Предприятие, как основное звено хозяйственной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности.
Предприятия являются основными источниками формирования бюджетов всех уровней, выступают связующим звеном для всех субъектов рыночных отношений. Это тема всегда актуальна для экономики каждого государства.

Оглавление

Введение __________________________________________________________3
1. Основные черты предприятия_______________________________________ 4
1.1. Экономическая обособленность_______________________________ 4
1.2. Технологическая обособленность______________________________5
1.3. Юридическая обособленность_________________________________5
1.4. Участие в общественном разделении труда______________________5
2. Классификация предприятия по форме собственности 6
2.1. Государственное предприятие_________________________________5
2.2. Частное предприятие_________________________________________5
3. Классификация предприятия по экономической деятельности 6
3.1. Коммерческие организации___________________________________ 5
3.2. Не коммерческие организации_________________________________5
3.2.1. Фонды, учреждения, не коммерческое партнерство______________4
3.2.2 Источники формирования имущества некоммерческих орган-ций 4
4. Классификация предприятия по характеру и режиму собственности______ 12
4.1.Индивидуальные предприятия________________________________12
4.2. Коллективные предприятия_________________________________ 16
5. Классификация предприятия по организационно-правой форме__________ 12
5.1. Полное товарищество_______________________________________ 4
5.2. Товарищество на вере________________________________________5
5.3. Общество с ограниченной ответственностью____________________ 5
5.4. Общество с дополнительной ответственностью__________________ 5
5.5. Акционерное общество_______________________________________4
5.5.1.Закрытые и открытые акционерные общества_________________ 12
5.5.2.Структура управления акционерного предприятия_______________5
5.5.3.Характерные черты акционерного общества___________________ 5
5.6. Кооператив_________________________________________________4
5.7. Производственный кооператив (артель)_________________________5
5.8. Унитарное предприятие______________________________________ 5
6. Стратегия планирования предприятия_________________________________5
7. Хозяйственная система___________________________________________ 21
Заключение Ошибка! Закладка не определена.22
Список литерату___________________________________________________ 23

Файлы: 1 файл

Предприятие, как основное звено хозяйственной системы..docx

— 78.56 Кб (Скачать)

Право хозяйственного ведения  шире права оперативного управления, т. е. предприятие, функционирующее  на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность  в управлении, чем предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, в принципе не может быть банкротом.

 

6. Стратегическое планирование предприятия.

Планирование - это один из экономических методов управления. Заключается в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.

В условиях рыночной экономики  предприятие постоянно стоит  перед выбором из существующих альтернатив  оптимального решения. От того, окажется ли правильным выбор, например в области  определения цен на продукцию, объема выпускаемой продукции, кредитной  и инвестиционной политики, зависит  эффективность деятельности предприятия. В то же время даже самые удачные  решения сами по себе не могут быть эффективны, если не соответствуют  целям и политике предприятия.

Формулировка стратегических, тактических и текущих целей  предприятия, выработка политики, конкретизация  ожидаемых результатов, расчет предполагаемых значений основных технико-экономических  показателей - все это составляет содержание процесса планирования.

В соответствии с горизонтами  планирования (периодами, на которые  составляются планы) различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное  планирование.

Долгосрочное  планирование носит стратегический характер, поскольку именно при долгосрочном подходе выявляются стратегические цели предприятия и пути их реализации. Горизонт стратегического планирования в определенной степени зависит от размеров предприятия и может составлять от 3 до 5 лет для малого предприятия и до 20 лет - для крупного. Правильность выбора стратегии определяет не только уровень эффективности деятельности предприятия, но иногда и само его выживание.

Часто в рамках системы  планирования отдельно выделяют стратегическое планирование, непосредственным предметом  которого является разработка и анализ стратегии предприятия - совокупности взаимосвязанных решений по узловым  направлениям внутренней и внешней  деятельности предприятия.

Стратегия предприятия определяет, какие товары и услуги будет производить предприятие, взаимоотношения предприятия с поставщиками, потребителями и конкурентами, а также внутрифирменные нормативы, регламентирующие систему управления предприятием в прогнозируемой перспективе.

Политика предприятия опирается на его экономическую, социальную и управленческую философию, определяет его имидж и существует скорее в виде стандартов поведения, а характеризуется качественными и количественными показателями. Конкретизировать политику предприятия позволяет процесс целеполагания. Стратегические цели предприятия определяют направления его развития в долгосрочном периоде. Процесс целеполагания учитывается аспектами жизни предприятия.

Аспекты жизни предприятия.

1). Какому этапу цикла развития (жизненному циклу) предприятия соответствует состояние его экономической и производственной деятельности?

Цикл развития предприятия  принято делить на три основные стадии:

- рост;

- стабилизация;

- спад.

 В соответствии с  этим предприятие может находиться  в одном из трех состояний: 

- положение, благоприятное для роста;

- потребность в стабилизации;

- необходимость выживания.

Для каждого из перечисленных  состояний характерны свои стратегические цели.

2). Отвечает ли занимаемая предприятием доля рынка и прогнозируемый темп ее роста потенциальным возможностям предприятия?

Доля рынка - средний процент продаж товара данного предприятия к общему объему продаж данного товара на рынке за определенный период времени.

Скорость роста зависит  в рыночных условиях от внешних обстоятельств, внутренней структуры предприятия, финансовых возможностей, конкурентоспособности  продукции.

Темпы роста необходимо контролировать, так как если они не соответствуют  внутренним возможностям предприятия, то это может привести к глубокому  расстройству всей его экономики.

3). В полной ли мере учтены обеспеченность предприятия ресурсами и риски в его деятельности?

Обеспеченность ресурсами  накладывает ограничения на возможности  развития предприятия, что необходимо учитывать при целеполагании.               

Риск, возникающий из-за непредсказуемости  поведения внешней среды, также  можно рассматривать в ряде случаев  в качестве ограничивающего фактора. Анализ коммерческого и финансового  риска обязателен при оценке имеющихся  ресурсов.

4). Соответствуют ли современным требованиям социальные и экологические аспекты деятельности предприятия?

Уровень развития социальной сферы на предприятии в некоторой  степени определяет качественный состав его персонала: дело в том, что  при сравнимом уровне заработной платы работников привлекает предприятие, обеспечивающее определенные социальные и культурно-бытовые удобства.

Соответствие производственных процессов экологическим нормам является необходимым условием нормальной производственной деятельности.

Цели, определенные с учетом перечисленных качественных аспектов, должны быть конкретизированы - дополнены  количественными показателями.

Показатели долгосрочного  планирования.

Они определяют цели предприятия на рассматриваемую перспективу.           К этим показателям, как правило, относятся:

- объем продаж;

- темп роста объема  продаж;

- размер прибыли;

- норма прибыли на совокупный  капитал;

- рентабельность продаж;

- доля на рынке.

Базисным показателем  деятельности предприятия является объем продаж, поскольку большинство остальных показателей характеризуют предприятие либо с точки зрения формирующих объем продаж факторов, либо являются производными от объема продаж.

Как показывает практика стратегического  планирования, количество показателей  целеполагания и их конкретный набор зависят от ряда факторов, среди которых выделяют: степень проработанности плана (уровень его детализации), форму собственности предприятия, тип предприятия (диверсифицированное или специализированное), размер предприятия.

Важнейшим этапом стратегического  планирования является - процедура формулировки стратегии и выбора стратегических альтернатив состоит из следующих этапов:

- оценка существующей  стратегии;

- собственно этап формулировки;

- оценка и планирование  риска;

- выбор стратегической  альтернативы.

Процедура формулировки стратегии подразумевает разработку серии стратегических планов как на уровне предприятия в целом, так и (по возможности) на уровне его подразделений. Стратегия предприятия объединяет все стратегические планы в единое целое.

Основой единого стратегического  плана является его базовая стратегия. В соответствии с фазой цикла развития предприятия можно остановить свой выбор на одной из следующих базовых стратегий:

- стратегия роста - основная стратегия предприятия, выражающая стремление к увеличению объемов производства, прибыли, капитала, т. е. стратегия развития. Эта стратегия также может быть определена как стратегия наступательная;

- стратегия стабилизации - стратегия деятельности предприятия в условиях нестабильного объема продаж и доходов. Эта стратегия направлена на достижение стабилизации на возможно ранней стадии колебаний объемов продаж и доходов с последующим переходом к стратегии роста. Стратегия стабилизации носит наступательно-оборонительный характер;

- стратегия выживания применяется в условиях глубокого кризиса экономической деятельности предприятия и носит чисто оборонительный характер.

Планирование на предприятии  представляет собой непрерывный  процесс, в ходе которого необходимо постоянно корректировать планы  подразделений и осуществлять их координацию.

 

7. Хозяйственная система.

Хозяйственная система - это  совокупность взаимосвязанных экономических  субъектов и объектов, составляющих единый хозяйственный организм (комплекс), который служит достижению каких-то единых экономических целей.

Главные признаки хозяйственной системы:

- наличие общей (для входящих в нее субъектов) цели, точнее системы целей (речь идет о целях экономических (социально-экономических), замыкающихся на потребностях людей);

- устойчивость. Хозяйственные системы - это относительно устойчивые системы, способные к собственному воспроизводству;

- территориальная привязка. Определенность территориального пространства действий хозяйственных систем;

- комплексность (системы более или менее комплексного типа, охватывающие большинство фаз расширенного воспроизводства);

- инновационность (системы, сориентированные на новые технологии, настроенные на интенсивный тип развития, т.е. на «созидательное разрушение»);

Выделяют две большие  области функционирования хозяйственных  систем и две их большие группы:

  1. область, охватывающую взаимодействие предприятий по производству товаров и услуг;
  2. область инфраструктурных хозяйственных систем.

В нашей стране в условиях перехода к рыночным отношениям хозяйственные  системы вынуждены взаимодействовать  с такими факторами внешней среды, как конкуренция, спрос, предложение, инфляция, обвал рубля и т.д.

Внешняя среда постоянно  меняется, то в сторону улучшения, то в сторону ухудшения; не остается без изменения и внутренняя среда  хозяйственной системы. Хозяйственные  системы вынуждены постоянно  приспосабливаться к условиям рынка, гибко выстраивая свое поведение  под его потребности.

Одним из самых широко используемых и наиболее эффективных способов приспособления к конкурентной среде  является диверсификация деятельности экономических субъектов. В некоторых  научных статьях,  отмечается, что  основа для дальнейшего развития российской экономики - техническое  перевооружение предприятий, целью  которого является внедрение передовых  технологий, освоение новой техники  и т.д.

Причем масштабы необходимых  мероприятий впечатляют, поскольку  в целом в промышленности России активная часть фондов изношена на 67%, а в машиностроении, химии и  нефтехимии уровень износа превышает 75% [3].

Понятно, каких больших  финансовых затрат это потребует. Изыскание  этих финансовых ресурсов повлечет огромное напряжение всей экономики России в  пространстве и во времени. Даже если структура расходов бюджета Российской Федерации изменится в сторону  увеличения финансирования инноваций, в силу малости самого бюджета, по сравнению с развитыми индустриальными странами, это не решит проблему.

Российской экономике  в данный исторический период развития будет очень не просто осуществить  глобальную перестройку своей экономики  на базе массового внедрения инноваций, хотя инновации могут выступать  источником обеспечения устойчивого  развития экономики, поскольку они  способны принести прибыли, в несколько  раз превышающие первоначальные затраты.

Только здесь присутствует большой риск потерять вложенные  деньги в инновации в случае их провала, а рисковать в условиях ограниченных финансовых ресурсов представляется не совсем благоразумным.

Следовательно, хозяйственным  системам России при реализации стратегии  обновления производственных фондов для  обеспечения устойчивого экономического развития придется искать дополнительные ресурсы (поддержка государства  в виде субсидий, налоговых льгот, беспроцентные кредиты и т.д.).

Хозяйственным системам параллельно  необходимо зарабатывать и собственные  средства в достаточном количестве, наращивать «финансовые мускулы», чтобы  позволить себе вкладывать их в инновации.

По-прежнему для многих отечественных  хозяйственных систем все еще  остро стоит вопрос о «выживаемости».

Одним из способов успешного  выживания хозяйственных систем в конкурентной среде и наращивания  ими финансовых средств является диверсификация их деятельности. Сейчас многие хозяйственные системы успешно  диверсифицируют свою деятельность, гибко приспосабливаясь к условиям рынка.

Диверсификация (от лат. diversificatio - изменение, разнообразие) - это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и т.д.) [5].

Следовательно, диверсификацию деятельности хозяйственной системы  в данном контексте можно рассматривать  как одну из форм реализации инноваций  и инвестиций. Хозяйственная система  определяет для себя возможный спектр приемлемых по тем или иным критериям  инноваций и диверсифицирует  свою деятельность на базе этих инноваций, т.е. вкладывает денежные средства (осуществляет инвестиции) в те или иные передовые  разработки, технологии и т.д.

Информация о работе Предприятие, как основное звено хозяйственной системы