Прибыль предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.

Файлы: 1 файл

1 ч.docx

— 205.19 Кб (Скачать)

- суммы причитающихся к уплате отдельных видов налогов и сборов (например, налога на имущество) за счет финансовых результатов;

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- возмещение причиненных организацией убытков;

- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

- курсовые разницы;

- перечисление средств (взносов, выплат и т.п.) на благотворительные цели, расходы на спортивные и культурно-просветительские мероприятия;

- прочие расходы.

Прибыль (убыток) от обычной  деятельности (Под) может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных  аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды):

 

Под = Пдно -Н,                                                                (1.5)

 

где  Н – сумма налогов, руб.

Чистая прибыль (Пч) – это прибыль от обычной деятельности с учетом прочих доходов и расходов:

 

Пч = Под др,                                                                 (1.6) 

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что прибыль является основным источником самофинансирования предприятия и его дальнейшего развития. Для увеличения прибыли и эффективности её использования в дальнейшем, необходимо проводить анализ прибыли предприятия, данную методику мы рассмотрим в следующем параграфе.

 

    1. Методика факторного анализа прибыли

 

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Различают следующие типы факторного анализа:

• детерминированный (функциональный) и стохастический (корреляционный);

• прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный);

• одноступенчатый и многоступенчатый;

• статический и динамический;

• ретроспективный и перспективный (прогнозный). 

Детерминированный факторный  анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при стохастической связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. К примеру, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания всех факторов, формирующих этот показатель.

При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом — от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логической индукции — от частных, отдельных факторов к обобщающим.

Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Первый вид (одноступенчатый) используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, у = а • Ь. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов а и b на составные элементы с целью изучения их сущности. Детализация факторов может быть продолжена. В данном случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности.

Необходимо различать  также статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.

И наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины изменения результатов хозяйственной деятельности за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.

Основные задачи факторного анализа:

1.   Отбор факторов для анализа исследуемых показателей.

2.   Классификация и систематизация их с целью обеспечения системного подхода.

3.   Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями.

4.   Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

5.   Работа с факторной моделью (ее практическое использование для управления экономическими процессами).

Далее мы рассмотрим непосредственно  методику факторного анализа прибыли  от реализации продукции (работ, услуг).

Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае изменяется под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

1. Расчет общего изменения  прибыли (D Р) от реализации продукции:

                             D Р = Р- Р0,                                     (1.9)

где 
Р- прибыль отчетного года; 
Р- прибыль базисного года.

2. Расчет влияния на  прибыль изменений отпускных  цен на реализованную продукцию:

                     D Р= Np1 - Np1,0 = å p1q- å p0q1,             (1.10)

где 
Np1 = å p1q- реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р - цена изделия; q - количество изделий); 
Np1,0 = å p0q- реализация в отчетном году в ценах базисного года.

3. Расчет влияния на  прибыль изменений в объеме  продукции (D Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):

               D P= Р0К- Р= Р- 1),                       (1.11)

где 
Р- прибыль базисного года; 
К- коэффициент роста объема реализации продукции;

                       К= S1,0 / S0,                                      (1.12)

где 
S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода; 
S- себестоимость базисного года (периода).

4. Расчет влияния на  прибыль изменений в объеме  продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (D Р3):

                        D Р= Р- К1),                                  (1.12)

где 
К- коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам;

К= N1,0/N0, (1.13)

где 
N1,0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода; 
N- реализация в базисном периоде.

5. Расчет влияния на  прибыль экономии от снижения  по себестоимости продукции (D Р4):

                               D Р= S1,0 - S1,                  (1.14)

где 
S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода; 
S- фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.

6. Расчет влияния на  прибыль изменений себестоимости  за счет структурных сдвигов в составе продукции (D Р5):

 

                                D Р= S0К- S1,0.                 (1.15)

 

Таким образом, под факторным  анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Непосредственно на величину прибыли оказывают влияния такие факторы, как изменение отпускных цен на реализованную продукцию, изменение в объеме реализованной продукции, изменение себестоимости продукции за счет структурных сдвигов. Далее в параграфе 1.3. мы рассмотрим методику факторного анализа рентабельности.

 

    1. Методика факторного анализа рентабельности

 

Рентабельность (выгодность, доходность, прибыльность) - показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень использования средств (материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств). Рентабельность в общем виде есть отношение прибыли к единовременным или текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль.

Выделяют следующие виды рентабельности представленных на рисунке 1.3.

 






 


 

 

Рисунок 1.3. Виды рентабельности

Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:

                    

Показывает размер прибыли на 1 рубль реализованной продукции.

Рентабельность продукции  рассчитывается по формуле:

 

Рентабельность продукции  характеризует выход прибыли  в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности предприятий.

Рентабельность активов  рассчитывается по формуле:

Рентабельность активов (имущества). Показывает, какую прибыль  получает предприятие с 1 рубля вложенного в активы.

Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле:

Рентабельность собственного капитала отражает долю прибыли в  собственном капитале.

Рентабельность производственных фондов рассчитывается по формуле:

Рентабельность производственных фондов показывает, насколько эффективна отдача фондов.

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает  влияние вся совокупность производственно-хозяйственных  факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

Методология факторного анализа  показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Например, для анализа общей рентабельности (рентабельности производственных фондов) можно использовать трех- или пятифакторную модель.

В основе всех используемых моделей лежит следующее соотношение:

         где   – зарплатоемкость продукции;

      – материалоемкость продукции;

      – амортизациемкость продукции;

      – фондоемкость продукции по основным производственным фондам;

      – фондоемкость продукции по оборотным средствам (коэффициент закрепления оборотных средств);

       Р – прибыль балансовая;

      F — средняя за период стоимость основных фондов;

      Е — средние остатки материальных оборотных средств;

      R — рентабельность продукции;

     – затраты на 1 рубль продукции по полной себестоимости.

Рентабельность фондов тем  выше, чем выше прибыльность продукции; чем выше фондоотдача основных фондов и скорость оборота оборотных  средств; чем ниже затраты на 1 рубль  продукции и удельные затраты  по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда). Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок, или по интегральному методу оценки факторных влиянии.

Трехфакторная модель анализа  рентабельности:

            где  λР - прибыльность продукции

                    λF – фондоемкость (капиталоёмкость) продукции по основному капиталу

                     λE - оборачиваемость оборотных средств (капиталоёмкость по оборотному капиталу)

(В данной модели фактор  оборачиваемости оборотных активов  отражается величиной , обратной среднему числу оборотов).

Рассмотрим, какое влияние  оказали различные факторы.

1. Исследование влияния изменения фактора прибыльности продукции

1.1. Рассчитываем условную  рентабельность по прибыльности  продукции при условии, что  изменялась только рентабельность  продукции, а значения всех  остальных факторов остались  на уровне базисных:

1.2. Выделяем влияние фактора  прибыльности продукции:

 

∆RλP = RλP – R0

 

2. Исследование влияния  изменения фондоемкости

2.1. Рассчитываем условную  рентабельность по фондоемкости при условии, что изменились два фактора — рентабельность продукции и фондоемкость, а значения всех остальных факторов остались на уровне базисных:

Информация о работе Прибыль предприятия