Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение на основе комплексного изучения сущности прибыли предприятия и основных направлений ее повышения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- определить сущность и теорию прибыли;
- рассмотреть максимилизацию прибыли фирм;
- осветить прибыль как источник функционирования российских предприятий.
Введение 3
1. Сущность и теория прибыли 5
2. Максимизация прибыли фирмы 14
3. Прибыль как источник функционирования российских предприятий 20
Заключение 28
Список использованных источников 30
Содержание
Введение 3
1. Сущность и теория прибыли 5
2. Максимизация прибыли фирмы 14
3. Прибыль как источник функционирования российских предприятий 20
Заключение 28
Список
использованных источников 30
Введение
Главной задачей предприятия в условиях рыночной экономики является удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.
Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых и развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.
Прибыль
- многозначная экономическая категория.
От глубины ее познания и рациональности
использования зависит
Тема прибыли особенно остра для российских предприятий, поскольку затяжной экономический кризис, составляющими которого являлись высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивал получаемые прибыли. К тому же, оказавшись с начала реформ в условиях «свободного экономического плавания», предприятия уже не могли полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность вышеназванных проблем обосновывает необходимость и актуальность темы курсовой работы.
В то же время, несмотря на то, что исследованию формирования и распределения прибыли предприятия уделяется большое внимание, существует достаточно много вопросов, связанных с выявлением резервов роста прибыли, требующих в настоящее время дополнительного изучения.
Целью курсовой работы является определение на основе комплексного изучения сущности прибыли предприятия и основных направлений ее повышения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- определить сущность и теорию прибыли;
- рассмотреть максимилизацию прибыли фирм;
-
осветить прибыль как источник
функционирования российских
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды отечественных экономистов: Колчиной Н.В., Кодоцкого В.П., Савицкой В.А., Фирсовой А.А. и других, а также материалы экономических газет и журналов по исследуемой проблеме.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Сущность и теория прибыли
Доход предприятия (выручка от реализации произведенной продукции) зависит от цены продукции и объема продаж (объема производства), т.е. доход – это всегда функция от цены и объема производства.
В
зависимости от количества продаваемой
продукции различают
Совокупный
(валовой, суммарный, общий) доход (
) - доход от всего объема продаж, равный
произведению цены (
) на количество проданной продукции (
):
Доход фирмы во многом зависит от типа рынка (рынок совершенной или несовершенной конкуренции), на котором функционирует фирма, так как цена, по которой продается продукция, может представлять собой:
- в случае совершенной конкуренции - постоянную величину, на которую фирма не может воздействовать (фирма - "ценополучатель");
- в случае несовершенной конкуренции - величину переменную, на которую фирма может влиять (фирма - "ценоделатель").
Отсюда, доход фирмы, функционирующей на рынке совершенной конкуренции, всецело зависит от выбранного ею объема производства и изменяется пропорционально изменению выпуска продукции (см. рис. 1).
Рис. 1. Совокупный доход конкурентной фирмы [3, с.266]
В то же время доход фирмы, реализующей свою продукцию на рынке несовершенной конкуренции, зависит как от выбранного объема производства, так и от цены.
Фирма-монополист
для того, чтобы продать больше
продукции, вынуждена снижать цену,
поэтому совокупный доход фирмы, функционирующей
на рынке несовершенной конкуренции, по
мере увеличения объема продаж сначала
растет, затем начинает снижаться (рис.
2).
Рис. 2. Совокупный доход неконкурентной фирмы (монополиста) [3, с.266]
Доход, получаемый от реализации единицы продукции – это средний доход ( )
(1.2)
Очевидно,
что средний доход фирмы равен
цене продукции:
(1.3)
Производство дополнительной единицы продукции порождает дополнительные издержки производства, однако приносит и дополнительный, предельный доход - третий показатель, характеризующий доход фирмы и широко используемый в экономическом анализе.
Предельный
доход (
) - это прирост совокупного дохода при
увеличении объема производства на единицу:
(1.4)
Предельный
доход также может быть определен как
разность между совокупным доходом от
продажи n и n-1 единиц продукции:
(1.5)
В
условиях конкурентного рынка фирма
может продать дополнительную единицу
продукции только по той же рыночной
цене, что и предыдущие единицы продукции,
т.е. и предельный и средний доходы фирмы
равны между собой и равны цене, т.е.
(1.6)
Зависимость
среднего и предельного дохода от
объема производства конкурентной фирмы
описывается графиком среднего и
предельного дохода (рис. 3).
Рис. 3. Средний, предельный доход и цена продукции конкурентной фирмы [3, с.267]
Предельный
доход неконкурентной фирмы меньше
среднего дохода (цены), т.е.
(1.7)
Подобное соотношение между предельным доходом и ценой объясняется следующим образом. Чтобы продать дополнительную единицу продукции, фирма вынуждена снизить на нее цену, но так как фирма не может продавать одинаковую продукцию по разным ценам, то она вынуждена снизить цены и на все предыдущие единицы. В результате за счет дохода, полученного от продажи дополнительной единицы продукции, фирма должна покрыть убытки от снижения цен на предыдущие единицы. [18, с.176]
Отсюда: в условиях несовершенной конкуренции предельный доход фирмы равен цене дополнительной единицы продукции за вычетом убытков, возникающих в результате снижения цены предыдущих единиц.
Предположим, что фирма продает 1-ю единицу продукции за 14 ден. ед. Чтобы продать 2-ую единицу, она вынуждена снизить цену до 12 ден. ед., но снизив цену за 2-ую единицу до 12 ден. ед., фирма вынуждена снизить цену и на предыдущую, 1-ую единицу. В результате, продав 2-ую единицу за 12 ден. ед., фирма получит предельный доход, равный 10 ден. ед. [12-(14 - 12)], т.е. предельный доход меньше цены.
Таким
образом, поскольку для продажи
большего количества товара фирме приходится
снижать цену, то кривая её среднего дохода
будет наклонена вниз, а кривая предельного
дохода окажется ниже кривой среднего
дохода (рис. 15.4).
Рис.
4. Средний доход (цена продукции) и
предельный доход неконкурентной фирмы
[3, с.267]
Как видно из рис. 4, снизив цену, фирма получает некий выигрыш за счет увеличения объема продаж (совокупный доход возрос), но одновременно фирма несет и определенные потери (теперь продукция продается по более низкой цене), поэтому общий доход от продажи дополнительной единицы продукции оказывается меньше цены.
История экономической мысли изобилует теориями прибыли. Однако каждая из множества предложенных теорий фокусируется на очень немногих аспектах прибыли (например, ее источнике, составляющих или функциях). Тем не менее, большинство теорий прибыли можно отнести к одной из трех основных групп [6, с.449]:
Эта классификация не является исчерпывающей. Более того, не следует считать, что теории одной группы не могут включать элементов других групп. Это деление на группы лишь отражает те основные направления, по которым исторически развивалась наука о прибыли. По этой причине предложенная классификация предусматривает выделение основных вопросов, важных для анализа прибыли, и является удобной точкой отчета для их изучения в процессе принятия управленческих решений.
Компенсационные, или функциональные, теории. Теории этой группы основаны на представлении о том, что экономическая прибыль представляет собой вознаграждение предпринимателю за его работу по координации и управлению производством. Именно предприниматель организует факторы производства в логической последовательности, планирует их эффективное сочетание и вырабатывает политику управления производством. Следовательно, прибыли являются компенсацией за успешное выполнение этих функций [6, с.449].
Функциональные теории были предложены в начале XIX в., еще до появления крупных корпораций. В то время предприниматель рассматривался как высший тип труженика и в определенном смысле был идентичен индивидуальному владельцу. Однако когда позже были сделаны попытки приложить функциональные теории к современным государственным корпорациям с их разделением функций владения и управления, результаты получились туманными и противоречивыми.
Для
корпоративной формы
Если
придерживаться первоначальных формулировок
функциональных теорий, то единственной
альтернативой является передача части
функций предпринимателя
Информация о работе Прибыль как источник функционирования российских предприятий