Предпосылки и цели региональной интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:49, контрольная работа

Краткое описание

Мировое экономическое развитие во второй половине, и особенно в конце XX века убедительно показало, что высшей формой развития мирового воспроизводственного процесса является интеграция, представляющая собой объективный процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Предпосылки и цели региональной интеграции………………………………6
Показатели интенсивности интеграционных связей в региональных экономических группировках………………………………………………….11
«Новый регионализм». Мегарегиональная интеграция……………………...12
Статистические и динамические эффекты региональных
интеграционных соглашений…………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

курсовая5.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

    Теория  «второго лучшего» - помимо свободы торговли, безусловно, ведущей к росту совокупного благосостояния, еще одного варианта торговой политики, которая также, безусловно, обеспечивала бы рост совокупного благосостояния, не существует.

    Хотя  интеграция и не является наилучшим  вариантом торговой политики, многочисленные исследования интеграции показывают, что в большинстве случаев позитивные эффекты, которые возникают в результате ее развития, перевешивают эффекты негативные. Общие закономерности этого следующие:

    • Чем выше уровень таможенных тарифов, существовавших до интеграции, тем  выше вероятность, что их отмена приведет к тому, что эффект создания торговли будет превалировать над эффектом ее отклонения. Чем ниже уровень таможенных тарифов, существовавших до интеграции, тем выше вероятность, что их отмена приведет к тому, что эффект отклонения торговли будет превалировать над эффектом ее создания.

    • Чем ниже уровень общего таможенного  тарифа в отношении третьих стран, установленного интегрирующимися странами, тем меньше вероятность преобладания эффекта отклонения торговли.

    • Чем больше стран интегрируются  друг с другом и чем больше их размер, тем выше вероятность преобладания эффекта создания торговли.

    • Чем ближе уровень экономического развития стран и чем сильнее  конкуренция между ними, тем больше вероятность преобладания эффекта  создания торговли. В этом случае каждая из стран станет специализироваться на тех товарах, которые она может производить с относительно меньшими издержками, и их экспортировать.

    • Чем больше был объем торговли между интегрирующимися странами до создания интеграционного объединения, тем выше вероятность преобладания эффекта создания торговли.

    Помимо  рассмотренных выше эффектов создания торговли и ее отклонения, которые  проявляются немедленно после создания интеграционного союза, к числу  статических эффектов интеграции можно  отнести сокращение административных расходов на содержание таможенных и пограничных органов. В результате сокращения совокупного спроса на импорт из стран, не входящих в интеграцию, может произойти улучшение условий торговли группы стран, в ней участвующих.

    В числе динамических эффектов интеграции, которые проявляются, когда интеграция набирает силу, необходимо отметить возрастающую конкуренцию между производителями из разных стран, которая сдерживает рост цен, приводит к улучшению качества товаров, стимулирует создание новых технологий и пр. В результате интеграции страны-участницы начинают использовать преимущества экономики масштаба, что позволяет увеличивать объемы производства и сокращать издержки. Интеграция обычно ведет к притоку иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не вошедших в объединение, стремятся сохранить за собой определенный сегмент закрытого общим таможенным барьером рынка за счет создания предприятий внутри интегрирующихся стран. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Итак, необходимо выделить основные преимущества и отрицательные последствия  интеграции для экономического развития стран-участниц.

    В странах, создавших интеграционные объединения, как правило, наблюдаются положительные сдвиги в экономике:

  1. Увеличение размеров рынка – эффект от масштабов производства, на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия.
  2. Возрастающая конкуренция между производителями из разных стран сдерживает рост цен, стимулирует улучшение качества товаров и создание новых технологий, обусловливает сокращение относительно неэффективных производств;
  3. Обеспечение лучших условий торговли.
  4. Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.
  5. Распространение передовой технологии.
  6. интеграция обычно ведет к притоку иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не вошедших в объединение, стремятся сохранить за собой определенный сегмент рынка, закрытого общим таможенным барьером, за счет создания предприятий внутри интегрирующихся стран.

  Отрицательные последствия:

  1. Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресерсов (факторов производства), идёт перераспределение в пользу более сильных партнёров.
  2. Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц , что приводит к повышению цен.
  3. Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.

    Основными этапами развития интеграционного  процесса являются преференциальное торговое соглашение, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический  союз. Интеграция начинается с либерализации взаимной торговли товарами, включает создание общего таможенного тарифа в отношении третьих стран, дополняется свободой межгосударственного передвижения факторов производства и завершается унификацией макроэкономической политики и созданием надгосударственных органов управления. Несмотря на быстрый рост числа интеграционных объединений, большинство из них находятся на ранних стадиях становления.

      Если в результате образования  таможенного союза возникает  только эффект создания торговли, то масштабы торговли, осуществляющейся на свободной от таможенных ограничений основе, возрастают и благосостояние всех стран - как участвующих, так и не участвующих в интеграции - повышается. Если в результате образования таможенного союза возникает эффект отклонения торговли, то благосостояние неучаствующих стран однозначно ухудшится, а стран-участниц либо ухудшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам превзойдет эффект создания торговли, либо улучшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам будет меньше эффекта создания торговли. В соответствии с теорией «второго лучшего», помимо политики свободы торговли, нет второй альтернативной торговой политики, воздействие которой на международное благосостояние было бы однозначно позитивным.

    В современное время  на пути развивающихся стран стоит ряд препятствий:

  1. интегрирующиеся страны слабо дополняют экономики друг друга, что сдерживает  процесс интеграции, отсюда следует, что необходимы структурные изменения;
  2. не развита инфраструктура;
  3. различия уровней и потенциалов развития;
  4. политическая нестабильность;

    Экономическая интеграция является не только важным средством экономического и культурного  сближения стран и народов, но и действенным инструментом для  устранения военной опасности в мире. Совершенно очевидно, что сегодня необходимо новая – открытая деполитизированная и деидеологизированная организация, которая, ни как, не ущемляя суверенные права своих членов, помогла бы им легче перевести сотрудничество на рыночную основу и общепринятые в мировой практике принципы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    1. А.Г.Гранберг. Региональная политика  в программах экономических реформ // Федерализм и региональная политика. Выпуск 1. Новосибирск, 2005

    2. М.К.Бандман, В.В.Кулешов, В.Е.Селиверстов. Интеграционные процессы в Сибири // В сб.: Россия и СНГ: дезинтеграционные и интеграционные процессы. Серия "Проблемы регионального развития". Выпуск 2, М., 2005

    3. В.В.Климанов, А.М.Лавров. Региональная  стратегия коммерческих банков России. // Регион: экономика и социология. – 2006. - №4.

      4. Интеграция в Западном полушарии /Отв. ред. А.Н. Глинкин. М.: ИЛА РАН. 2004.

        5. Глинкин А.Н. НАФТА после мексиканского кризиса. //Латинская Америка. М., 2007. № 2.

     6. Перова М. Международная форма регулирования иностранных инвестиций. (Опыт Североамериканской зоны свободной торговли). // Хозяйственное право. М., 2007. № 8.

        7. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА): проблемы и перспективы. Научные конференции. // США: экономика, политика, идеология. М., 2005. № 4 и 5.

        8. Международные экономические отношения – ИНТЕГРАЦИЯ (учебное пособие) авторы Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е. Рыбалкин, Георг Фишер. Изд. Москва “Банки и биржи” Издательское объединение “ЮНИТИ” 2007г.

        9. Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет) МИД РФ, В.Н. Харламова – Международная Экономическая Интеграция (учебное пособие), изд.

Информация о работе Предпосылки и цели региональной интеграции