Причины и виды безработицы в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 06:42, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время составлен прогнозный баланс сокращения работников и создания новых рабочих мест. При его составлении были учтены все категории граждан трудоспособного возраста. Так, по данным антикризисных программ местных исполнительных органов, при пессимистическом развитии событии предполагается, что в 2009 году еще 136 тысяч человек могут остаться без работы. Таким образом, прогнозируемая потребность в трудоустройстве, по данным министерства труда и соцзащиты, составит 378 тысяч человек на этот год. На содействие занятости этих безработных ориентирована специально разработанная “дорожная карта”, реализация инновационных проектов которой, по предварительным прогнозам, только в текущем году поможет создать не менее 350 тысяч новых рабочих мест: более 120 тысяч - на селе, 22, 2 - в ходе реализации 136 проектов МИТ, 14 тысяч - ФБН “Самрук-Казына. Помимо прочего большое место отводится привлечению безработных к общественным работам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…….3

1 Население страны с макроэкономической точки зрения…………………………………………………………………………....3
1.1. Понятие безработицы и причины ее образования………………………..8
1.2 Влияние инфляции на безработицу. ……………………………...………..11

2. Анализ уровня жизни и безработицы в Казахстане…….…………………...…………………………………………….13
2.1. Анализ безработицы и пути её сокращения в Казахстане…………….…15
2.2. Повышение уровня жизни населения Казахстана……………………......17

Заключение……………………………………………………………………...19

Список использованных источников…………………….….21

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Ахмедьярова.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

2. Анализ уровня жизни и безработицы в Казахстане.

2.1. Анализ безработицы и пути её сокращения в Казахстане.

У правительства существует одна обязанность, которая в наши дни привлекает к себе почти столько же внимания, сколько все остальные вместе взятые - это обязанность предотвращать, устранять или каким-то образом контролировать инфляцию и спады производства. В данном случае рассмотрим проблему спада производства и безработицу.

Спады действительно вызывают рост безработицы. Но она не начинает расти  с нуля и не падает до нулевого уровня после окончания спада. Наличие  какого-то числа безработных ни у  кого не вызывает беспокойства, поскольку не является проблемой. Но какое это число? Какой уровень безработицы является допустимым? Как узнать, когда безработица становится проблемой, а когда еще нет? Это отличие очень важно, поскольку, когда безработица достигает "проблемного уровня", то начинают множиться требования к политикам предпринять какие-то меры.

То, что сделает правительство  в ответ на эти требования, без  сомнения, будет связано с издержками, а возможно, и нежелательными последствиями, особенно если в действительности безработица не превышает "проблемного уровня". Но где же находится этот уровень, и как нам его распознать? Кое-кто по-прежнему старается отделаться от этого вопроса, говоря, например, что безработица становится проблемой только тогда, когда она поднимается выше "фрикционного" уровня (то есть временной незанятости, связанной с переходом с одной работы на другую). А размеры "фрикционной" безработицы не могут представлять никакой серьезной проблемы, поскольку она отражает обычную текучесть рабочей силы. Такой ответ звучал бы убедительно, если бы у нас были основания считать "обычную текучесть рабочей силы" какой-то определенной и неизменной во времени величиной. Однако мы, напротив, имеем все основания предполагать, что "обычная текучесть рабочей силы" является скорее переменной, чем постоянной величиной и зависит от многих факторов, которые и сами существенно изменились за последние годы.

Было бы очень желательно найти какой-нибудь способ четко  различать безработных и просто незанятых. Некоторые люди готовы почти на все, чтобы найти подходящую им работу, в то время как других почти ничем не заставишь взяться за дело. Но заметили ли вы неувязку в предыдущем предложении? Те люди, которые говорят, что "отчаянно "нуждаются в работе, тем не менее, отклоняют некоторые из имеющихся возможностей в надежде найти что-то лучшее. И очень немногие из тех, кто говорит, будто "абсолютно" не хочет работать, отклонит любое полученное предложение. Люди, говорящие, что "не могут найти работу", имеют ввиду, что они не могут найти место, где хотели бы работать. Те же, кто говорит, что они "не хотят работать", имеют ввиду, что не хотят работать ни на одном их тех мест, которые могут найти. В некоторых случаях разница между этими двумя ситуациями для стороннего наблюдателя становится практически неразличимой.

Безработица никогда  не бывает равномерно распределенной среди населения любой страны. Поэтому одним из важных аспектов в диагностике и – что, возможно, даже еще важнее в «лечении» безработицы является определение тех групп населения, в которых она наиболее распространена. Статистические данные показывают, что из общего числа безработных во всех возрастах женщины составляют около 65% или почти в два раза больше чем мужчин. Это объясняется тем, что на данный момент одним из основных требований к кандидатурам на вакантные места является наличие специально-технического образования.

Республика Казахстан переживает кризис, который сопровождается спадом производства, ростом инфляции, дефицитом государственного бюджета, падением уровня жизни. Это, отчасти, причина перехода к суверенитету, отчасти перехода к рынку. Одной из основных проблем во время выхода из кризиса являются спад производства и, принимающая угрожающие размеры, безработица. Доля безработных составила 12,8% по неофициальным данным. Это больше чем в два-три раза превышает средний уровень в развитых странах.

Рост безработицы в  Казахстане рассматривается как следствие мирового финансового кризиса. С этим утверждением можно согласиться, но лишь отчасти.

Фактический уровень  безработицы в стране намного  выше, чем официальные данные. В  Казахстане есть такой показатель, как самозанятые, составляющие почти треть всех трудовых ресурсов. Это люди без будущего. Они не могут рассчитывать на нормальную пенсию, не пользуются никакими социальными благами, рассчитывают только на свои силы. Поэтому, говоря о безработице, нельзя забывать и про эту категорию казахстанского народа.

Если говорить о влиянии  мирового кризиса на рост безработицы, следует четче акцентировать  отдельные аспекты этой архиважной проблемы. Сокращение численности занятых  в банковских структурах и жилищном строительстве, а также в других организациях, которые связаны с этими сферами, уже произошло. В определенной степени стабилизируется занятость в малом бизнесе. Часть из них ушла в «теневой» сектор, пополнила ряды самозанятых. Если действия правительства в рамках антикризисного плана окажутся эффективными, дальнейшего сокращения занятых в этих сферах не произойдет.

Возможно, будет и уже  идет сокращение численности занятых  в экспортоориентированных отраслях, за исключением нефтедобывающей. Это  естественно, так как Казахстан  – замыкающая страна, а наши предприятия черной и цветной металлургии – замыкающие предприятия соответствующих международных корпораций. Естественно, в первую очередь увольняться будут рабочие с замыкающих предприятий, так как увольнение металлургов с митталовских предприятий в европейских странах сразу встретит сильнейший отпор со стороны как профсоюзов (которых в Казахстане практически нет), так и государства. В этом отношении заключение меморандумов с этими предприятиями нельзя рассматривать как панацею. Скорее всего, это успокоительная мера, чтобы снизить социальную напряженность. Тем более что металлургические предприятия – это градообразующие предприятия.

Основной упор надо сделать  на создание новых рабочих мест. Например, вместо поддержки фирм-застройщиков, которые являются одним из «авторов» казахстанского кризиса, нужно развивать строительство дешевого арендного жилья. Высвободившиеся строители из фирм-застройщиков могут перейти в эту сферу, появится дополнительная потребность в рабочей силе.

Надо знать, сколько нужно рабочих и специалистов, сколько есть рабочих мест, сколько их появится в ближайшей и более отдаленной перспективе.

Нет баланса подготовки и переподготовки квалифицированных  кадров. Каким образом в этой связи  можно проводить осознанную политику занятости по республике в целом, областям и городам, непонятно.

Если не решить эту  проблему, будем постоянно сталкиваться как со структурной безработицей, когда есть люди с дипломами, но они  не востребованы жизнью, так и созданием  новых рабочих мест там, где нет трудовых ресурсов. Если бы были такие балансы, то в Министерстве труда и социальной защиты наверняка не гнались бы за реализацией капиталоемких проектов, в которых будет занято небольшое число сотрудников, а отдали бы приоритет трудоемким производствам, особенно в сельской местности, в малых и средних городах Южного Казахстана и так далее. Но этими вопросами надо заниматься планомерно и постоянно, а не превращать в разовую акцию и то под влиянием кризисной ситуации.

 

Скрытая безработица (вынужденная неполная занятость) – показывает какое количество работников занято в режиме сокращенной рабочей недели или неполного рабочего дня, а также находится в административных отпусках без сохранения заработной платы или с частичной оплатой труда.

Уровень скрытой безработицы – доля не полностью (частично) занятых и находящихся в вынужденных отпусках работников в экономически активном населении, измеренная в процентах.

2.2. Повышение  уровня жизни населения Казахстана

 

Качество жизни - это  целостная характеристика уровня развития и удовлетворения потребностей людей, соотнесенных с социальными стандартами и ресурсными возможностями общества. В ходе рыночных реформ, с ростом экономической и политической самостоятельности, разграничением полномочий регионального и муниципального уровней власти усилилась дифференциация социально-экономического положения регионов РК. Обострилось множество противоречий экономического и социального развития, что привело к серьезным изменениям качества жизни населения, проявляющимся, прежде всего, в трудном экономическом положении населения и нарастании загрязнения природной и социальной среды.

Возможные модели управления процессами улучшения качества жизни  могут быть направлены на:

  • выживание людей,
  • их адаптацию к меняющимся социально-экономическим условиям,
  • социальную самореализацию.

 Успешное управление  процессами повышения качества  жизни населения возможно на  основе принципов: 

  • единства социальной и экономической политики,
  • баланса экономической эффективности и социальной защиты населения,
  • стандартизации социальной самореализации,
  • дифференцированного подхода,
  • адресной социальной поддержки,
  • социального выравнивания городских территорий,
  • программно-целевого принципа,
  • рационального использования ресурсов,
  • социального партнерства,
  • компаративно-состязательного принципа,
  • обратной связи

Сейчас идут частые дебаты по поводу того, какой подход для  решения проблемы безработицы нужен: кейнсианский или неоклассический. Продумаем оба этих варианта.

Для выхода из кризисной  ситуации и подъема производства необходимо активное участие государства. Если оно этим не займется, то кто тогда будет поднимать экономику? Но государство должно ограничить свое влияние в меру. Это как? Просто поощрять отечественного производителя. Наши организации и предприятия сейчас душат огромными налогами, из-за чего, и увеличиваются издержки на производство – что вынуждает предприятий сокращать численность своего персонала. Проблему отсутствия научно-технических достижений можно решить путем активного финансирования в области научных разработок. Национальная Академия Наук Республики Казахстан имени Сатпаева на данный момент располагает отменными кадрами, которые ценятся даже за рубежом, но почему-то наше правительство закрыло глаза на их проблемы. У многих других более мелких научно-исследовательских институтов также одна проблема – отсутствие средств, а сколько можно было бы достигнуть, если бы им предоставили свободу действий.

Вторым ключом решения  проблемы безработицы со стороны  государства является улучшение  работы центров занятости. В городе Алматы из-за невозможности найти работу через организации по трудоустройству безработные и незанятое население сформировало свою «биржу труда» - это проспект Сейфуллина. Так не только в Алматы, но и в других районных центрах республики – я уверен. Качественная работа центров занятости заметно бы уменьшила уровень безработицы, так как сейчас многим предприятиям необходимы квалифицированные кадры, в то время как эти квалифицированные кадры вынуждены пополнять ряды «челночников» для обеспечения своего существования. А, так как, «челночники» относятся к теневой экономике, а они сейчас составляют около 35% валового внутреннего продукта страны, то правительству необходимо принять меры по ужесточению контроля над ними. Но этого всего нельзя добиться без поддержки народа Республики Казахстан. Как сказал президент Н.А. Назарбаев на презентации своей новой стратегии вывода страны из кризиса «Казахстан-2030» - «… мы (правительство) не сможем осуществить все эти реформы без должной поддержки народа республики, так как именно народ Казахстана единственный кто может поднять страну из кризиса. Нельзя постоянно надеяться на то, что придет заграничный бизнесмен, проинвестирует в страну миллионы долларов и жить станет лучше. Такого не будет». И думаю, что не только я соглашусь с этим высказыванием

Со стороны государства  необходимо предоставлять возможности  переквалификации населения на наиболее требуемые профессии и специальности. В отношении безработицы среди  молодежи возможно применение опыта  Германии, о котором было сказано выше. Очень большой процент безработных среди сельского населения. Из-за упадка сельскохозяйственной отрасли, безработные мигрируют в более крупные населенные центры, в надежде на предоставляемые городами возможности. Но они не всегда оправдываются, что приводит к драматическим последствиям, таким как рост преступности и др.

Восстановление сельского  хозяйства не только уменьшит численность  безработных, но и принесет значительное количество средств в государственный  бюджет. Сельское хозяйство всегда было одной из основных отраслей народного хозяйства республики. Этим занимались еще наши предки в досоветский период.

В программе правительства  по выводу страны из кризисной ситуации «Казахстан-2030» говорится, что в  скором будущем мы выйдем в разряд двадцати экономически развитых стран мира. Этого можно достичь только при объединении усилий правительства и народа, при полном их взаимопонимании. Мы, как народ, надеюсь, будем поддерживать нашу власть, и понимать всю необходимость нашего участия в поднятии государства на уровень высокоразвитых стран.

Заключение.

Еще относительно недавно  слово «безработица» ассоциировалось  исключительно с Западом. Сейчас, увы, безработица стала неотъемлемой частью нашей с вами жизни. И тот  из нас, кто лично ее не испытал, все равно наглядно знаком с проблемой на примере своих близких и знакомых. Даже временная потеря работы серьезно отражается на психологическом самочувствии человека: он переживает стресс. Западные исследователи утверждают, что на один процент прироста безработицы приходится два процента роста попыток суицида. В Казахстане никто в таком ракурсе проблему не рассматривал, поэтому мы можем лишь гадать. Но догадки оптимизма не прибавляют. В Казахстане существует профессиональная дискриминация по признаку пола. Огромное значение работодатели придают возрасту кандидатов. При этом возрастной ценз у мужчин и женщин существенно отличается. Все чаще руководитель указывает в своей заявке, что ему нужны сотрудники – мужчины до 40 лет, в то время как возраст женщины не должен превышать 35. Чем обусловлен такой подход, толком никто объяснить не может, но при этом очевидно (только почему-то не для работодателей), что опыт работы и профессионализм у тех, кому за 40, значительно выше, чем у молодых. В обход Конституции работодатели устанавливают разный уровень оплаты труда мужчинам и женщинам, выполняющим одинаковую работу. В среднем на один заработанный мужчинами доллар приходится семьдесят центов заработка женщин.

Информация о работе Причины и виды безработицы в условиях рыночной экономики