Предпринимательство в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:58, контрольная работа

Краткое описание

Основной задачей работы является изучение проблем возникновения предпринимательства в переходный период. Работа состоит из 2 глав. Первая глава посвящена описанию типов предприятий существующих в переходной экономике, описаны способы формирования, дана их краткая характеристика.

Файлы: 1 файл

Предпринимательство.docx

— 18.80 Кб (Скачать)

                        Введение                            Предпринимательство — инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени чьего-то и под чью-то имущественную ответственность.

     Переходное  состояние России сделало актуальным проблему предпринимательства. В связи  с тем, что прежняя “социалистическая” система не содержала такого феномена, как предпринимательство, это вызывает особый интерес у экономистов. Переход  России к рыночной экономике означает что предпринимательство должно быть “создано” или должно “возникнуть”. Развитые рыночные системы имеют  дело с — существующим — “готовым”  — предпринимательством. Поэтому, несмотря на новизну, интерес к проблеме более  широк именно в России.

     Основной  задачей работы является изучение проблем  возникновения предпринимательства  в переходный период. Работа состоит  из 2 глав. Первая глава посвящена  описанию типов предприятий существующих в переходной экономике, описаны  способы формирования, дана их краткая  характеристика. Рассмотрены особенности  функционирования каждого типа. Во второй главе речь пойдёт о взаимоотношениях между предприятиями. Помимо этого, рассмотрены проблемы, которые сдерживают развитие малого бизнеса.                                                                                                                                                                                                                  Типы предприятий в переходной экономики                   В общей форме можно сказать, что субъектами рыночных отношений являются свободные товаропроизводители. Ими могут быть индивидуальные частные производители товаров и услуг, кооперативы, а также мелкие, средние и крупные предприятия. Оставляя в стороне такие важные отличительные черты, как их масштабы, формы организации, структуру собственности и сферу деятельности, можно отметить прежде всего основные условия, делающие их полноправными субъектами рыночных отношений.

     Во-первых, движущий мотив их деятельности —  постоянное извлечение прибыли или  дохода в процессе движения и роста  капитала.

     Во-вторых, условием их функционирования является самостоятельность в действиях. Это — самостоятельность в  использовании имущества, в определении  производственной программы, в выборе поставщиков и потребителей, в  формировании цен и распоряжении доходами, остающимися после уплаты налогов.

     И наконец, в-третьих, это — экономическая  ответственность за результаты хозяйствования, причем не только текущими доходами, но и капиталом. Чем более полно  соблюдаются названные условия, чем меньше государство определяет экономическое поведение субъекта, тем в большей степени экономика  регулируется посредством рыночных отношений. Становление полноценных  субъектов рыночных отношений и  означает переход к рыночной экономике.

     Естественно, что полной свободой действий не обладает ни один субъект даже в развитой рыночной экономике. Он действует в  системе юридических правил и  ограничений, а также постоянно  ориентируется на экономическую  политику государства. Еще в меньшей  степени достигаются эти условия  в переходной экономике. Поэтому  нельзя сказать, что функционирующие  в переходный период, например в  России, предприятия обладают названными характеристиками.

     Учитывая, что в российской экономике государственный  сектор еще долго будет играть большую роль, формирование рыночного  субъекта должно предполагать не только стимулирование частного предпринимательства, но и преобразование государственных  предприятий. Суть этих преобразований состоит в том, чтобы разграничить права и обязанности госпредприятий, в значительной степени вывести эти предприятия из под государственной опеки, создать экономические и правовые предпосылки для их экономической ответственности за результаты хозяйственной деятельности вплоть до банкротства и закрытия, уравнять предприятия всех форм собственности в отношении предпринимательского риска.

     Предприятия государственной формы собственности  в России охватывали в 1993 году более 3/4 общего числа предприятий, объема производства и численности промышленно–производственного  персонала. Вместе с тем многие российские предприятия характеризуются высоким  уровнем концентрации производства. Удельный вес крупных предприятий, где численность занятых ко­леблется  от 5,6 тыс. до 14 тыс. человек, составила  в 1993 г. в топливной энергетике 28%, в черной металлургии — 24, в цветной  металлургии — 36, в химии и  нефтехимии — 24%. В этих и других отраслях уровень концентрации производства определяется технологическими и продуктовыми особенностями, сложившейся организацией производства, массовым спросом на продукцию предприятий, возможностями  экономии издержек в связи с масштабами производства. Свыше 80% производства в  российской промышленности сконцентрировано на крупных и крупнейших предприятиях. Реорганизация таких предприятий  в процессе перехода к рыночной экономике  не может быть разовым мероприятием. Важно также отметить, что становление  рыночного субъекта не может происходить  одинаково для крупных и мелких предприятий.

     Превращение предприятия в рыночного субъекта происходит в зависимости от избранной  концепции перехода к рынку. Если целью преобразований является максимально  свободный рынок, как в Польше или в первые годы российской реформы (1992—1993), то предпочтение отдается мелким и средним предприятиям. Отсюда вытекает и концепция необходимости дробления  крупных предприятий с целью  обеспечить свободу конкуренции  на рынке. Сторонники дробления крупных  предприятий считают, что предприятия  — гиганты всегда нединамичные и  неэффективные. Но это не всегда так. Гиганты международного бизнеса, такие  как IBM, Sony, Siemens и многие другие показывают огромный динамизм и высокую эффективность.

     Вследствие  нарастания экономического кризиса  в 1994 году российские экономисты начали поиск новых концепции перехода к рынку управляемому и социально  ориентированному и соответственно других подходов к преобразованиям различных типов предприятий. Прежде всего, это коснулось судьбы крупных предприятий, оказавшихся в наиболее плачевном состоянии                           Взаимоотношения предприятий в переходной экономике 

     В условиях плановой экономики отношения  между предприятиями контролировались государственными органами (Госпланом, Госснабом, Госбанком, отраслевыми  министерствами). Несмотря на элементы хозрасчетной самостоятельности, преимущественное значение имели централизованное материально–техническое  снабжение предприятий, прикрепление производителей к предприятиям–поставщикам и потребителям, плановая реализация продукции и плановое ценообразование, мягкие бюджетные ограничения.

     Переход к рыночной экономике означает кардинальное изменение характера взаимоотношений  предприятий. Это находит свое выражение  в образовании экономически самостоятельных  субъектов хозяйства, в развитии рыночно–конкурентного механизма  экономики. Предприятия вступают в  отношения друг с другом самостоятельно, руководствуясь рыночными критериями и стимулами, сообразуясь с реально  складывающейся экономической обстановкой.

     Радикальный переход к принципиально иному  характеру взаимоотношений предприятий  оказывается весьма болезненным. Наряду с новыми, рыночными продолжают сохраняться  в модифицированном виде и старые методы, в числе которых элементы мягких бюджетных ограничений, использование  прежних персональных контактов  во властных органах и преобразованных  бывших управленческих структурах, инерция  сохранения традиционных хозяйственных  отношений, большая роль личностных связей между руководителями предприятий. В процессе адаптации к новым  условиям хозяйствования предприятия  используют все возможные методы и их комбинации. При этом происходит интенсивное освоение рыночного  стиля поведения. 
 

                                           Заключение  

     Таким образом, для переходной экономики  характерными являются кардинальные изменения  в количестве и структуре предприятий, отражающие образование новых субъектов  хозяйства в условиях разгосударствления экономики и усиления в ней  роли рыночных отношений.

     Переход к рыночной экономике означает кардинальное изменение характера взаимоотношений  предприятий. Предприятия вступают в отношения друг с другом самостоятельно, руководствуясь рыночными критериями и стимулами, сообразуясь с реально  складывающейся экономической обстановкой. Радикальный переход к принципиально  иному характеру взаимоотношений  предприятий оказывается весьма болезненным. Новый тип взаимоотношений  имеет целый ряд негативных последствий. Во многом являясь порождением системного кризиса, он еще более углубляет  его.

     В заключение надо заметить, что недостатки и провалы в развитии предпринимательства  в обществе ведут к неизбежности социально–экономических кризисов. Развитие предпринимательства и  предприимчивости как культуры организаций  способствует формированию среды для  постепенных преобразований в самых  разных областях экономики и общественного  устройства, придавая и усиливая способность  конкретных организаций, а также  общества и экономики в целом  к постоянному, постепенному самообновлению, снижая вероятности как экономических, так и социально–политических кризисов и потрясений. 

 

         Список  использованных источников

1.    Экономика  переходного периода. Под ред.  В. В. Радаева, А. В. Бузгалина.  М.: Изд-во МГУ, 1995. Гл. 13, 14. 

2.    Теория  переходной экономики, Т. 1. Под  ред. В. В. Герасименко.М.: ТЭИС, 1997. Гл. 3.1. 

3.    Орлов  А. Перспективы развития малого  предпринимательства. В/Э, 2002, №7. 

4.    Ходов  Д. О структуре малого бизнеса  и особенностях его мотивации.  В/Э, 2002, №7.             

5.    Российские  предприятия в переходной экономике:  экономические проблемы и поведение.  Т.Г. Долгопятова. М.: Дело Лтд. 1995. 

6.    Порядок  для хаоса: государство и предпринимательство  в переходной экономике. Под  ред. Б.К.Злобина. М.: Эдиториал  УРСС, 2001. 
 
 
 
 

                                                                                                                   

Информация о работе Предпринимательство в переходной экономике