Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:35, реферат
Ускоренное первой мировой войной развитие государственно-монополистического капитализма повлекло за собой быстрый рост концентрации производства и капитала. На этой основе произошло новое громадное усиление позиций монополий и их роли в хозяйственной жизни, что обусловило невозможность восстановления в полном объеме довоенных экономических отношений даже после ликвидации военного механизма государственного регулирования экономики. В обстановке кризиса начала 30-х гг. вполне проявились как отрицательные последствия анархии нерегулируемого капитализма, так и результата засилья монополий в экономике.
Введение
1 Великая депрессия в США
1.1 Первые проявления кризиса
1.2 Политика президента Герберта Гувера и его республиканского кабинета
2 «Новый курс» Рузвельта
2.1 Приход Ф.Д. Рузвельта к власти
2.2 Борьба нового правительства с кризисом
Заключение
Список использованной литературы
Гувер являлся сторонником
Осенью 1931 г. в связи с резким
ухудшением хозяйственной
Деятельность этой организации
свидетельствовала о том, что в период
кризиса 1929 – 1933 гг. в США вновь началось
усиление государственно-
В аграрном секторе также были предприняты некоторые меры. В 1929 г. было создано Федеральное фермерское управление, которое начало скупку сельскохозяйственных товаров, чтобы не допустить слишком сильного падения цен. Таким образом, правительство пыталось вывести из кризиса аграрный сектор. К середине 1931 г. на правительственных складах скопились огромные запасы пшеницы и хлопка. Операции этой организации принесли немалые выгоды верхушке крупного фермерства и особенно монополистическим посредническим компаниям, в распоряжении которых находились основные запасы продукции. Однако сосредоточение крупных товарных запасов без надежды на выгодный сбыт оказывало крайне неблагоприятное влияние на рынок. Когда же во второй половине 1931 г. фермерское управление прекратило закупки и начало распродажу своих собственных запасов, это привело к полной дезорганизации сельскохозяйственного рынка и к еще большему ухудшению положения основной массы фермерства.
В период кризиса наблюдалось
резкое обострение социальной
активности людей. Рабочие,
Еще более интенсивно
Другим важным событием
Наряду с коммунистами в
К социальному движению нужно еще добавить активную деятельность фермерства, которое боролось против принудительной распродажи ферм за неуплату долгов и налогов. Это имело место особенно в конце 1932 – начале 1933 г. Активную роль в этой борьбе играла Лига объединенных фермеров, руководимая коммунистами. На Юге с 1931 г. действовал Союз кропперов-издольщиков (арендаторов земли в США, главным образом в южных штатах, в то время среди них было много бывших рабов).
Молодежь проявила также
В этой обстановке развернулась избирательная
кампания 1932 г. Каждая партия хотела притянуть
на свою сторону людей. Но республиканцы
не предложили что-нибудь существенно
новое. В отличие от них, платформа демократической
партии содержала в себе программу так
называемого «нового курса» и, что немаловажно,
обещание отменить «сухой закон», действовавший
тогда в США. Поэтому некоторые политические
аналитики того времени просто делили
республиканцев и демократов на «сухих»
и «мокрых». К тому же у демократов было
большое поле для критики, что помогло
им одержать победу на выборах 1932 г. За
Рузвельта проголосовали 22,8 млн. человек,
что дало ему 472 выборщика, тогда как Гуверу
удалось получить только 15,8 млн. голосов
и всего лишь 59 выборщиков. Демократы получили
также большинство в обеих палатах конгресса.
После 12-летнего перерыва власть снова
оказалась в их руках.
2. «НОВЫЙ КУРС» РУЗВЕЛЬТА
2.1
Приход Ф.Д. Рузвельта
к власти
На выборах, состоявшихся 8 ноября 1932 г., демократы во главе с Франклином Д. Рузвельтом завоевали Белый дом и обеспечили себе большинство в обеих палатах конгресса. Однако президентом до 4 марта 1933 г. оставался Г. Гувер. А новый состав законодательного корпуса мог собраться на первую регулярную сессию лишь в декабре 1933 г. Эта процедура была изменена XX поправкой к конституции, ратифицированной 23 января 1933 г. Согласно этой поправке вновь избранный конгресс начинал работу через два месяца – 3 января, а дата вступления нового президента в исполнение своих обязанностей переносилась на 20 января. Пока же, в 1932 – 1933 гг., действовало старое конституционное правило, что осложняло и без того критическую социально-политическую обстановку в стране.
«Итак, прежде всего, позвольте выразить мое твердое убеждение, что единственно, чего нам следует бояться,– это самого страха (...), который способен парализовать усилия, так необходимые, чтобы превратить отступление в наступление, – сказал 32-й президент США Франклин Делано Рузвельт, принимая присягу утром 4 марта 1933 г.».
К марту 1933 г. в США сложилась крайне напряженная обстановка. Вслед за новым углублением промышленного и аграрного кризиса начался полный развал банковской системы страны. К тому времени, когда Рузвельт стал главой государства, кризис достиг своего апогея и преодолел свою критическую точку и уже вошел в стадию депрессии, что в какой-то мере помогало президенту вывести страну из того тяжелого положения, в котором она оказалась.
«Проблему реализации», как
2.2
Борьба нового
правительства с кризисом
Правительство Рузвельта
Все эти законы преследовали конкретные экономически цели:
а) восстановить расстроенную финансово-банковскую систему;
б) поддержать потрясенную кризисом промышленность при помощи крупных займов и субсидий;
в)
стимулировать частные
г) поднять низкие цены путем поощрения инфляционных тенденций;
д) преодолеть перепроизводство сельскохозяйственных продуктов путем сокращения посевных площадей и уничтожения излишков зерна;
е) защитить фермеров и домовладельцев от потери имущества в результате просрочки платежей по закладным;
ж) ликвидировать безработицу и повысить покупательскую способность населения путем организации общественных работ;
з) обеспечить минимальную помощь голодающим безработным.
Теоретической базой «нового курса» явилось экономическое учение кейнсианства. Отражая глубокие изменения в экономике капитализма в эпоху господства монополий, Джон М. Кейнс и его последователи утверждали, что для обеспечения нормального хода производства необходимо активное государственное регулирование экономики. Сам Рузвельт просил конгресс дать ему более широкие полномочия для борьбы с бедствием, охватившим страну, как если бы это было в военное время.
Первоочередной проблемой,
Другие мероприятия
Крупные преобразования были проведены и в других сферах экономики. Важнейшей частью «нового курса» стал закон о восстановлении промышленности, или NIRA, вступивший в силу 16 июня 1933 г. Он вводил систему государственного регулирования промышленности. Ассоциациям предпринимателей было предписано выработать так называемые «кодексы честной конкуренции». После утверждения их президентом они приобретали силу закона. В кодексах определялись условия и объем производства, а также минимальный уровень цен. На основании НИРА администрация Рузвельта санкционировала 750 кодексов во всех отраслях промышленности. Это укрепило положение монополий. Результатом этого было вытеснение более слабых компаний и принудительное картелирование промышленности. Закон предусматривал также либеральные реформы в области трудовых отношений. В разделе 7а НИРА провозглашалось право рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов.
Информация о работе Причины и особенности мирового кризиса 1929-1933гг. «Новый курс» Ф. Рузвельта