

- снятии различного  рода запретов и устранении  барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов;

- о диверсификации  производства и продаж, в результате  чего растет число многопрофильных  фирм, чья продукция может поступать  на самые разные рынки.

Государство поощряет также  малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

Коммерциализация государственных  предприятий заключается в их переводе на коммерческий расчет, в  подчинении их деятельности принципам  рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

Еще одним способом разгосударствления является создание смешанных предприятий  с участием государства и субъектов  иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.

И еще один способ разгосударствления – это денационализация государственной  собственности, которая в подавляющей  своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

         Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.

Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального  продукта, перераспределяемого через  государственный бюджет. Иначе говоря, сокращается часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые и другие платежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о развитии рыночных механизмов.

Следует уточнить, что при разгосударствлении форма собственности не изменяется (в отличие от процесса приватизации). В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы. 

Бесплатная  приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ‘ваучерами’. Такую идею в России выдвинул ещё в 1985 году российский экономист В. Найшуль.

Противники  бесплатной модели приватизации выдвигают несколько существенных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не ценится людьми и соответственно мало шансов , что появятся собственники способные эффективно использовать собственность.           Во-вторых , каким образом определить долю каждого в процессе дележа государственного имущества. И в-третьих каким образом оценить всю государственную собственность. Выдвигая эти аргументы они  предлагают другую модель .

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется , а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета .

Однако противники указывают, что у широких слоёв населения  нет средств для выкупа государственной  собственности. В целом денежная приватизация приведет к ещё большему расслоению общества и обострению проблемы социальной справедливости.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или  быстрой. Один из ведущих экономистов Кеннет Эрроу считает, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам :

  1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;
  2. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;
  3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;2

Сторонники быстрой  приватизации считают , что таким  путем можно в сжатые сроки  создать новый класс частных  собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий . Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Приватизация с одной стороны,  должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

    1. Необходимость приватизации

 Частная собственность  - ключевой институт рыночной экономики, такой же по значению, как свободные ценные. Есть рыночные экономики с более или менее значительным государственным сектором, но нет таких, в которых существует только государственный сектор или в которых государственный сектор преобладает. Если такое случается, то экономика перестает быть рыночной. При этом снижается и ее эффективность. Государственные предприятия могут быть эффективными, но только в среде частных предприятий и при наличии конкуренции. Падение их эффективности происходит при доминировании государственных монополий (ослабление или отсутствие конкуренции - внешние факторы), а также в силу ослабления хозяйственных мотиваций (отсутствие хозяина, эффективного собственника - внутренние факторы). Эти факторы главные. Именно они определили упадок и крах коммунистической утопии.  Поэтому вопрос о частной собственности и о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое, а также и практическое значение. Реформаторы были полностью убеждены (как прежде марксисты), что создать процветающую экономику можно только на базе частной собственности.3

Информация о работе Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт