Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:55, курсовая работа
Макроэкономика как наука возникла в связи с необходимостью теоретического обоснования мер регулирования, предпринимавшихся правительствами различных стран в период Великой экономической депрессии в конце первой трети ХХ в. Основными целями макроэкономического регулирования, механизмы достижения которых и исследует макроэкономика, являются:
• высокий уровень и устойчивые темпы экономического роста;
• высокий уровень занятости трудоспособного населения и низкий – его вынужденной безработицы;
• стабильный уровень цен;
• внешнеэкономическая сбалансированность.
Для реализации этих целей государство располагает системой мер воздействия на экономику, важнейшими из которых выступают денежно-кредитная, бюджетно-налоговая (фискальная), внешнеэкономическая политика и политика регулирования доходов.
Макроэкономических теорий, опирающихся на разные подходы, методы, факторы достаточное количество. Некоторые из теорий противоречат друг другу, некоторые дополняют друг друга. Ниже представлены обзоры основных теорий макроэкономикиакроэкономика является одной из самых молодых экономических наук.
Своё начало макроэкономическая наука берет еще в XVI в. В 1576 г. француз Жан Боден обосновал изменение уровня цен (т.е. инфляцию) результатом изменения соотношения между количеством денег и товаров. Это были первые попытки макроэкономического анализа цен с использованием количественной теории денег. Данная теория стала основой современной монетарной теории, о чем пойдет речь позже.
Своей зрелости, история макроэкономики достигла в 30-е годы XX века, в период мирового экономического кризиса. С 1940 по 1980-е годы идет «консолидация» этой науки, а с 1980-х годов и позднее начинается плодотворное развитие макроэкономики.
Макроэкономических
теорий, опирающихся на разные подходы,
методы, факторы достаточное
Марксистская политическая экономия – это направление в экономической теории, основу которого составляет трудовая теория стоимости (классической политэкономия).
Свою теорию К.Маркс разработал опираясь одновременно на три научных источника: английскую классическую политическую экономию Смита и Рикардо, немецкую классическую философию Гегеля и утопический социализм. У Смита и Рикардо им заимствованы трудовая теория стоимости, положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного труда. У вторых — идеи диалектики и материализма, у третьих - понятие классовой борьбы, элементы социологического устройства общества.
По убеждению К. Маркса в капиталистической системе трудятся ради прибыли, в ней имеет место эксплуатация одного класса другим, а человек (и предприниматель и рабочий) становится чуждым самому себе, так как не может самореализоваться в труде, деградировавшем лишь в средство существования в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкурентной борьбы. А что касается подлинной свободы вне труда, т.е. свободного времени, то оно, по Марксу, «мерилом богатства» станет не при капитализме, а при коммунизме. Однако у автора «Капитала» нет никаких убедительных данных ни о том моменте, когда капитализм перестанет функционировать, ни даже о том, что в данный конкретный момент он должен перестать функционировать. Маркс представил определенное число доводов, позволяющих считать, что капиталистический строй будет все хуже и хуже функционировать, однако он не доказал экономически, что внутренние противоречия капитализма разрушат его.
Следует подчеркнуть, что в доводах К.Маркса о неизбежном крахе капитализма главным является не нарушение рыночных принципов распределения доходов между классами общества, а то, что эта система не обеспечивает полной занятости, тяготеет к колониальной эксплуатации и к войнам. Общественным идеалом он считал социализм и коммунизм. 5 Австрийская школа.
Основателем школы является К. Менгер, долгие годы возглавлявший кафедру Венского университета. Его идеи практически предопределили развитие австрийской школы. Основными представителями старой австрийской школы, помимо Менгера, являются его последователи Ф. Визер и Э. Бем-Баверк. Дальнейшее развитие идеи австрийской школы получили в работах таких видных экономистов, как Л. фон Мизес и Ф. Хайек, оказавших огромное влияние на современную экономическую мысль.
Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). К особенностям австрийской школы при изучении макроэкономических проблем также можно отнести крайний субъективизм и акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей.
Кейнсианская экономическая школа была основана британским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом в 1936 году, когда он опубликовал свою книгу «Общая теория занятости, процента и денег». К этому времени Великая Депрессия пошатнула веру в классическую экономику. Кейнс, исходя из своих исследований, опыта мировой войны и Великой Депрессии 1929—1933 годов, пришёл к заключениям, практически полностью опровергавшим идеи классицизма. Во-первых он показал, что на рынке не может оперировать только совершенная конкуренция. Во-вторых, предположил, что в краткосрочном периоде цены могут «залипать», то есть не меняться в течение небольшого промежутка времени. Для представителя кейнсианской мысли экономика может быть нестабильной. Кейнс был уверен, что в определенных ситуациях рынок не в состоянии поддержать себя сам. Иногда государство должно вмешиваться в экономику, чтобы устранить «неполадки». Таким образом, Кейнс был сторонником смешанной экономической системы. 8 Новая классическая школа. Теория рациональных ожиданий.
Новая
классическая школа возникает в
1960-х годах и к концу 1970-х - началу
1980-х годов становится одним из
ведущих направлений
Основоположники
теории полностью полагаются на механизм
рыночного саморегулирования
Сторонники концепции рациональных ожиданий отвергают государственное регулирование экономики, а меры экономической политики считают неэффективными и бесперспективными. Сторонники концепции рациональных ожиданий отвергают государственное регулирование экономики, а меры экономической политики считают неэффективными и бесперспективными.
Монетаризм считается одним из направлений неоклассической экономической мысли. Он возникает в середине 1950-х годов в США. Одним из признанных основателей и лидеров монетаризма является представитель так называемой Чикагской школы М. Фридмен.
Данная школа основывается на том, что предложение денег в экономике является главным критерием её развития. Монетаристы считают, что согласно монетарному правилу, экономика всегда стабильна и функционирует на полном уровне занятости ресурсов, если предложение денег меняется с постоянной скоростью. Также, для приверженцев монетаристской школы долгосрочный период в экономике играет большую роль, чем краткосрочный. Знаменитое уравнение количественной теории денег (MV = PY) было сформулировано Ирвингом Фишером, что стало одной из важных составляющих монетаристской школы.
Монетаристы часто спорят с представителями кейнсианской экономической школы по поводу эффективности проведения монетарной и фискальных политик.
Первые
рассматривают эффективность
Новое кейнсианство - это школа мысли в современной макроэкономике, представляющая собой развитие идей Джона Мейнарда Кейнса. Основывается она в 1991 году благодаря трудам таких влиятельных экономистов, как Грегори Мэнкью, Дэвид Ромер, Оливер Бланшар и Стэнли Фишер. Мэнкью и Ромер также, в этом же году, выпустили в двух томах книгу «Новая кейнсианская экономика».
Возникновение этой школы является логическим следствием попыток представителей данной традиции вписать кейнсианство в стандарты современного экономического анализа. Основным пунктом разногласий между новыми классиками и новыми кейнсианцами является вопрос о том, как быстро происходит корректировка зарплаты и цен. Новые классики выстраивают свои макроэкономические теории на допущении о гибкости зарплаты и цен. Они считают, что цены быстро «расчищают» рынки (т. е. обеспечивают равенство спроса и предложения). Новые кейнсианцы полагают, что модели расчистки рынков не могут объяснить краткосрочных экономических колебаний и, поэтому, они выступают за модели с «ригидными (не гибкими) » зарплатой и ценами. Теории новых кейнсианцев основаны на жесткости зарплаты и цен, как необходимость объяснения того, почему существует вынужденная безработица и почему денежная политика оказывает такое сильное воздействие на экономическую активность.
Элементы
нового кейнсианства теории, такие как
издержки меню, асинхронность в установлении
цен, несовершенство координации и эффективная
зарплата призваны объяснить отсутствие
гибкости при изменении цен. Эти выводы
расходятся с допущениями классической
школы. Таким образом, новокейнсианская
теория дает рациональное обоснование
для государственного вмешательства в
экономику, как например, антициклическая
денежная или фискальная политика.
ВВЕДЕНИЕ
Макроэкономика,
как и микроэкономика, представляет
собой раздел экономической теории. В
переводе с греческого слово «макро» означает
«большой» (соответственно «микро» - маленький),
а слово «экономика» - «ведение хозяйства»