Предложение и факторы его определяющие Монополистическая конкуренция + Задача

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:00, контрольная работа

Краткое описание

Под предложением понимают чью-либо готовность продать товар. Основными поставщиками товаров на рынок являются производители. Их сбытовая и ценовая политика подчиняется нескольким целям, главная из которых - максимизация прибыли.

Оглавление

1 Предложение и факторы его определяющие 2
2 Монополистическая конкуренция 7
3 Определить общие, средние, предельные издержки. Построить график 19
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

_ВГЭК Конт ЭТ Предложение и факторы его определяющие Монополистическая конкуренция + Задача.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

ВЯТСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономическая теория» 

Вариант 7 
 
 
 
 
 

    Выполнила студентка:    

    группы  _____

    Чемоданова  М.Г 
     

     Преподаватель:  

     ___________________ 
 
 
 
 

Киров 2012 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Предложение и факторы его определяющие
 

       Под предложением понимают чью-либо готовность продать товар. Основными поставщиками товаров на рынок являются производители. Их сбытовая и ценовая политика подчиняется нескольким целям, главная из которых - максимизация прибыли.

       В то же время объем прибыли напрямую зависит от цены продукции.

       Если  рыночная цена товара имеет тенденцию  к повышению, то производители будут  заинтересованы в расширении объемов  производства, и наоборот.

       Итак  объем предложения - это максимальное количество какого-то товара, которое согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях.

       Зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения (law of supply). Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически:                                                     

 

       Например, точка А характеризует ситуацию, когда при понижении цены производитель  будет предлагать меньше товара, а  точка В - наоборот, при повышении  цены - больше предлагается товара. Принято откладывать цену по вертикальной оси, а зависимую  переменную - объем продажи (предложение) по горизонтальной оси.    

         Кривая предложения (supply curve) показывает, какое количество экономического  блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.      

       То  есть фактически кривая предложения  характеризует зависимость величины предложения (объема продаваемых благ) от цены. Изображенная кривая S (от англ. supply) характеризует уровень цен  и объем продаж блага в определенный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.

       В общем виде функция предложения  имеет вид:                                                 

        Qs = f(P)

       где Qs - величина предложения (quantity of supply) или  объем продаваемого товара; Р - цена. 

       Эластичность  предложения показывает степень  реакции производителя на изменение  величины какого либо фактора. Ценовая  эластичность предложения характеризует чувствительность изменения объема производства (продаж) к изменению цены товара. Эластичность предложения рассчитывается как отношение процентного изменения количества производимой (продаваемой) продукции к процентному изменению цены:

    ES = ((Q2-Q1)/Q1): ((P2-P1)/P1)

       Если  интенсивность реакции производителя  на изменение цен велика, то предложение  эластично, и наоборот.

       Факторы, влияющие на эластичность предложения

    • Фактор времени
    • Степень сохранности товара, стоимость его хранения
    • Возможности (гибкость) технологического процесса.

       Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, имеющегося в распоряжении производителя (продавца) для того, чтобы отреагировать (принять меры) на данное изменение  цены продукта. Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность:

       а) в кратчайшем периоде, когда все  факторы производства постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению(понижению) цен, но не отражается на величине предложения ( ЕS = 0).

       б) в коротком (среднесрочном) периоде, когда предложение может в некоторой степени отреагировать на изменение спроса и, соответственно, цены, могут быть изменены только некоторые факторы производства. Например, путем привлечения дополнительных рабочих, сырья и т.д. Объем предложения изменится, но незначительно( 1 > ЕS > 0):

       в) в длительном (долгом) периоде, когда  возможностей для увеличения объема производства продукции гораздо  больше, т.к. все факторы производства являются переменными (в т. ч. производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.) коэффициент эластичности стремится к бесконечности.

       Для томатов решающим фактором при ценообразовании, а, следовательно в исчислении эластичности, является фактор времени, так как  томаты являются скоропортящимся товаром.

       Таким образом, кроме фактора времени на предложение влияет также степень сохранности товара: помидоры не могут долго храниться,  поэтому цены на помидоры снижаются достаточно быстро.

       Следовательно, тип эластичности  предложения  томатов со стороны фермера в  зависимости от временного периода, предоставленного  для реализации продукции следующий (проиллюстрируем это графически (рис. 1).

    

       Рис. 1 Предложение в трех периодах:

       а) мгновенный период б) среднесрочный  период в)долгосрочный период 

       а) в кратчайшем периоде – абсолютно неэластичен, то есть с изменением цены объем предложения на свежие томаты не изменяется;

       б) в коротком (среднесрочном) периоде  – предложение эластично, так  как томаты не могут долго храниться, то цены на томаты в зависимости  от срока их сбора снижаются при росте объемов предложения;

       в) в длительном (долгом) периоде –  предложение абсолютно эластично, так как фермер при исходе срока  хранения томатов стремиться продать  их по возможной цене.

  1. Монополистическая конкуренция
 

       Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:

    • рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции;
    • характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;
    • рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.
    • Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.

       Причины и история возникновения

       Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX - начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно - технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей ».

       Большинство случаев несовершенной конкуренции  можно объяснить двумя основными  причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли.

       Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной  конкуренции, когда существуют трудности  для вступления новых конкурентов  в отрасль. Так называемые "барьеры  входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего количество фирм. В других случаях может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль.

       Виды  несовершенной конкуренции

       В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

       Рынок монополистической конкуренции  состоит из множества покупателей  и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов. Монополистическая конкуренция - тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара. На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 10 % общего объема продаж на данном рынке. Вход на данный рынок не затруднен такими барьерами как при монополии или олигополии, но и не настолько легок, как при совершенной конкуренции.

       Реальные  изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним  оформлением, но эти различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться в сопутствующих товару услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цен, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных рыночных сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой, методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях монопольного рынка.

       Э. Х. Чемберлин в работе «Теория  монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости» очень ярко подчеркивает особенность монополистической  конкуренции: «Сказать, что каждый производитель в какой-либо отрасли имеет монополию на свою собственную разновидность продукта, не значит сказать, что отрасль монополизирована. Напротив, внутри отрасли может иметь место весьма интенсивная конкуренция, но, конечно, не такая, какая описывается теориями чистой конкуренции, - она отличается монополией на собственную разновидность продукта. … Монополистическая конкуренция есть, безусловно, нечто отличающееся и от чистой монополии, и от чистой конкуренции».

       Он  обратил внимание на то, что дифференциация товара приводит к тому, что вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Дифференциация не исключает и монополии на продукт. Власть монополии, однако, не распространяется на более широкий класс товаров, разновидностью которого является монополизированный продукт. До Э.Чемберлина термин «монополистическая конкуренция» употреблялся в отношении олигопольного строения рынка, например у А.Пигу: «Монополистическая конкуренция - конкуренция между несколькими продавцами, каждый из которых производит значительную долю всей выпускаемой продукции».

       Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) - тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар может быть и дифференцированным, и стандартным. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, персональные компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Если какая-либо сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

Информация о работе Предложение и факторы его определяющие Монополистическая конкуренция + Задача