Природные ресурсы Уральского Федерального округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: охарактеризовать природно-экономический потенциал, выявить проблемы и определить перспективы развития Уральского Федерального округа.
Для реализации поставленных целей были определены следующие задачи:
- рассмотреть состояние природно-экономического потенциала Уральского Федерального округа;
- выявить проблемы природопользования на Урале;
- охарактеризовать перспективы развития Уральского Федерального округа.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общая характеристика
1.1.Уральский Федеральный Округ
1.2. Понятие природных ресурсов
Глава 2. Природные ресурсы Урала
2.1.Природно-ресурсный потенциал Уральского ФО
2.2.Развитие и использование природных ресурсов Урала
Глава 3. Приоритеты развития Уральского ФО.
3.1.Проблемы рационального природопользования
3.2.Перспективы решения проблем рационального
природопользования

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 83.10 Кб (Скачать)

Второй  вектор – активизация  развития транспортной,  энергетической и информационной инфраструктуры, направленного  как на обеспечение доступа к  труднодоступным территориям Уральского федерального округа, так и на создание и усиление стратегических элементов  опорной транспортно-информационной инфраструктуры страны. Основой для  эффективной реализации этих задач  также является межрегиональный  проект «Урал Промышленный – Урал Полярный».

Третий вектор – модернизация индустриального потенциала Урала, развитие глубокой переработки сырья  на основе менее энергозатратных и более экологичных технологий в металлургии, повышение конкурентоспособности отраслей тяжелого и транспортного машиностроения, поддержка развития предприятий ракетно-космической отрасли, повышение человеческого роли капитала.

Четвертый вектор – развитие инновационных, информационных, образовательных  и других услуг в крупных агломерациях и наукоориентированных городах Урала, предполагающий, в том числе, создание высоких технологий в специализированных научно-инновационных центрах, технопарках, научно-исследовательских подразделениях оборонной промышленности, которые обеспечат структурную и технологическую модернизацию производственного комплекса региона и экспортную специализацию инновационных отраслей экономики, придадут инновационный импульс развитию широкого круга базовых и смежных отраслей промышленности и экономики в целом.

Пятый вектор – активизация  развития туристического комплекса  как направления, обеспечивающего  наибольший диверсификационный эффект; речь идет о деловом туризме (проведение конгрессно-выставочных мероприятий международного масштаба), строительстве и обустройстве горнолыжных комплексов, создании мирового центра полярного туризма в Ямало-Ненецком автономном округе, культурно-духовном туризме в гг. Екатеринбурге, Верхотурье, Тобольске, Тюмени, Аркаиме и других.

Необходимо констатировать принципиально новое «ресурсное»  состояние Урала: по твердым полезным ископаемым он трансформировался  из добывающего региона в потребителя  минерального сырья.

Основные направления  развития и ход экономических  реформ.

В связи с высокой выработанностью крупных высокопродуктивных месторождений нефти, качество запасов изменилось в худшую сторону, что требует привлечения значительно больших финансовых и материально-технических ресурсов для их освоения. Из-за сокращения финансирования недопустимо уменьшились объемы геолого-разведочных работ, и как следствие снизились приросты запасов нефти.

Переход к рыночным отношениям диктует необходимость изменения  подходов к установлению экономических  условий для функционирования предприятий, относящихся к горнодобывающим  отраслям промышленности.

В нефтяной отрасли, характеризующейся  невозобновляющимися ресурсами ценного минерального сырья - нефти, существующие экономические подходы исключают из разработки значительную часть запасов из-за неэффективности их освоения по действующим экономическим критериям. Оценки показывают, что по отдельным нефтяным компаниям по экономическим причинам не могут быть вовлечены в хозяйственный оборот от 160 до 1057 млн. т запасов нефти.

Особенностью деятельности нефтяной промышленности Урала является ее ориентация на приоритеты энергетической стратегии Уральского региона и  всей России в целом.

Энергетическая стратегия  Урала - прогноз возможных решений  энергетических проблем в стране в краткосрочном (2-3 года), средне - (до 2010 г) и долгосрочном (до 2020 г) плане, а также в сфере энергопроизводства, энергопотребления, энергоснабжения и взаимоотношений с российским энергетическим хозяйством.

В настоящее время высшим приоритетом энергетической стратегии  Урала является повышение эффективного энергопотребления и энергосбережения.

Энергоемкость товарной продукции  в России, в том числе и на Урале, в 2 раза выше, чем в США  и в три раза выше, чем в Европе. Спад производства в 1992-1995 гг. не привел к снижению энергоемкости, а даже повысил ее.

Энергосбережение позволит предотвратить эту нежелательную  тенденцию, а также снизить к 2000 г. вредные выбросы в атмосферу. Сэкономленные энергоресурсы могут  стать основным источником стабилизации экспорта ТЭР.

Несмотря на меры, принимаемые  управляющими структурами регионов Урала, направленные на поддержку нефтеперерабатывающего сектора - разработка федеральной целевой  программы "Топливо и энергия", постановление "О мерах по финансированию реконструкции и модернизации предприятий  нефтеперерабатывающей промышленности России", текущее положение дел  на всех нефтеперерабатывающих заводах  сложное. Однако пессимизм переходного периода в ближайшем будущем должен смениться оптимизмом начала экономического подъема. После ожидаемого в 2007 г. окончания периода экономического спада следует ожидать постоянного наращивания темпов роста в течение нескольких последующих лет, которое сменится более умеренным ростом после 2012 г.

Основная цель программы  модернизации отечественного нефтеперерабатывающего комплекса - приспособление продукции  к требованиям рынка, уменьшение загрязнения окружающей среды, сокращение энергопотребления, уменьшение производства мазута, высвобождение нефти для  экспорта и увеличение вывоза высококачественных нефтепродуктов.

Финансовые ресурсы для  инвестирования проектов модернизации ограничены, поэтому важнейшей задачей  является выделение приоритетных проектов из числа предлагаемых.

Эффективное решение вопросов привлечения иностранного капитала в развитие нефтяного комплекса  Урала требует государственного подхода и одновременного решения  вопросов по предотвращению утечки капиталов  за границу при экспорте нефти  и восстановлению взаимовыгодного  сотрудничества между предприятиями  нефтяного комплекса стран СНГ.

Основным источником стабилизации экспорта, как это и провозглашено  в экономической стратегии Урала, должны стать сэкономленные энергоресурсы.

Необходим поворот стратегии  от наращивания добычи углеводородного  сырья к повышению эффективности  использования энергоресурсов. Важно  учитывать проблему конечности и  невосполнимости ресурсов, в ряде старых добывающих районов Урала  с развитой инфраструктурой они  близки к исчерпанию.

Дальнейшие перспективы  открытий связаны с малоизученными районами и вновь открытыми районами добычи нефти и газа Урала, оценка продуктивности которых базируется преимущественно на аналогиях, поэтому при переходе к рыночной экономике целесообразно обратиться к вопросу о кардинальном изменении стратегии недропользования Урала:

в геологии - от обслуживания добывающих отраслей путем расширения минерально-сырьевой базы к определению лимитов недр, регулированию темпов добычи и контролю за рациональностью использования сырья;

в разработке - от наращивания добычи к ее квотированию, согласовываясь с лимитами недр;

в производстве - от валового к рациональному потреблению сырья на базе ресурсосбережения.

Переход к рациональному  использованию недр и ресурсосбережению  по всей технологической цепочке  от поиска полезных ископаемых до их переработки, а затем и вторичной утилизации полностью отвечает государственным  интересам Уральского региона. Вышеперечисленные  задачи решаемы в условиях конкуренции  субъектов регулируемого энергетического  рынка.

В настоящее время на Урале  закладываются основы формирования конкурентной среды с учетом специфических  особенностей отраслей ТЭК, что предусматривает:

   1 формирование перечня естественных и разрешенных монополий в отраслях ТЭК;

   2 обеспечение реализации антимонопольных мер при приватизации предприятий и организаций ТЭК;

    3 выявление предприятий и организаций ТЭК, конкурентоспособных или имеющих возможность стать конкурентоспособными на мировом рынке, и создание условий для их эффективного функционирования на мировом рынке;

    4 осуществление контроля со стороны органов государственного управления за предотвращением недобросовестной конкуренции предприятий и организаций ТЭК;

    5 формирование финансово-промышленных групп в отраслях ТЭК;

    6 разработку плана мероприятий по реализации в отраслях ТЭК комплекса первоочередных мер по развитию малого и среднего бизнеса;

    7 разработку предложений по разграничению функций управления.

Также один из способов предотвращения процесса сокращения добычи нефти - привлечение  иностранных инвестиций.

 

 Заключение 

В ходе исследования были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Изучен Уральский Федеральный округ: это прежде всего экономико-географическое положение, природные ресурсы, отрасли рыночной специализации и отрасли промышленности.
  2. Изучено понятие природных ресурсов. Их виды, компоненты, классификация. Дана характеристика природно-территориальных комплексов.
  3. Изучен природно-ресурсный потенциал УФО: климатические условия, многообразие природных ресурсов.
  4. Изучены проблемы рационального природопользования (истощение запасов многих природных ресурсов, проблемы загрязнения окружающей среды, изменение природы хозяйственной деятельностью человека.)
  5. Рассмотрены перспективы развития и использование природных ресурсов УФО с учетом всех его особенностей (наличие ресурсов, средств производства, развитие промышленности и других факторов).

 

Первоочередными задачами на Урале являются развитие наукоёмких производств, сфера образования, конверсия  оборонной промышленности. Специализация УФО в дальнейшем сохранится, но она должна быть доведена до высокого технологического уровня. Основная доля капитальных вложений будет направляться на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, поэтому координальных сдвигов в территориальной структуре хозяйства не предвидится.

Без этого в условиях перехода к рыночной экономике невозможно обеспечить конкурентоспособность  продукции, выпускаемой его предприятиями. Особо важное значение для района, учитывая его специфику, имеет реализация программ конверсии военно-промышленного комплекса.

В целях укрепления сырьевой базы уральской промышленности необходимо не только осваивать новые месторождения, но и шире использовать вскрышные  породы, вести комплексную переработку  сырья и утилизацию отходов производства, а также добычу полезных ископаемых с более глубоких горизонтов.

Уральский федеральный округ  имеет огромный потенциал развития вследствие своего местоположения,  количества природных ресурсов, расположенных на его территории,  наличия крупных промышленных предприятий и научно – технической базы.

Для  реализации этого  потенциала необходимо  прекратить воспринимать этот регион в качестве поставщика дешевого сырья для перерабатывающих предприятий на европейской части  страны  и за ее пределами, с одной  стороны, и как рынок сбыта  для готовой продукции различных  отраслей, с другой. При условии  вложений значительных средств в развитие перерабатывающих мощностей, создании промышленных  и социальных инфраструктур, ориентированных на потребности внутри УФО и на получение максимальных прибылей при экспорте продукции за его пределы на территории округа можно создать новый индустриально-культурный центр, сопоставимый по уровню развития с центральными территориями страны.

Это, безусловно, более затратный  подход, который вряд ли будет востребован  частными структурами, заинтересованными  в скорейшей окупаемости инвестиций. Но социально-ответственному государству, в качестве долгосрочных вложений этот регион способен в дальнейшем  будущем  принести огромные политические и экономические  дивиденды.

 

 

 

 

Литература

  1. http://referat.yabotanik.ru/jekonomicheskaya-geografiya/regionalnaya-politika-rossii-na-sovremennom-jetape/138129/129062/page1.html
  2. http://otherreferats.allbest.ru/economy/00019942_0.html
  3. Федеральные округа России. Региональная экономика - Глушкова В.Г.
  4. Социально-экономическая регионика.- Сидоров М. М.
  5. Экономическая география России. - Видяпина В. И.
  6. www.invur.ru/index.php
  7. www.geonature.ru/rusgeo/3-6-5.htm
  8. www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=6800
  9. Макевнин С. Г., Вакулин А. А.. Охрана природы. - М.: Агропромиздат, 2002.
  10. Экология и природопользование. Учебник/Под ред. Алексина А. А. - М.: Инфра-М, 2003.
  11. Кормилицын М. С. Основы экологии. - М.: МПУ, 2002.
  12. . Бигон М. Экология.- М.: Мир, 2003.
  13. www.revolution.allbest.ru/ecology/00031213_0.html
  14. Бизнес - карта России. Социально-экономический потенциал. Урал. Выпуск 6. М., 2003. С. 25..

 


Информация о работе Природные ресурсы Уральского Федерального округа