Введение
Предпринимательство — инициативная,
самостоятельная деятельность граждан,
направленная на получение прибыли или
личного дохода, осуществляемая от своего
имени, на свой риск и под свою имущественную
ответственность или от имени чьего-то
и под чью-то имущественную ответственность.
Переходное
состояние России сделало актуальным
проблему предпринимательства. В связи
с тем, что прежняя “социалистическая”
система не содержала такого феномена,
как предпринимательство, это вызывает
особый интерес у экономистов. Переход
России к рыночной экономике означает
что предпринимательство должно
быть “создано” или должно “возникнуть”.
Развитые рыночные системы имеют
дело с — существующим — “готовым”
— предпринимательством. Поэтому, несмотря
на новизну, интерес к проблеме более
широк именно в России.
Основной
задачей работы является изучение проблем
возникновения предпринимательства
в переходный период. Работа состоит
из 2 глав. Первая глава посвящена
описанию типов предприятий существующих
в переходной экономике, описаны
способы формирования, дана их краткая
характеристика. Рассмотрены особенности
функционирования каждого типа. Во
второй главе речь пойдёт о взаимоотношениях
между предприятиями. Помимо этого,
рассмотрены проблемы, которые сдерживают
развитие малого бизнеса. Типы
предприятий в переходной
экономики В общей форме можно сказать,
что субъектами рыночных отношений являются
свободные товаропроизводители. Ими могут
быть индивидуальные частные производители
товаров и услуг, кооперативы, а также
мелкие, средние и крупные предприятия.
Оставляя в стороне такие важные отличительные
черты, как их масштабы, формы организации,
структуру собственности и сферу деятельности,
можно отметить прежде всего основные
условия, делающие их полноправными субъектами
рыночных отношений.
Во-первых,
движущий мотив их деятельности —
постоянное извлечение прибыли или
дохода в процессе движения и роста
капитала.
Во-вторых,
условием их функционирования является
самостоятельность в действиях.
Это — самостоятельность в
использовании имущества, в определении
производственной программы, в выборе
поставщиков и потребителей, в
формировании цен и распоряжении
доходами, остающимися после уплаты
налогов.
И
наконец, в-третьих, это — экономическая
ответственность за результаты хозяйствования,
причем не только текущими доходами, но
и капиталом. Чем более полно
соблюдаются названные условия,
чем меньше государство определяет
экономическое поведение субъекта,
тем в большей степени экономика
регулируется посредством рыночных
отношений. Становление полноценных
субъектов рыночных отношений и
означает переход к рыночной экономике.
Естественно,
что полной свободой действий не обладает
ни один субъект даже в развитой
рыночной экономике. Он действует в
системе юридических правил и
ограничений, а также постоянно
ориентируется на экономическую
политику государства. Еще в меньшей
степени достигаются эти условия
в переходной экономике. Поэтому
нельзя сказать, что функционирующие
в переходный период, например в
России, предприятия обладают названными
характеристиками.
Учитывая,
что в российской экономике государственный
сектор еще долго будет играть
большую роль, формирование рыночного
субъекта должно предполагать не только
стимулирование частного предпринимательства,
но и преобразование государственных
предприятий. Суть этих преобразований
состоит в том, чтобы разграничить
права и обязанности госпредприятий,
в значительной степени вывести эти предприятия
из под государственной опеки, создать
экономические и правовые предпосылки
для их экономической ответственности
за результаты хозяйственной деятельности
вплоть до банкротства и закрытия, уравнять
предприятия всех форм собственности
в отношении предпринимательского риска.
Предприятия
государственной формы собственности
в России охватывали в 1993 году более
3/4 общего числа предприятий, объема
производства и численности промышленно–производственного
персонала. Вместе с тем многие российские
предприятия характеризуются высоким
уровнем концентрации производства.
Удельный вес крупных предприятий,
где численность занятых колеблется
от 5,6 тыс. до 14 тыс. человек, составила
в 1993 г. в топливной энергетике 28%,
в черной металлургии — 24, в цветной
металлургии — 36, в химии и
нефтехимии — 24%. В этих и других
отраслях уровень концентрации производства
определяется технологическими и продуктовыми
особенностями, сложившейся организацией
производства, массовым спросом на
продукцию предприятий, возможностями
экономии издержек в связи с масштабами
производства. Свыше 80% производства в
российской промышленности сконцентрировано
на крупных и крупнейших предприятиях.
Реорганизация таких предприятий
в процессе перехода к рыночной экономике
не может быть разовым мероприятием.
Важно также отметить, что становление
рыночного субъекта не может происходить
одинаково для крупных и мелких
предприятий.
Превращение
предприятия в рыночного субъекта
происходит в зависимости от избранной
концепции перехода к рынку. Если
целью преобразований является максимально
свободный рынок, как в Польше
или в первые годы российской реформы
(1992—1993), то предпочтение отдается мелким
и средним предприятиям. Отсюда вытекает
и концепция необходимости дробления
крупных предприятий с целью
обеспечить свободу конкуренции
на рынке. Сторонники дробления крупных
предприятий считают, что предприятия
— гиганты всегда нединамичные и
неэффективные. Но это не всегда так.
Гиганты международного бизнеса, такие
как IBM, Sony, Siemens и многие другие показывают
огромный динамизм и высокую эффективность.
Вследствие
нарастания экономического кризиса
в 1994 году российские экономисты начали
поиск новых концепции перехода
к рынку управляемому и социально
ориентированному и соответственно
других подходов к преобразованиям различных
типов предприятий. Прежде всего, это коснулось
судьбы крупных предприятий, оказавшихся
в наиболее плачевном состоянии
Взаимоотношения предприятий
в переходной экономике
В
условиях плановой экономики отношения
между предприятиями контролировались
государственными органами (Госпланом,
Госснабом, Госбанком, отраслевыми
министерствами). Несмотря на элементы
хозрасчетной самостоятельности, преимущественное
значение имели централизованное материально–техническое
снабжение предприятий, прикрепление
производителей к предприятиям–поставщикам
и потребителям, плановая реализация
продукции и плановое ценообразование,
мягкие бюджетные ограничения.
Переход
к рыночной экономике означает кардинальное
изменение характера взаимоотношений
предприятий. Это находит свое выражение
в образовании экономически самостоятельных
субъектов хозяйства, в развитии
рыночно–конкурентного механизма
экономики. Предприятия вступают в
отношения друг с другом самостоятельно,
руководствуясь рыночными критериями
и стимулами, сообразуясь с реально
складывающейся экономической обстановкой.
Радикальный
переход к принципиально иному
характеру взаимоотношений предприятий
оказывается весьма болезненным. Наряду
с новыми, рыночными продолжают сохраняться
в модифицированном виде и старые
методы, в числе которых элементы
мягких бюджетных ограничений, использование
прежних персональных контактов
во властных органах и преобразованных
бывших управленческих структурах, инерция
сохранения традиционных хозяйственных
отношений, большая роль личностных
связей между руководителями предприятий.
В процессе адаптации к новым
условиям хозяйствования предприятия
используют все возможные методы
и их комбинации. При этом происходит
интенсивное освоение рыночного
стиля поведения.
Таким
образом, для переходной экономики
характерными являются кардинальные изменения
в количестве и структуре предприятий,
отражающие образование новых субъектов
хозяйства в условиях разгосударствления
экономики и усиления в ней
роли рыночных отношений.
Переход
к рыночной экономике означает кардинальное
изменение характера взаимоотношений
предприятий. Предприятия вступают
в отношения друг с другом самостоятельно,
руководствуясь рыночными критериями
и стимулами, сообразуясь с реально
складывающейся экономической обстановкой.
Радикальный переход к принципиально
иному характеру взаимоотношений
предприятий оказывается весьма
болезненным. Новый тип взаимоотношений
имеет целый ряд негативных последствий.
Во многом являясь порождением системного
кризиса, он еще более углубляет
его.
В
заключение надо заметить, что недостатки
и провалы в развитии предпринимательства
в обществе ведут к неизбежности
социально–экономических кризисов.
Развитие предпринимательства и
предприимчивости как культуры организаций
способствует формированию среды для
постепенных преобразований в самых
разных областях экономики и общественного
устройства, придавая и усиливая способность
конкретных организаций, а также
общества и экономики в целом
к постоянному, постепенному самообновлению,
снижая вероятности как экономических,
так и социально–политических кризисов
и потрясений.
1. Экономика
переходного периода. Под ред.
В. В. Радаева, А. В. Бузгалина.
М.: Изд-во МГУ, 1995. Гл. 13, 14.
2. Теория
переходной экономики, Т. 1. Под
ред. В. В. Герасименко.М.: ТЭИС,
1997. Гл. 3.1.
3. Орлов
А. Перспективы развития малого
предпринимательства. В/Э, 2002, №7.
4. Ходов
Д. О структуре малого бизнеса
и особенностях его мотивации.
В/Э, 2002, №7.
5. Российские
предприятия в переходной экономике:
экономические проблемы и поведение.
Т.Г. Долгопятова. М.: Дело Лтд.
1995.
6. Порядок
для хаоса: государство и предпринимательство
в переходной экономике. Под
ред. Б.К.Злобина. М.: Эдиториал
УРСС, 2001.