Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:45, курсовая работа
Цель курсовой работы: охарактеризовать природно-экономический потенциал, выявить проблемы и определить перспективы развития Уральского Федерального округа.
Для реализации поставленных целей были определены следующие задачи:
- рассмотреть состояние природно-экономического потенциала Уральского Федерального округа;
- выявить проблемы природопользования на Урале;
- охарактеризовать перспективы развития Уральского Федерального округа.
Введение
Глава 1. Общая характеристика
1.1.Уральский Федеральный Округ
1.2. Понятие природных ресурсов
Глава 2. Природные ресурсы Урала
2.1.Природно-ресурсный потенциал Уральского ФО
2.2.Развитие и использование природных ресурсов Урала
Глава 3. Приоритеты развития Уральского ФО.
3.1.Проблемы рационального природопользования
3.2.Перспективы решения проблем рационального
природопользования
Заключение
Список литературы
Второй вектор – активизация
развития транспортной, энергетической
и информационной инфраструктуры, направленного
как на обеспечение доступа к
труднодоступным территориям
Третий вектор – модернизация индустриального потенциала Урала, развитие глубокой переработки сырья на основе менее энергозатратных и более экологичных технологий в металлургии, повышение конкурентоспособности отраслей тяжелого и транспортного машиностроения, поддержка развития предприятий ракетно-космической отрасли, повышение человеческого роли капитала.
Четвертый вектор – развитие инновационных, информационных, образовательных и других услуг в крупных агломерациях и наукоориентированных городах Урала, предполагающий, в том числе, создание высоких технологий в специализированных научно-инновационных центрах, технопарках, научно-исследовательских подразделениях оборонной промышленности, которые обеспечат структурную и технологическую модернизацию производственного комплекса региона и экспортную специализацию инновационных отраслей экономики, придадут инновационный импульс развитию широкого круга базовых и смежных отраслей промышленности и экономики в целом.
Пятый вектор – активизация развития туристического комплекса как направления, обеспечивающего наибольший диверсификационный эффект; речь идет о деловом туризме (проведение конгрессно-выставочных мероприятий международного масштаба), строительстве и обустройстве горнолыжных комплексов, создании мирового центра полярного туризма в Ямало-Ненецком автономном округе, культурно-духовном туризме в гг. Екатеринбурге, Верхотурье, Тобольске, Тюмени, Аркаиме и других.
Необходимо констатировать
принципиально новое «
Основные направления развития и ход экономических реформ.
В связи с высокой
Переход к рыночным отношениям
диктует необходимость
В нефтяной отрасли, характеризующейся невозобновляющимися ресурсами ценного минерального сырья - нефти, существующие экономические подходы исключают из разработки значительную часть запасов из-за неэффективности их освоения по действующим экономическим критериям. Оценки показывают, что по отдельным нефтяным компаниям по экономическим причинам не могут быть вовлечены в хозяйственный оборот от 160 до 1057 млн. т запасов нефти.
Особенностью деятельности нефтяной промышленности Урала является ее ориентация на приоритеты энергетической стратегии Уральского региона и всей России в целом.
Энергетическая стратегия
Урала - прогноз возможных решений
энергетических проблем в стране
в краткосрочном (2-3 года), средне - (до
2010 г) и долгосрочном (до 2020 г) плане,
а также в сфере
В настоящее время высшим
приоритетом энергетической стратегии
Урала является повышение эффективного
энергопотребления и
Энергоемкость товарной продукции в России, в том числе и на Урале, в 2 раза выше, чем в США и в три раза выше, чем в Европе. Спад производства в 1992-1995 гг. не привел к снижению энергоемкости, а даже повысил ее.
Энергосбережение позволит
предотвратить эту
Несмотря на меры, принимаемые
управляющими структурами регионов
Урала, направленные на поддержку
Основная цель программы модернизации отечественного нефтеперерабатывающего комплекса - приспособление продукции к требованиям рынка, уменьшение загрязнения окружающей среды, сокращение энергопотребления, уменьшение производства мазута, высвобождение нефти для экспорта и увеличение вывоза высококачественных нефтепродуктов.
Финансовые ресурсы для инвестирования проектов модернизации ограничены, поэтому важнейшей задачей является выделение приоритетных проектов из числа предлагаемых.
Эффективное решение вопросов привлечения иностранного капитала в развитие нефтяного комплекса Урала требует государственного подхода и одновременного решения вопросов по предотвращению утечки капиталов за границу при экспорте нефти и восстановлению взаимовыгодного сотрудничества между предприятиями нефтяного комплекса стран СНГ.
Основным источником стабилизации
экспорта, как это и провозглашено
в экономической стратегии
Необходим поворот стратегии
от наращивания добычи углеводородного
сырья к повышению
Дальнейшие перспективы открытий связаны с малоизученными районами и вновь открытыми районами добычи нефти и газа Урала, оценка продуктивности которых базируется преимущественно на аналогиях, поэтому при переходе к рыночной экономике целесообразно обратиться к вопросу о кардинальном изменении стратегии недропользования Урала:
в геологии - от обслуживания добывающих отраслей путем расширения минерально-сырьевой базы к определению лимитов недр, регулированию темпов добычи и контролю за рациональностью использования сырья;
в разработке - от наращивания добычи к ее квотированию, согласовываясь с лимитами недр;
в производстве - от валового к рациональному потреблению сырья на базе ресурсосбережения.
Переход к рациональному
использованию недр и ресурсосбережению
по всей технологической цепочке
от поиска полезных ископаемых до их переработки,
а затем и вторичной утилизации
полностью отвечает государственным
интересам Уральского региона. Вышеперечисленные
задачи решаемы в условиях конкуренции
субъектов регулируемого
В настоящее время на Урале закладываются основы формирования конкурентной среды с учетом специфических особенностей отраслей ТЭК, что предусматривает:
1 формирование перечня естественных и разрешенных монополий в отраслях ТЭК;
2 обеспечение реализации антимонопольных мер при приватизации предприятий и организаций ТЭК;
3 выявление предприятий и организаций ТЭК, конкурентоспособных или имеющих возможность стать конкурентоспособными на мировом рынке, и создание условий для их эффективного функционирования на мировом рынке;
4 осуществление контроля со стороны органов государственного управления за предотвращением недобросовестной конкуренции предприятий и организаций ТЭК;
5 формирование финансово-промышленных групп в отраслях ТЭК;
6 разработку плана мероприятий по реализации в отраслях ТЭК комплекса первоочередных мер по развитию малого и среднего бизнеса;
7 разработку предложений по разграничению функций управления.
Также один из способов предотвращения процесса сокращения добычи нефти - привлечение иностранных инвестиций.
Заключение
В ходе исследования были рассмотрены следующие вопросы:
Первоочередными задачами на Урале являются развитие наукоёмких производств, сфера образования, конверсия оборонной промышленности. Специализация УФО в дальнейшем сохранится, но она должна быть доведена до высокого технологического уровня. Основная доля капитальных вложений будет направляться на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, поэтому координальных сдвигов в территориальной структуре хозяйства не предвидится.
Без этого в условиях перехода к рыночной экономике невозможно обеспечить конкурентоспособность продукции, выпускаемой его предприятиями. Особо важное значение для района, учитывая его специфику, имеет реализация программ конверсии военно-промышленного комплекса.
В целях укрепления сырьевой базы уральской промышленности необходимо не только осваивать новые месторождения, но и шире использовать вскрышные породы, вести комплексную переработку сырья и утилизацию отходов производства, а также добычу полезных ископаемых с более глубоких горизонтов.
Уральский федеральный округ имеет огромный потенциал развития вследствие своего местоположения, количества природных ресурсов, расположенных на его территории, наличия крупных промышленных предприятий и научно – технической базы.
Для реализации этого
потенциала необходимо прекратить
воспринимать этот регион в качестве
поставщика дешевого сырья для перерабатывающих
предприятий на европейской части
страны и за ее пределами, с одной
стороны, и как рынок сбыта
для готовой продукции
Это, безусловно, более затратный
подход, который вряд ли будет востребован
частными структурами, заинтересованными
в скорейшей окупаемости
Литература
Информация о работе Природные ресурсы Уральского Федерального округа